СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. (8класс). Cоставила:Щербакова Наталья Николаевна МАОУ ПСОШ №1 Джидинский район. Девиз: Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. (8класс).

Cоставила:Щербакова Наталья Николаевна

МАОУ ПСОШ №1 Джидинский район.

Девиз: Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай!

Цели урока:

Образовательная – Добиться усвоения у учащихся знаний о движении крови в сосудах, о роли физических упражнений и спорта в нормализации давления;

Формировать умения и навыки анализировать состояние собственного организма в зависимости от частоты сердечных сокращений;

Продолжить формирование умений делать выводы и предлагать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья сердечно-сосудистой системы;

Развивающая – Продолжить формирование умений обобщения, выявлять зависимости между особенностями строения кровеносных сосудов и скоростью течения крови по сосудам, ЧСС и физической нагрузкой;

Отрабатывать навыки политехнические: умение подсчитывать пульс, пользоваться тонометром;

Продолжить отрабатывать навыки познавательной деятельности.

Воспитательная – Продолжить формирование научного мировоззрения, причинно-следственных связей;

Содействовать воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, направленной на личностно-ориентированный подход к обучению.

Подвести учащихся к пониманию необходимости использования знаний об особенностях строения кровеносной системы в практической деятельности и здоровом образе жизни.

Тип урока: Интегрированный (биология – физкультура – ОБЖ-физика)

Вид урока: Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование: УМК:Учебник – Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология, Человек». 8класс.

Тонометр, секундомер, мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал (инструктивные карты, графики).

План урока:

  1. Организационный момент (дидактическая цель)
  2. Актуализация опорных знаний: -Разноуровневые карточки задания

- Особенности строения кровеносной системы у человека (работа с таблицей у доски).

  1. Изучение новой темы -

Кровяное давление (сущность) самостоятельная работа в группах

Виды кровяного давления

Закон Бернулли (рассказ учителя физики)

Саморегуляция кровяного давления рассказ учителя биологии

Нарушение регуляции кровяного давления

Пульс (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника)

4. Закрепление знаний -

Практическая работа « Подсчет пульса» (проводит учитель физкультуры)

5. Первичная проверка знаний – тест.

  1. Итоги урока – Что вы узнали сегодня на уроке? Зачем вам нужны эти знания?
  2. Домашнее задание – Измерение пульса и кровяного давления у родных; рассказать о значение физических упражнений на кровеносную систему.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Тема урока – Движение крови по сосудам.

Что вы знаете по этой теме? Что вы должны узнать?

Ваша задача на уроке научиться подсчитывать пульс и с помощью подсчета пульса научиться определять частоту сердечных сокращений и делать выводы: об особенностях работы собственного сердца в покое и при нагрузке; о значении физических упражнений на нормализацию кровяного давления.

  1. Актуализация опорных знаний: Прежде чем перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним особенности кровообращения в организме человека (работа с разноуровневыми карточками, один учащийся с таблицей у доски). Взаимопроверка между группами.
  2. Изучение новой темы: Учащиеся записывают тему урока.

Что вы подразумеваете под понятием «Артериальное давление»?

(Проблемный вопрос записан на доске. Ответы учащихся. Учитель записывает их ответы на доске.)

По ходу выступления учителя биологии ученики делают краткие записи в тетради.

В кровеносной системе человека кровь движется в соответствие с физическими законами. Движение крови зависит от давления создаваемого сердцем во время его сокращения и сопротивления, создаваемого току крови стенками сосудов. Кровяное давление у человека- это результат взаимодействия нескольких причин. Каких, вы выясните по тексту учебника.

1 группа работает с текстом учебника Давление крови. Ответить на вопрос:

2 группа работает с текстом учебника. Ответить на вопрос:

Почему так происходит и почему кровь течет из артерий к венам, объясняет физический закон Бернулли.

Вывод: За счет разницы давления крови в сосудах, кровь устремляется в область более низкого давления, то есть течет от артерий к венам.

В нормальных условиях количество циркулируемой крови в сосудах меняется незначительно. Постоянный уровень кровяного давления поддерживается за счет механизма саморегуляции.

Так, в случае кровопотери организм может быстро увеличивать объем циркулируемой крови в результате дополнительного поступления в кровеносной системе крови из так называемых кровяных депо – селезенки, печени, кожи.

Как только кровяное давление начинает возрастать или падать, от рецепторов, расположенных в стенках крупных артерий и вен, в нервную систему поступает соответствующая информация.

Из нервных центров, управляющих работой сердца и сосудов, к сердцу идут импульсы, которые приводят либо к уменьшению частоты и силы его сокращений, либо к усилению работы сердца. К артериям же поступают нервные импульсы, Увеличивающие или уменьшающие просветы сосудов (учитель биологии демонстрирует схему рефлекторной дуги).

При сбоях саморегуляции появляется заболевание:

Гипертония – повышенное давление

Гипотония – пониженное давление (вывешивается на доске).

Наше время считается веком здорового общества. Как вы можете использовать данные знания в поддержании здорового образа жизни? (ответы учащихся)

Кто-нибудь замечал сильное пульсирование на запястье или на висках? Что это такое?

найдите определение артериального пульса. Ответьте на вопросы:

Где его можно обнаружить?

Может ли человек сам регулировать давление? (ответы учащихся)

  1. Закрепление знаний:

Опровергнем или подтвердим ваше мнение в ходе практической работы.

Ход работы и правильность оформления даны на доске или по инструктивным картам. Внимательно прочитайте и приступайте к работе (практическая работа происходит под руководством учителя физкультуры).

Проведение первого теста (в положении сидя).

Далее учитель биологии знакомит учащихся с устройством и работой тонометра.

Этот метод основан на прослушивании особых звуков, создаваемых при сдавливании сосудов плеча манжетой, в которую накачивают воздух. Накачав воздух в манжету с помощью груши, артерию плеча тем самым сдавливают. Затем постепенно выпускают воздух из манжеты. В тот момент, когда начинается восстановление тока крови через артерию, появляется своеобразный звук. Появление этого звука совпадает с уровнем максимального артериального давления (верхнее). Исчезновение звука соответствует минимальному артериальному давлению (нижнее).

У взрослого здорового человека в среднем максимальное артериальное давление равно 115-120 мм. рт. ст., а минимальное – 60 –85 мм. рт. ст.

У подростка 15 лет – 110/60-80 мм. рт. ст.

Проведение второго теста (после физической нагрузки).

Учитель физкультуры рассказывает о исторически известных людях и значении для них физкультуры.

У тренированных людей в период интенсивной работы, через коронарные сосуды может поступать в 4-5 раз больше крови, чем в покое. Увеличивается сила и скорость сокращений сердца, растет время его расслабления. При тренировках растет не только экономичность работы сердца, но и его общая масса. Утолщение волокон сердечной мышцы – один из важных показателей приспособления сердца к физическим нагрузкам.

Учащиеся оформляют практическую работу и делают выводы.

  1. Проверка знаний: тест. Самопроверка по ключу.
  2. Итоги урока.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока: Что такое артериальное давление? Где вы будите применять, полученные на этом уроке, знания? (ответы учащихся)

Давайте, сравним те знания, которые вы давали в начале урока и то, что вы узнали сейчас и сделаем вывод.

Надеюсь, что эти знаменитые люди станут для вас примером, а эти слова девизом:

Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай!

7. Домашнее задание: измерить пульс у родных и всем рассказать о значении физкультуры и спорта для сердца и кровеносной системы.

Литература, используемая при подготовке к уроку:

  1. Журнал «Здоровье и спорт».
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. ТЦ «Учитель», 2001 г.
  3. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Москва, Прометей, 1992 г.
  4. Лабораторные работы по анатомии. Биология в школе, №10 2001г.
  5. Махмутов М.И. Современный урок. Москва, просвещение, 1982 г.
  6. Никишов А.И., Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Задания для самостоятельных работ. Москва – Харьков, «РАУБ», 1996 г.
  7. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений. Биология. 1999 г.
  8. Уроки анатомии 9 класс.
  9. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Москва, «1 сентября», 2000 г.
  10. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология, Человек.

Приложение.

Лист учета знаний

Фи ученика_____________

Показания пульса

Имя испытуемого

В положении сидя

В положении стоя

После 10 приседаний

1

2

3

4

5

Вопрос: Объясните разницу числа сердечных сокращений в зависимости от состояния организма.

Карточки – задания:

Форма контроля

Повторение

опорных знаний

Самостоятельная работа с текстом

Лабораторная работа

Проверка новых знаний

Общее количество баллов (максимально 5 баллов)/ на 4 = оценка за урок

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Оценка учителя

Итоговая оценка

  1. Рассмотрите рисунок. Сделайте подписи.
  2. Какие функции в организме человека выполняет сердце?

1) Какими цифрами обозначены:

1. Круг кровообращения, который начинается с левого желудочка и заканчивается правым предсердием?

2. Круг кровообращения, в котором артериальная кровь по венам возвращается в левое предсердие?

2) Укажите цветными (синий, красный) стрелками направление движения крови по организму?

Категория: Биология
03.09.2017 16:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!