СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст песен как основа изучения иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тяжело представить нашу жизнь без музыки. Благодаря тому, что музыка представляет собой развивающийся вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. [1]

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» [2].

Слушая музыку человек начинает не просто проникать в ту атмосферу, краски которых являются вложения смысла автором в текст песни, но и запоминать слова. Согласитесь, что многие ребята знают тексты своих любимых песен наизусть, при этом они даже не смотрели слова песен в интернете – все запоминается на автомате.

Обратимся к англоязычным песням – в данном случае, музыка будет рассматриваться как дополнительный ресурс для изучения языка. Следует отметить, что песни как один из видов речевого общения:

1. Способствуют прочному усвоению, а также пополнению лексического запаса, включая в себя новые слова, выражения, обороты речи;

2. Активизируют грамматические конструкции;

3. Совершенствуют навыки произношения.

Что касается образовательной составляющей, то и в обучении можно использовать данный ресурс, поскольку целью обучения иностранному языку являются не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познание ценностей другой для них национальной культуры [3].

Опираясь на предпочтения каждого человека, необходимо подчеркнуть, что совершенно в любых жанрах можно найти что-то новое. Рассмотрим жанр барокко-поп на примере группы The Beatles «Yesterday».

The Beatles «Yesterday»

Yesterday

Вчера

Love was such an easy game to play.

Жизнь была как лёгкая игра.

Now I need a place to hide away.

Одиночества пришла пора.

Oh, I believe in yesterday.

И вера, что придёт вчера.

«Love was» - досл. «любовь была», но если перевести контекст с точки зрения смысла вложенного автором, можно перевести как «жизнь была», заметим, что автор сравнивает любовь с жизнью, (любовь есть жизнь, приравнивает понятия «любовь и жизнь»)

«Now I need a place to hide away» - досл. «теперь мне нужно место, где можно спрятаться подальше»; смысл контекста – спрятаться далеко, от всех, подальше и побыть одиноким.

Слушая песни вы развиваете свой разговорный и слуховой навыки, тем самым начинаете лучше понимать английскую речь. Стоит отметить, что в песнях обычно ускоренный темп речи, поэтому придется прослушивать ее несколько раз, прежде чем понять смысл.

Давайте рассмотрим поэтапную работу с текстом английской песни, на примере композиции Michael Jackson «Heal the World»:

1.Включаем музыку, и слушаем

2.После прослушивания пытается сформулировать смысл песни - как мы ее поняли, выделяем опорные слова (знакомые нам)

3.Открываем текст песни

4.Вновь включаем аудио и одновременно смотрим на текст

5.Выделяем незнакомые слова, обороты, или словосочетания, перевод которых нас привлек

Например,

Heal the world

Исцели этот мир,

Make it a better place

Сделай его лучше

For you and for me

Для себя, для меня

And the entire human race

И для всего человечества.

There are people dying

Каждый день умирают люди,

If you care enough…

Если тебе небезразличны…

If you care enough – досл. «если ты достаточно заботишься», в контексте же имеет следующий смысл: «если тебе небезразличны», в данном случае обращаем внимание на слово «careзабота»

Незнакомые слова:

Entire – весь

Care – забота

Die – умирать

6.Работаем над произносительными навыками: вслушиваемся в оригинал, и пытаемся повторять на ним (читая с текста)

*Поскольку в песне слышится не только голос артиста, но и сопровождение музыкальных инструментов, здесь может возникнуть проблема, а именно «неверно услышать произношения слов». Отличный вариант, который поможет вам – а капелла (исполняемый без инструментального сопровождения)[5]. В а капелле вы будете слышать только голос артиста, а значит это безоговорочно даст вам возможность точно услышать и правильно произносить слова.

Сделать процесс изучения английского языка с помощью текста песни будет эффективнее если завести свой «музыкальный словарик», куда вы можете записывать все самое необходимое: автор, название песни, текст песни (по необходимости), незнакомые слова, обороты, транскрипцию новых слов.

Список литературы

1.Свириденко Е.Н. Влияние уроков музыки в начальной школе на формирование и развитие личности ребенка – [электронный ресурс]

2.Леви В. Вопросы психобиологии музыки. // Советская музыка. – 1966. - № 8, С. 13 – 19

3.Никитенко З.Н., Осиянова О.М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе. // Иностранные языки в школе. – 1993. - № 3, С.14 – 17.

4.Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английского языка в 5 -6 классах общеобразовательной школе. дис. канд. пед. наук. Спб 1993 с. 25-27

5.Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

16.09.2023 18:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!