СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом году я начала работу по самообразованию над темой «Театрализованная деятельность как средство развития личности ребёнка с ОВЗ». Выбор данной темы не случайный, поскольку современная специальная психология и педагогика все больше ориентируются на использование арт-терапии, а театральное искусство- это часть терапии. И как показывает практика, достаточно эффективное средство в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

На протяжении нескольких лет я работала над другой темой - «Формирование эмоционально –волевой сферы у детей с ОВЗ посредством культурно –досуговой деятельности». Эти темы достаточно тесно связаны между собой, поскольку решают задачи, направленные на формирование и развитие личностных качеств воспитанников.

Актуальность.

Наши дети зачастую лишаются возможности по-настоящему раскрыть свою индивидуальность; не умеют управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрыться, найти своё место среди сверстников и взрослых.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия, позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, с созданием положительного эмоционального настроя, решением коррекционных задач обучения и воспитании. Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка, его социализации.

Главная цель создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Мы работаем с детьми с нарушениями интеллекта. У детей данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Воспитанники отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Детям сложно понимать обращенную к ним речь, следовательно, и выполнять задания. Такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители.

Театральная деятельность предполагает такой уровень и такое качество вовлечения детей в мир художественного произведения, когда ребята радуются и огорчаются, восхищаются и негодуют, думают, сомневаются, решают проблемы вместе с героями произведений. Театр позволяет одновременно сделать далекое - близким, непонятное - понятным, безразличное - значимым.

Театральное искусство (как и любое другое искусство) обладает важной особенностью: оно не совместимо с насилием, нажимом, запретом. Правильно организованная театральная деятельность очень эффективна в коррекционно-развивающей работе и в создании благоприятного эмоционального фона, направлена на обогащение нравственно-эстетического опыта ребенка, формирование у него ценностных ориентаций.

Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника – своя творческая задача, даёт ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.

Через театральную деятельность я могу обратиться к эмоциональному опыту детей, учить их распознавать чувства, как свои, так и других людей, знакомить с основными эмоциями: радостью, страхом, гневом, грустью, обидой и т. д. Ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость, почувствовать, что взрослый здесь не для того, чтобы контролировать его, а для того, чтобы быть с ним, жить совместной жизнью. Радость, заинтересованность в результате совместной деятельности, переживание успеха удерживают ребят от антисоциальных поступков и ухода в себя.

Использование театрализованной деятельности позволяет не только знакомить их с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.

По словам К.С. Станислав­ского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с са­мим собою», «.на сцене про­исходит взаимное и непрерыв­ное общение, так как игра артистов состоит почти исклю­чительно из диалогов».

«Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновре­менно с партнером и со зри­телем. Замечательно то, что и с тем и с другим общение яв­ляется взаимным. В процессе общения надо уметь приспо­собляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из лю­дей в отдельности. Лучше все­го наблюдать эти приспособ­ления у детей».

Игровая роль — та внешняя опора, ко­торая помогает ребенку управ­лять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникатив­ный ресурс.

Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе акти­визирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ре­бенка

Сказка, яв­ляясь одним из элементов культуры, создает возможно­сти для развития творческого воображения ребенка, подклю­чения его образного мышле­ния к волшебному, ирреаль­ному плану.

Театрализованная деятель­ность помогает ребенку пере­дать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к вы­разительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выс­туплениям перед аудито­рией.

Приоритетным в работе с детьми с умственной отсталостью является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое, внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываются индивидуальные особенности детей, а также речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ре­бенку выступить наравне с другими хотя бы с самой ма­ленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевопло­щаясь. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с не­свойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застен­чивостью.

Ребенок, после общения с театром, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах.

Театрализованная деятельность в условиях детского дома организуется в форме погружения ребенка в мир театра и практической театрализованной деятельности самих детей.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях:

- как вид искусства в процессе воспитания, которого ребенок выступает в роли зрителя

- как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Следует отметить, что обе роли – зрителя и актера являются для развития ребенка очень значимыми.

Использование приемов театрализации формирует у детей слушательскую и зрительскую культуру, обогащает жизненными впечатлениями, реабилитирует личностные качества, помогает осмыслению жизненных задач, развитию творческих способностей, что является важной задачей в подготовке ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельности и трудовой деятельности.

Цель театрализованной деятельности – сделать жизнь детей интересной, содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применять в повседневной жизни.

Театрализованная деятельность ставит перед собой ряд дидактических задач:

- приобретение знаний (художественная литература, терминология, этюды, игры, упражнения);

- применение знаний (репетиции спектаклей);

- закрепление знаний (генеральные репетиции);

- творческая деятельность (показ спектаклей, конкурсы, фестивали);

А также предполагает следующие формы работы:

Коллективная – наиболее эффективная, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.

Парная – рассчитана на работу вдвоем.

Индивидуальная– необходимо проводить индивидуальную работу, дополнительно объяснять задание с учетом индивидуальных возможностей.

Современная театральная педагогика системно и комплексно подходит к воспитанию личности, поэтому в процессе деятельности создаются условия для развития:

1. Познавательных способностей. Разнообразная тематика, яркость сюжетов, богатство жанров художественных произведений, образность и яркость изображения окружающей действительности служит эффективным средством расширения знаний и ознакомления с миром и явлениями природы.

2. Интеллекта. Грамотные вопросы, поставленные к прочитанному художественному тексту, побуждают к размышлению. Дети учатся наблюдать, анализировать ситуации, поведение героев, сравнивать, рассуждать, оценивать поступки действующих лиц, делать выводы и обобщения. Все это способствует совершенствованию умственных способностей.

3. Речи. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение и активизация словаря, совершенствование монологической и диалогической речи, формируется грамматика, отрабатывается «звуковая сторона речи». Дети, работая над текстом художественного произведения, усваивают образец, своеобразный эталон правильного произношения, учатся ясно, четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной выразительности.

4. Творческого воображения. В театрализованную деятельность дети нередко вводят новые сюжеты, порой не связанные друг с другом, иногда в реальные события включают моменты из прочитанных сказок, рассказов, вплетают новые сюжетные линии, меняют зачин, концовку.

5. Памяти. Заучивание монологов и диалогов персонажей, описаний явлений природы прекрасно тренирует произвольную память. Постепенно увеличивается и ее объем.

6. Нравственных качеств. Художественные произведения имеют богатое этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость. В прочитанных сказках, рассказах положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет взрослым влиять на детей.

7. Эстетического вкуса. Красочное оформление спектакля, подготовка декораций, костюмов способствует развитию чувства прекрасного.

8. Эмоций. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка. Яркость образов, эмоциональность передачи чувств и переживаний героев не могут оставить равнодушной детскую душу. Участвуя в постановке, дети учатся передавать различные эмоции и чувства.

Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.

В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам.

Эмоциональный фон у воспитанников, занимающихся в кружке, значительно улучшился, начали преобладать положительные эмоции, улучшились коммуникативные умения учащихся; появилась раскрепощённость, умение держаться перед зрителями, исчезает страх сцены.

Подтверждается гипотеза о том, что театрализованная деятельность является одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.

Считаю это направление в педагогической деятельности очень важным, требующим полной отдачи, терпения. Наш опыт подтверждает важность включения ребенка с ОВЗ в творческую деятельность: это способствует социализации и реализации личности. Социализация ребенка с особыми потребностями средствами театральной деятельности понимается нами как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.

Категория: Прочее
28.09.2017 10:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!