СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология критического мышления в формировании ключевых компетенций»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:

- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

- не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

- при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.д.

В концепции модернизации российского образования в качестве обновления в образовании значится компетентностный подход. Что же представляет собой это нововведение?

Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит формирование умений учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию ключевых компетенций, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Принципиальными моментами для технологии «Развитие критического мышления» являются:

- активность субъектов в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- идея ценности личности;

- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Первый этап урока - стадия (фаза) - вызов, настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей.

Второй этап урока - стадия (фаза) - осмысление - На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым».

Третий этап урока - стадия (фаза) - рефлексия (размышление) превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.

Что дает ТРКМ:

Учащемуся:

Повышение эффективности восприятия, интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

Умение критически мыслить. Умение ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими

Учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; Возможность использовать эффективные методики.

Формируя ключевые компетенции ученика, Вы во многом определяете его дальнейшую судьбу.

Ведь именно Вы закладываете фундамент его будущей мобильности, социальной адаптированности, успешности.

Дети смогут стать Икарами,

Взмоют в небо беспредельное,

Если силами Учителя

Прочно будут крылья выращены.

Доступность, качество образования и его эффективность начинаются, несомненно, с «учителя нового качества». Именно учитель и его система профессиональных компетенций влияют на формирование выпускника, а, следовательно, и на всё будущее общество.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (В. Ключевский)

Категория: Биология
17.02.2017 21:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!