СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мудрых словах Адольфа Дистервега отмечалось: «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Сегодняшние дети – это будущий мир.  Согласно новым государственным образовательным стандартам, мы должны выпустить ученика, который активно и заинтересовано познает мир, умеющий учится, осознающий важность образования и самообразования. Поэтому передо мной встал вопрос: Как в связи с переходом на новые ФГОС  можно повысить качество обученности школьников? Какие технологии приемы необходимо для этого использовать? Этот вопрос остается для меня главным в моей педагогической работе. Используя в своей деятельности такие формы, как педагогическая мастерская, проектная технология, другие интерактивные методы, на многих уроках я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Потому что данная технология направлена на развитие самостоятельности учащихся.

При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них общий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления.

Критическое мышление – это мышление открытое, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.  Конечно может возникнуть вопрос: можно ли при работе с художественным текстом использовать ТРКМ? Ведь художественный текст – это не просто набор фактов и явлений, это особый мир, живущий по своим законам. Но именно эта технология позволяет учащимся вдумчиво и внимательно читать текст, создает условия для формирования собственного мнения и развития творческого мышления, формирует умение самостоятельно добывать знания под руководством учителя.

Как педагогическая технология, она имеет все признаки:

1. научность (базируется на деятельном подходе)

2. оптимальность (личностный, системный подходы)

3. Воспроизводимость процесса обучения и его результатов

4. Эффективность

5. Качественная и количественная оценка результатов обучения

6. Перевод учебного процесс на субъект

7. Программирование деятельности учителя и ученика

Сущность ТРКМ состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, работу в парах, в группах. Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность. Новизна данной технологии заключается в методических приемах, которые направлены, в конечном счете, на развитие речи учащихся. Практика на сегодняшний день показывает, что слишком малый процент выпускников школ владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.

Следует отметить и проблемы, связанные с внедрением данной технологии:

1. От учителя требуется нестандартный подход к каждому уроку.

2. Времени на подготовку каждого урока тратится очень много.

3. Материальные затраты.

Базовая модель ТРКМ включает в себя следующие стадии (этапы): вызов-осмысление содержания-рефлексия.

«Стадия вызов» позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать познавательный интерес к изучаемой теме или проблеме,помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

На данной стадии можно использовать следующие приемы:

1. «Корзина идей» (каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение в парах (2-3 минуты), а дальше все знания складываются в «корзину», причем, и правильные и неправильные. Даются только полные ответы – прием направлен  на развитие устной речи. Прием хорошо работает при изучении биографии и творчества писателей.

2. «Перевернутые логические цепочки» . Данным приемом можно использовать в начале урока при проверке домашнего задания или стать отправной точкой в получении нового материала.

3. Рассказ-предположение по «ключевым словам», по которым за 3-5 минут пишется «легенда», «рассказ», «история». Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цель к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу. Например, в 8 классе после урока «Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» на 1 этапе следующего урока записываются слова: « 1773-1775, Емельян Пугачев, А.С.Пушкин, Оренбург, 1832, старожилы, 3 тысячи, «История пугачевского бунта», «Капитанская дочка», очерк, повесть, 1836.  Учащиеся справляются с заданием:   «В 1837 году было поднято восстание под предвадительством казака Емельяна Пугачева. Спустя годы, в 1832 году, получив разрешение, А.С.Пушкин прибыл в Оренбург для сбора материалов. После встреч со сторожилами – очевидцами из-под пера поэта вышел знаменитый очерк «История пугачевского бунта»,изданный в 3 тысячи  экземпляров. Эти материалы были положены в основу повести «Капитанская дочка», написанной в 1836 году».                                                                                                                             

4. «Мозговой штурм». Данный прием проводится в группах по 4-5 человек. Этот прием развивает не только творческое мышление, но и речь. Данный прием можно использовать при изучении темы «Жанры фольклора» в 7 классе.

5. «Знаю- Хочу знать-Узнал». Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить ее и систематизировать знания по теме. Прием можно использовать при изучении темы «Русские писатели о Пушкине».

6. «Дерево предсказаний»

7. «Зигзаг»

Стадия «осмысления». Она позволяет помочь активно воспринимать новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа учащихся.

На данной стадии можно использовать следующие приемы:

1. ИНСЕРТ (чтение с остановками и пометами). Это такой способ маркировки текста, когда учащиеся значкам отмечают на полях то, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

«!» - я это знал

«+» - новое для меня

«-» - вызывает сомнение

«?» - Вопрос

Данный прием   позволяет внимательно и вдумчиво читать предложенный текст.

2. Ромашка «Блума» или чтение с остановками. Данный прием построен на системе различных вопросов: простые, уточняющие, объясняющие , творческие, оценочные, практические. Текст не должен быть знаком учащимся, заранее делится на части и вопросы составляются в соответствии с иерархией уровней познавательной деятельности.

Многие приемы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в стадию «Рефлексия». Эта стадия позволяет учащимся самостоятельно осмыслить всю полученную информацию, присвоить новые знания, сформировать у каждого учащегося собственное отношение к изучаемому материалу. На данной стадии приемы очень разнообразны.

1. Синквейн.

2. «Диаманта».

3. «Кластеры».  Кластеры – графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Данный прием охватывает большое количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде смысловых блоков.

4. «Эссе».

6. «Фишбоун».

7. «Оценочное окно».

8. «Прием составления глоссария»

Приемов ТРКМ очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными и непохожими, а работу обучающего эффективной и интересной.

Таким образом, используя ТРКМ на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся.

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ И.А.БУНИНА «РОМАН ГОРБУНА»

  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА

    А) Обращение к личному восприятию произведения:

    Были в вашей жизни моменты, когда вами владело одно только желание чего-то необычного, прекрасного?

    Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании чего-либо?

    А можно ли испытать страх? Если да, то какой он?

    Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?

    Почему так происходит? Кто или что вершит судьбы людей?

    Б) Прогнозирование по названию

    Почему произведение имеет такое название? Как вы думаете о чем оно?

    В) Краткий рассказ об авторе и произведении

    И.А.Бунин – поэт, писатель, дворянин, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Это произведение – рассказ, написанный Буниным в 1914 году.

    Заостряем внимание на таких моментах, как жанр, время создания и авторское своеобразие.

  2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

    Используется прием «Ромашка Блума». Учащимся предлагается текст, поделенный на части. Учащиеся читают каждую часть, затем следует анализ данного отрывка.

    Вопросы в 1 части

    В чем необычность ситуации?

    Попробуйте описать внешность героя. Почему у него нет имени?

    Как вы думаете кто написал письмо?

    В чем можно обнаружить родственную душу?

    Когда и где должна состояться встреча? Почему там?

    Чем настораживает письмо?

    Предположите: как отреагирует горбун?

    Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?

    Вопросы ко второй части:

    Используется прием «Дерево предсказаний»

    Как бы вы себя почувствовали в подобной ситуации?

    Попробуйте передать чувства героя через цветовую палитру?

    Какие цвета будут преобладать? Почему?

    Случаен ли выбор горбуна?

    Что нового вы знали о герое?

    Что ожидает горбун от свидания?

    Есть ли уверенность в счастливой развязке?

    Какова же проблема? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение?

  3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ

    Учащимся предлагается письменная работа на выбор:

         1. Синквейн

  4. < >

    Ответное письмо горбуна

  5. Описание сбора горбуньи

     

     

Категория: Литература
08.01.2015 02:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!