СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемного обучения

Считаю, что педагогически правильно организованное обучение сегодня не может быть не проблемным. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизации учебно – познавательной деятельности учащихся. Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно – познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.

Ознакомившись с работами Махмутова М. И., Матюшкона А. М., Бабанского Ю. К. и других, я пришла к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. С целью повышения качества обучения учащихся в своей работе применяю технологию проблемного обучения.

Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4-х этапов деятельности:

Увидеть, найти проблему (требует немалых усилий);

Сформулировать проблему в виде проблемного вопроса (который требует ответа – размышления);

Поиск вариантов решения (не меньше трех);

Синтез рационального (оптимальный вариант решения).

Приемы создания проблемных ситуаций следующие:

1.Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им найти способ его решения.

2. Побуждаю школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даю исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.

На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.

Так, например, в 6м классе при объяснении темы «Форма слова» строю следующим образом:

На доске записываются слова

друг друг

о друге подруга

другом дружеский

дружить

Затем я предлагаю подумать и найти, чем отличается принцип подбора слов в1-ом столбике и во 2-ом, если не получается, предусмотрены дополнительные вопросы и задания: - Выделите морфемы в словах вначале в 1м столбике, затем во втором.

- Проверьте, какие морфемы в словах первого столбика отличаются. - Какие морфемы отличаются во втором. /Ребята работают с морфемным разбором слов и замечают, что в 1м столбике слова отличаются лишь морфемой – окончанием, тогда как во втором отличие слов друг от друга заключается либо в приставке, либо в суффиксах. Далее рассказываю, что каждый предмет имеет как содержание, так и форму. В пример можно привести любой предмет: яблоко, парту книгу и т.д. Слово тоже имеет и форму, и содержание: форма слова – это его буквенная запись. Содержание слова – это его лексическое значение. т.е., что слово обозначает.

- Меняется ли содержание слова в 1м столбике?

- По какой морфеме мы определяем число и падеж?

- Изменилась ли форма слова в 1м столбике, т.е. изменилась ли буквенная запись? Форма изменилась, так как сменилась буква окончания.

1й вывод: Изменение окончания ведет к изменению формы слова.

- Каково лексическое значение слов во втором столбике: оно одно и то же или разное?

-Какие морфемы отличают эти слова друг от друга?

2й вывод: за изменение содержания слова отвечают приставки и суффиксы.

Общий поурочный вывод: При изменении окончания меняется лишь форма слова, а смысл, т.е. содержание, не меняется. Слово меняется, если изменяются приставки или суффиксы.

В 5 классе начинаю урок изучения нового материала по теме «Правописание приставок при- и пре-" следующим образом:

На доске написаны слова:

Бе.вкусный, бе.шумный, бе.мятежность, бе.покойство, пр.бежать, пр.школьный, и.толковать, и.давать, пр.добрый.

-На какие группы и почему можно разделить эти слова?

-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

Формулирование темы и цели урока.

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е - и в приставках при- и пре-)

Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр.ехать, пр.лететь, пр.плыть

Пр.шить,пр.клеить, пр.битъ

Пр.школьный,пр.дорожный

Пр.открыть,пр.гореть,

пр.добрый,пр.милый,

пр.градить, пр.рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ -

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

На уроках литературы использую в системе задания поискового характера, способствующие более осознанному и глубокому освоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию учащихся. Это требует от школьников самостоятельного овладения знаниями и способами их добывания, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя:

Например,

Проблемный вопрос

Художественная деталь

Творческое задание

Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М.Горького «На дне»)

Почему единственная книга в руках женщины?

Сочинение-рассуждение.

Человек – вот правда?

Был ли иной путь у Катерины? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Ремарка: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Почему?

Написать письмо о своём пребывании в городе Калинове.

Метод проблемного вопроса содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, но очевидно разрешаемого для учеников…" Сущность данного метода заключается в целенаправленном руководстве познавательной деятельностью учащихся в процессе изучения ими литературного произведения, выяснения того или иного литературного понятия, постижения закономерностей литературного процесса; с помощью этого метода вопросы или задания, которые даются мною ученикам последовательно и логично ведут их к конкретным выводам индуктивным или дедуктивным путём. Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт. А припоминание, осуществляемое под действием вопросов учителя, с одной стороны, способствует наиболее полному и прочному воспроизведению материала, а с другой стороны, тренирует, развивает, укрепляет работу памяти и мышления, помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учащихся постоянных мыслительных усилий.

Стимулирующие вопросы и инструкции учителя при умелом их формулировании заставляют учащихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание.

Задаю своим ученикам вопросы: «Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?», вместо: «Как называется?», «Какие это действия?», «Что мы сделали?», которые заставляют учащихся лишь воспроизводить фактическую сторону дела, они выявляют, что запомнил ученик, но не как он понял содержание учебного материала, толкают учащихся на путь поверхностного запоминания.

Считаю, очень важно разнообразие вопросов, задаваемых учителем. Оригинальные, нешаблонные вопросы, тонко учитывающие специфику объектов и явлений, которые предлагается проанализировать, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти.

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках-лекциях перед началом лекции ставлю учащимся проблемные вопросы, на который школьники ответят в конце урока. Так, например, при изучении творчества Н.В.Гоголя (9 класс) можно задать следующий вопрос: "Почему произведения Н.В. Гоголя стали основой многих кинокартин?" Активизирует мыслительную деятельность учащихся на уроке и творческое задание: сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока, подберите эпиграф к уроку, подберите стихотворение.

Немаловажную роль играет диалог учителя и ученика как равных собеседников, диалог ученика с учеником, внутренний диалог ученика с самим собой".

В 9 классе при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» провожу дискуссию на тему «Почему Татьяна – «милый идеал» автора. Близок ли вам его взгляд?»

Вопросы:

- Какие «чувства добрые» пробуждает своей лирой Пушкин в нашем современнике?

- Татьяна -милый идеал Пушкина. А каков ваш «милый идеал» современной девушки?

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей…

- Как это совмещается в современном человеке?

Каким должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно – богатую личность? Для этого, по моему мнению, необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней. Изучая какое- либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников: - Почему Евгений Базаров не очень вежлив со своими родителями, плохо к ним относится? А плохо ли? Почему они не понимают друг друга? А вас всегда понимают родители? Вы их? Как вы думаете, почему так происходит?

- Кто из героев Л.Н.Толстого вам нравится больше, Андрей Болконский или Пьер Безухов? Обоснуйте свое мнение. А кого из вас поддержал бы сам Толстой?

- Как вы считаете, Раскольников – положительный герой или отрицательный? А как считает Достоевский? Как вы относитесь к теории Раскольникова? Свое мнение обоснуйте.

Используя проблемные вопросы, стремлюсь поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение, учу защищать его. В 5м классе в конце изучения темы «Волшебные сказки» я предлагаю ребятам подумать: - За что мы любим сказочных героев: Царевну- лягушку, Василису-Премудрую, Василису- Прекрасную, Ивана-Царевича, Ивана-дурачка, других сказочных героев?

- Какие качества этих героев сделали их столь любимыми в народе? И подумав, дети правильно отвечают: за то что они добрые, за то, что жалеют и помогают всем, за трудолюбие, за находчивость, за верность. - А какие это качества, сказочные или нет? Нет, это не сказочные черты. И мы все вместе делаем вывод, что у сказочных героев и сегодня можно многому научиться. Кроме того, предлагаю детям написать небольшие рефераты по темам: «Мой любимый сказочный герой», «Чем похожи положительные герои волшебных сказок?», «Чем Иван- царевич отличается от Ивана- дурака и что их объединяет?», «Чему нас учат русские народные сказки?» Во время знакомства с рассказом Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем проблемныйвопрос: - Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину?

Ребята называют такие замечательные качества, как терпение, трудолюбие, доброе отношение к людям. - Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? Дети, конечно же отвечают, что Жилина.

- А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена? - Как вы думаете, какие из качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще?- задаю я коварный вопрос.

Возможен и такой вопрос:

- Не находят ли у себя ребята некоторых качеств Костылина?

Читая и анализируя маленькую, но невероятно сложную повесть А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка», пытаюсь донести до учеников основную мысль произведения: - Ребята, кто из героев вам понравился больше всего и кто больше всех нравится самому автору? Как правило, ответ чаще всего правильный: больше всех и ребятам, и автору нравится Лиза. Попытаемся разобраться, почему.

- Как вы думаете, ребята, искренны ли до конца, не притворяются ли Берестов- старший и Муромский- старший? Нет, отвечают ученики, они каждый в чем-то притворяются. Общими усилиями приходим к выводу, что Муромский хочет показать себя человеком европейским, просвещенным /ребята говорят- умным/, я их поправляю и объясняю, что это означает, а Берестов нарочито притворяется простоватым /мы вместе с ребятами подбираем слово/, хотя Берестов явно очень умный, находчивый, ученики доказывают это, подбирая примеры из текста- хороший хозяин, завел фабрику и тд. Теперь обратимся к детям,- говорю я. Насколько естественно, без притворства, ведет себя Алексей? Нет, приходят к выводу ребята, Алексей тоже притворяется. Ведь он кажется перед провинциальными девушками/с подсказкой/ мрачным и разочарованным, а с сельскими веселиться и играет в горелки. - Искренна ли Лиза? / здесь также необходима подсказка. Дети говорят, что она тоже ведет себя неискренне: то притворяется крестьянкой, то старается быть похожей на англичанку.

- Но, ребята, давайте разберемся, зачем она это делает? Дети отвечают, что Лиза хочет познакомиться с Алексеем, поэтому переодевается крестьянкой, а потом боится, что Алексей узнает ее, и одевается, как мадам Жаксон. - В какой сцене Лиза нравится вам больше всего? /Лиза самая красивая в конце, когда в простом утреннем платье читает письмо Алексея. То есть тогда, когда она естественная, когда не притворяется. - Чем заканчивается повесть? /В конце все счастливы, потому что Алексей сможет жениться на девушке, которую любит, а их родители помирились.

- Посмотрите, ребята, какой замечательный конец рассказа! Он замечателен еще и тем.какой глубокий смысл сумел вложить в него Пушкин: при любой ссоре, вражде только кажется, что примирение невозможно, а потом оказывается, что это очень легко, а многие ссоры возникают на пустом месте. А главное, по мысли Пушкина, - это любовь, это естественная жизнь без притворства.

Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья». С каким удовольствием читают ее ребята, как сопереживают ее героям: Васе, Валику, Марусе. При анализе этой повести вместе с ребятами ставим проблемный вопрос:

- Почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице?

Дети находят правильный ответ:

- Вася оказался на улице, потому что дома он был никому не нужен. Отец тяжело переживал смерть жены, матери Васи, а нянькам не нравилось шумное Васино поведение, и Вася стал пропадать на улице.

- Почему Васе было хорошо в «дурном обществе»? Потому что там он был нужен, потому что там было бедно, но детей там любили, с ними по- своему, но занимались.

- Можно ли Васину ситуацию перенести в современность? Да, отвечают дети, можно. Сейчас много детей убегают из дома, потому что им дома плохо живется, потому что они никому не нужны.

При изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский» учеников волнует вопросы:

- Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи?

- Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского?

При изучении сложнейшей повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Внимательно исследуя текст, приходим к выводу, что описанное Гоголем время было жестоким и человек в нем ожесточался, что не является исключением и главный герой повести. Тарас Бульба- смелый воин, мудрый военачальник, верный товарищ, но к своим сынам он относится, как к воинам, поэтому не дрогнувшей рукой убивает сына Андрия. Сцена убийства Тарасом Андрия - кульминация изучения повести. Дети никак не могут смириться с этим убийством и ищут возможность оправдать Андрия. Поэтому целый урок отвожу урок для ответа на проблемный вопрос: «Можем ли мы оправдать Андрия?»

При работе с поэтическим текстом в 9-11 классах учащимся предлагаю следующие задания:

- определи автора (жанр). Такое задание удобно для проверки, поскольку его объем невелик, но при этом оно требует интенсивной работы учащихся. Например, в 9 классе при изучении поэзии 18-19 веков можно использовать такое задание.

Задание. Приведены отрывки из произведений трех русских поэтов Ломоносова, Державина, Жуковского. Определите, кому какой отрывок принадлежит. Обоснуйте свой выбор. Заполните таблицу.

Автор

Под каким номером отрывок

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Для успешного выполнения задания требуется и языковая интуиция, и умение анализировать. Таким образом, оно является не только контролирующим, но и обучающим.

Задание расположи по порядку. Это задание комбинаторного типа, позволяющее выявить глубину и полноту знаний учащихся по всей теме. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Задание. Перед вами несколько стихотворений русских поэтов 20 столетия, посвященных А.С. Пушкину. Прочитайте их, определите, о каком периоде жизни поэта идет речь. Расположите произведения в таком порядке, чтобы получился своеобразный поэтический рассказ о Пушкине. Объясните установленный вами порядок. Ответ оформите в виде следующей таблицы.

Автор и название стихотворения

Тема / период жизни

Какое стихотворение вам больше всего понравилось и почему? Какое осталось непонятным – чем именно? С кем из авторов вы не согласны, в чем?

Исследовательская работа. Докажите. Пушкин считал, что в романе «Евгений Онегин» время рассчитано по календарю. Можно ли считать роман энциклопедией нашей сегодняшней жизни? Почему Ахматова назвала роман «воздушной громадой»? (в форме эссе).

На уроках возможно, даже желательно, сочетание проблемного метода с другими, например с исследовательским методом.

Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует черты творческой деятельности. В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности. В-четвёртых, исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания". В рамках данного метода проводятся уроки-семинары, уроки-исследования, учащиеся готовят сообщения, доклады.

Семинарские занятия организуются несколько раза в год, так как их необходимо тщательно подготовить по содержанию и методике. Темы семинарских занятий объявляются заранее. Так, например, в 11 классе провожу обобщающий семинар с самостоятельным анализом нового материала "Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы сороковых-девяностых годов".

План проведения семинара:

1.1. Вопросы для обсуждения.

А) Этапы развития литературы о Великой Отечественной войне. Охарактеризуйте каждый из них.

Б) Характеристика литературных произведений о Великой Отечественной войне сороковых-пятидесятых годов.

1.2. Исследования учащихся:

Поэты сороковых-пятидесятых годов о войне.

Анализ стихотворения К.Симонова "Жди меня"

Реализм и романтизм в прозаических произведениях о войне.

Роман А.Фадеева "Молодая гвардия" как романтическое произведение.

Суровая правда войны в повести К.Симонова "Дни и ночи".

2.1. Вопросы для обсуждения.

А) Что явилось причиной нового этапа в развитии литературы о войне в пятидесятых-семидесятых годах?

Б) Что является мерой ценностей человека на войне?

2.2. Исследования учащихся:

Подвиг главного героя рассказа М.Шолохова "Судьба человека". Основные особенности жанра военной повести пятидесятых-семидесятых годов.

3.1. Вопросы для обсуждения.

А) Специфика произведений семидесятых-девяностых годов о Великой Отечественной войне.

Б) Какие приёмы используются писателями для раскрытия характеров и душевных движений героев в условиях фронтовой жизни?

В) Чем отличаются повести В.Быкова от других произведений о Великой Отечественной войне?

Таким образом, практический опыт убеждает, что использование технологии проблемного обучения позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их познавательную активность; способствует более осмысленному изучению материала; помогает развитию мыслительной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление.

23.02.2017 13:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!