СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА : " Власть и церковь. Церковный раскол".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аудитория: 10 класс

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

Автор Е.Д.Высочина

Технологии: групповая технология, технология проблемного обучения, технология сотрудничества.

Форма интеграции: интеграция предметных областей(МХК и литература, история России, Всемирная история)

Методы, используемые на уроке: объяснительно –иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный

Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая работа, фронтальная Методическая цель урока:

1.Закрепить и систематизировать знания о событиях в период правления царя Алексея Михайловича.

2Продолжить формировать умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. 3.Коррекция знаний, умений и навыков.

Задачи урока:

Образовательная (дидактическая):

  1. знать,что такое раскол и выявлять причины конфликта власти и церкви;
  2. оценивать роль православной церкви в политической истории страны в XVII веке;
  3. связывать раскол православной церкви с общеевропейской Реформацией;
  4. продолжить формировать умение выявлять влияние политических событий на духовную жизнь страны;
  5. познакомить с культурным наследием эпохи;
  6. знать жанровые особенности "Жития протопопа Аввакума."

Воспитательная:

  1. воспитывать у учащихся чувство гражданственности, уважения и любви к прошлому своей страны, её культурному наследию;
  2. способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия.

Развивающая:

  1. продолжить формировать навыки работы с текстом (выделять главное, сравнивать, выявлять общее и отличительное);
  2. развивать умение сравнительного анализа и обобщения, ведения диалога с использованием межпредметных связей;
  3. совершенствовать умение учащихся выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение;
  4. развивать умения формулировать выводов, адекватных полученным результатам;
  5. продолжить развитие навыка работы в группе.

Оборудование урока: использование кинофрагмента из передачи Р.Разумовского серии «Кто мы? Реформы по-русски» (серия посвящена реформе Никона), мультимедийная презентация, компьютеры, подключённые к сети Интренет, репродукции картин А.Кившенко “Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги”, В.Суриков “Боярыня Морозова”, С.Иванов “Во времена раскола", Г.Мясоедов "Сожжение протопопа Аввакума", тексты из «Жития протопопа Аввакума», В. Сурикова «Боярыня Морозова», Г.Мясоедова «Самосжигатели», В.Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере», С.Милорадовича «Черный собор». Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году, Фото – переплет книги «Кругъ церковнаго древнего знаменнаго пения» 1884г., «В старообрядческом храме», «Митрополит Алимпий Московский и всея Руси», рисунки – старообрядческие символы.

Основные понятия урока: церковная реформа, раскол, раскольники, никониане, старообрядчество, патриарх, протопоп, рукоположение, новаторство.

Личности в истории: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум.

Опережающее задание: вспомнить события периода Смуты, деятельность патриархов Гермогена и Филарета, повторить содержание церковной реформы 1653-1655 гг.; события противостояния царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, ознакомиться с содержанием документов и отрывками из "Жития протопопа Аввакума, им самим написанное" с которыми предстоит работать на уроке.

Повторить материал о сущности идеологии «Третьего Рима», об идеале «Святой Руси», о византийской «симфонии власти». Используя материал курса новой истории – повторить основные идеи протестантизма.

Ход урока:

1.Организационная часть: мотивация.

Учитель: 15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет.

Давайте вспомним, что такое Смутное время?

Ученик. Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века.

Учитель: Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его. Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту. Память об этих событиях мы свято чтим и поныне, ежегодно отмечая праздник.

Ученик :День народного единства, 4 ноября.

Учитель: Восстанавливать страну из разрухи, возвращать утраченные территории пришлось не одно десятилетие. Преодолевать трудности, не сломаться испокон века русскому человеку помогала.

Ученик христианская вера, церковь

Учитель: В период феодальной раздробленности, во времена монгольского ига, в период становления Московского царства она оставалась стержнем, становым хребтом России. В Смуту роль церкви пошатнулась. Кто смог сохранить ее значение

Ученик: благодаря патриарху Гермогену, смогла сохранить своё значение. Его духовное сопротивление полякам, бесстрашное обличение до последнего вздоха, нашло отклик в сердцах многих верующих.

Учитель: После Смуты усиление церкви связано с именем патриарха Филарета.

2.Актуализация знаний:

Учитель: Какую роль сыграл патриарх Филарет в усилении церкви?

Ученик: Имея влияние на своего сына, царя Михаила, ему удалось сосредоточить в своих руках как светскую, так и духовную власть. Практически он был правителем в течение 14 лет. Все его усилия были направлены на укрепление страны и самодержавия.

Учитель: Ребята просмотрите фрагмент из фильма Ф.Разумовского «Кто мы? Реформы по-русски». (В фильме поднимается вопрос о причинах реформы церкви.)

Ответье на вопросы : О чем мы сегодня будем говорить ?

После просмотра фрагмента фильма

Ученик: о церковной реформе, о Никоне.

Учитель: А как бы вы назвали тему нашего урока?

Ученик: " Власть и церковь. Церковный раскол".

Учитель: Какие причины реформы вы можете назвать?

Ученик: причины церковных реформ:

  • образование единого Российского государства и более сильной власти государя.
  • Установление церковных связей с южнославянскими народами после воссоединения Украины с Россией.
  • Необходимость единообразия церковных обрядов и богослужебных книг.
  • Рукописный характер большинства церковных книг.
  • Множество разночтений, искажений в церковной литературе.

Учитель: На доске репродукция картины А.Кившенко “Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги”. В каком году началась реформа?

Ученик: 1653-1654г началась церковная реформа.

Учитель: К чему привели разноласия ?

Ученик: К расколу.

Учитель: Состаьте сенквейн к понятию раскол.

Учитель: Какой смысл мы вкладываем в термин "раскол"?

Ученик: Разделение на официальную Православную церковь и Старообрядчество никониане и старообрядцы

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Церковь укрепившая свои позиции после Смуты пыталась занять господствующее положение в политической системе.

Посмотрите на картину С. Иванова “Во времена раскола"

Сформулируйте проблемный вопрос

Ученик: Почему в период усиления церкви и её влияния в государстве, произошёл раскол?

Работа в группах с документами

1 группа: Л.А. Кацва. Церковь и государство в XVII веке.

2 группа: Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Гл.4. Патриарх Никон

3 группа: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви.

Учитель: Проанализировав текст и привлекая ранее полученные знания, определите и выявити причины раскола.

Представитель от группы докладывает результаты работы.

Ученик: Причины:

  1. Противоречия в церковной среде;
  2. Психологическая негатовность части верующих к реформе.

Ученик: Церковь переживала два сложных внутренних процесса: с одной стороны - борьба за первенство духовной и светской власти, которая была спровоцирована патриархом Никоном, с другой стороны - в связи с реформой, начинается раскол внутри церкви.

Учитель: На основе анализа информации из документов ответьте на вопросы.

В чём заключалась основная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче?

Ученик: Никон стремился восстановить положение церкви в государстве. Его убеждённость, что священство выше царства, позволяла ему бесцеремонно вмешиваться в государственные дела, и публично давать наставления царю Алексею. Обрядовая составляющая церковной реформы Никона, по сути не затрагивавшая каноны, многими воспринималась не исправлением обрядов, а их нарушением, и люди видели в этом вероотступничество.

Углубление знаний происходит за счёт расширения информационного пространства.

Учитель: Стояла ли проблема раскола в других странах?

Ученик: Реформация - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией

Учитель: Вспомните историю Средних веков, какое выражение пришло к нам из истории борьбы между папой римским и германским императором? Что оно означает?

Ученик: противостояния римского папы Григория VII (священство) и германского императора Генриха IV(царство).

4. Первичная проверка понимания

Учитель: Нужна ли была реформа русской православной церкви в XVII веке?

Задание: Используя информацию из документов и ранее полученные знания ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, почему в русских богослужебных книгах к середине XVII в. накопилось так много искажений и неточностей?

- Какие книги предполагалось взять за образец при исправлении русских богослужебных книг? Какие точки зрения существовали? Чем были вызваны разногласия?

- И протопоп Аввакум, и патриарх Никон считали необходимым скорейшее исправление богослужебных книг, почему же тогда после начала реформы оказались по разные стороны?

Ученик: Страна ощущала сильное западное влияние: появилось много иностранцев на государевой службе, была включена в состав государства Левобережная Украина, долгое присутствие поляков во время Смуты. Сторонники протопопа Аввакума были противниками любых отступлений от традиций, тем более в вере, а Никон, несмотря не необходимость проводимых им изменений, олицетворял сторонников перемен по иностранному образцу.

Учитель: Противоборство светской и духовной власти вовлекло в водоворот событий огромное количество людей. На церковном Соборе в 1666 г. оба участника противостояния и Никон, и протопоп Аввакум были осуждены. "Царство" победило. Но каждый из соперников оставил неизгладимый след в истории и культуре нашей страны.

Учитель: Давайте вспомним, в чём особенности развития культуры в XVII веке?

Ученик: Двойственный, переходный характер культуры: обмирщение усиление светского начала, ослабление позиций церкви, рационализация картины мира; демократизация; идея ценности человеческой личности; появление новых жанров в литературе и живописи, театрального искусства; усиление контактов с зарубежной культурой; развитие образования, рост числа грамотных людей.

Учитель: Какую роль играли литература и искусство в жизни людей XVII в.?

Важно понять, в какие художественные формы облекались идеи времени и как они связывались с последующими культурными процессами.

1. " Никоновский" след в русской архитектуре" (выступление ученика)

Учитель: Какое значение придавал патриарх Никон строительству монастыря?

Ученик: Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь как воплощение идеи "Третьего Рима" был построен по образу палестинских святынь.

Учитель: На основе изученного, текстов документа составьте исторический портрет патриарха Никона.

Учитель 2. "Литературный след" протопопа Аввакума. «Житие протопопа Аввакуума»

Учитель: Что необычного в полном названии произведения?

Ученик: Соединение автобиографии и жития.

Учитель: Что отличает жития от других произведений?

Ученик: По канону житие должно состоять из определенных событий: благочестие героя, дар чудотворения, подвиги, посмертные чудеса.

Учитель: В чём жанровая особенность "Жития протопопа Аввакума"?

Формируются новые группы для работы с фрагментами текста "Жития".

Дети знакомятся с книжным изданием "Жития.", но работа осуществляется по электронному переведенному изданию Натальи Владимировны Понырко по ссылке http://spektorov.narod.ru/slav/avvakum.pdf)

Группами формулируется главная мысль отрывков

Ученик: Основы истинной церковной веры, обличение социальной несправедливости.Начало служения Аввакума. Тяготы сибирской ссылки. Возвращение из ссылки.

Учитель: Как выстроена композиция текста? Какова логика сюжетной линии?

Ученик: Во вступлении Аввакум погружает читателя в догматы христианской религии. Затем следует описание основных событий жизни страстотерпца. В этот рассказ органично вплетаются перемежающие друг друга проповеди и лирические отступления. Аввакум нарушает канон жития - пишет автобиографию. Но его автобиография подтверждает святость старца. В «Житии…» повествуется о чудесных знамениях: «И пал на землю на лице свое, рыдал горько; и забылся лёжа. А очи сердечнии при реке Волге; вижу: плывут стройно два корабля златы, и весла на них златы, и шесты златы, и всё злато; и я спросил: «Чьи корабли?» А потом вижу: третий корабль, не златом украшен, но разными пестротами, красно и бело, и сине, и чёрно, и пепелно… Юноша светел, на корме сидя, правил, и я вскричал: «Чей корабль?», и сидящий на нём отвечал: «Твой корабль; доплывай на нём с женою и детьми; коли докучаешь». И я, вострепетав, рассуждаю: что се видимое и что будет плавание?» В заключении рассказывается об исцелении Аввакумом бесноватых, как и положено в житиях. Завершается «Житие Аввакума…» его обращением к своему духовному отцу, сподвижнику и единомышленнику старцу Епифанию.)

Учитель: Какие приёмы использует протопоп, чтобы перед читателем предстало описываемое им как картина?

Ученик: Речь Аввакума яркая, насыщенная образами. Ему удаётся сформировать у читателя ощущение присутствия автора. Он вплетает в рассказ события своей жизни и наблюдение за чужими, подробно останавливается на тех моментах, которые для него значимы. Своей безыскусностью ему удается завлечь читателя. Он говорит на «мужицком», «подлом» языке.»

Признание словесного мастерства автора можно поддержать высказываниями:

Аввакум “писал таким языком, что каждому писателю следует изучать его” (И.С. Тургенев)

«Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос." А. Н. Толстой)

Учитель: Протопоп Аввакум плодовитый автор: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные - около 80 сочинений, подавляющее большинство из которых, он написал в период своего заточения. Не сломленный духом, Аввакум продолжает бороться за чистоту веры, пером поддерживая своих сподвижников.

Учитель: Когда слово становится делом и может расцениваться как подвиг?

Ученик: В своих обличениях и призывах Аввакум не голословен, веря в бессмертие праведников, он идёт до конца, совершая духовный подвиг. Слово и дело"огненного протопопа" не расходятся.)

Учитель: Составить исторический портре т потпопа Аввакуума.Насколько образ Аввакума из «Жития» соответствует историческому образу, ранее сложившемуся у вас?

5.Контроль

Учитель: Для чего Никон провел реформу?

Ученик : Вывод о том, что в Москве давно гармоничное взаимоотношение двух властей было переиначено на русский лад, отражавший особенности течения истории. К XVII веку «независимость» церковных властей означала их известную автономию. Но мера этой автономии все больше склонялась не в пользу церкви. Никон с помощью реформы пытается исправить положение и возвысить церковную, а точнее, патриаршую власть. А это был бы уже другой путь.

Учитель: Каковы итоги деятельности Никона?

Ученик : Вывод: Он был ортодоксален в отношении католицизма и протестантизма, в отношении к раскольникам. Реформа все же раздвинула рубежи общения внутри православной цивилизации. За церковными реформаторами оказалось будущее. Победа осталась и за светской властью.

Учитель: В чем политический смысл раскола?

Ученик : Москва, мечтавшая о лаврах Третьего Рима – о собственной империи получила свободу действий. Руками Никона церковь подчинилась и стала служить светской власти, а на старую свободную – устроили гонения.

Подводятся итоги работы на уроке. - Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.

Рефлексия. Продолжите предложения:

Я узнал на уроке…

Меня удивило, что ….

Мне кажется …

Новое…

Есть вопросы…

Домашнее задание п.10

Категория: История
20.03.2015 20:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!