© 2022 132
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к дошкольнику как развивающейся личности, которая нуждается в понимании и уважении ее интересов и прав в любом возрасте. Рассматривая этот аспект развития дошкольника, нельзя не упомянуть о социальных навыках, которые являются одними из наиболее важных и необходимых человеку на протяжении всей его жизни.
В 64 статье Закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование готовности к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья дошкольников» [1, 23].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предусматривает, что образование и воспитание детей дошкольного возраста направлено на освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослыми и ровесниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции личных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сострадания, формирование готовности к коллективной деятельности с ровесниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к коллективу ровесников и взрослых в дошкольном учреждении; вырабатывание положительных установок к разным видам труда и творчества; закрепление правил безопасного поведения в быту, социуме, природе [2].
Рассмотрим более подробно содержание понятия «социальные навыки».
Изучением процесса развития социальных навыков занимались такие ученые, как Ю.М. Жуков, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Коблянская, А.Ю. Коджаспиров, А.А. Кидран, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.
Известный представитель отечественной педагогической науки А.В. Мудрик считает, что социальные навыки – это умение взаимодействовать со взрослыми и ровесниками в социуме, которое выражается в умении проявлять и контролировать свои чувства и эмоции, а также проводить оценку сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества [5, 47].
К социальным навыкам целесообразно отнести: способность устанавливать контакт, договариваться, обращаться с просьбой, разъяснять, умение высказывать своё мнение и слушать собеседника, осмысление и выражение своих стремлений, чувств, положительных и негативных эмоций, умение предъявлять требования, разрешать появляющиеся конфликты и проблемы.
Опираясь на анализ передового педагогического опыта в области формирования социальных навыков детей старшего дошкольного возраста, считаем, что одним из наиболее эффективных средств реализации этого процесса является театрально-игровая деятельность. Именно она позволяет создать подходящие условия для воспитания чувства партнерства и усвоения методов положительного сотрудничества, способствует созданию тесных взаимосвязей между членами группы, корректирует отрицательные моменты во взаимоотношениях дошкольников. Театральная деятельность – неиссякаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате этой деятельности дошкольник постигает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, взаимосвязанную с преодолением сложностей в общении, неуверенности в себе.
Л.В. Артемова считает, что театрально-игровая деятельность – творческий, синтетический вид деятельности, который направлен на воспроизведение и усвоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета, например, литературного произведения или волшебных ситуаций, эпизодов из жизни детей. Театрально-игровая деятельность предусматривает достижение цели, поиск средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений [3, 69].
Театрализованная игра проводится по подготовленному сценарию, основой которого является рассказ, сказка, спектакль. Предварительная работа с дошкольниками заключается в разучивании стихотворений, движений, беседы, рассматривании иллюстраций к сказке, проведении творческих игр. Большой интерес у дошкольников пробуждает целостный сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театрализованной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся примерами для подражания. С их помощью театрализованная деятельность оказывает большое воспитательное воздействие на дошкольников.
Применение игрового метода в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста даёт возможность сосредоточить внимание дошкольников на поставленной задаче, которая воспринимается в данном случае как желанная, а не как обязательная, навязанная старшему дошкольнику воспитателем. В театральной деятельности применяются различные виды игры:
- игры на развитие мимики и жестов: «Эмоции друзей», «Радостно и печально», «Различные ладошки», «Вертолёты загудели», «Ох, ох что за гром?», «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем», «Зеркало»;
- игры на развитие социальных навыков сарших дошкольников: «Любимое имя», «Вместе поиграем», «Паровозик»;
- артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Лягушка» и др; проговаривание скороговорок, чистоговорок для отрабатывания сложных звуков;
- пальчиковые игры;
- игры на вырабатывание у детей дошкольного возраста навыков позитивного общения с ровесниками: «До свидания - здравствуй», «Доброта», «Пора вставать» и т.д.
- обыгрывание и инсценировка сказок, например, «Теремок», «Репка».
Также заметим, что эффективным средством для развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста считается создание дошкольниками моделей, в которых они будут овладевать навыками художественно-творческой деятельности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Например, модели-сюжеты в театральной деятельности: «Не желаю каши манной!», этюды сказки: «Лисичка-сестричка и волк», рисунки: «Ладошки моих эмоций», «Мой любимый сказочный персонаж», «Тропка для лисички», лепка: «Мишки», аппликация: «Теремок» и др.
В современном детском саду для организации театрально-игровой деятельности необходимо создавать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность одновременно заниматься разными видами театрализованной деятельности, развивать социальные навыки у детей старшего дошкольного возраста (24, с.38). Например, театральные зоны «театральная студия», «мир театра», «уголок ряженья».
Обогащение предметно-развивающей среды группы косвенно способствует развитию у детей толерантности, самостоятельности, творчества, инициативности, формирует и актуализирует «нужные» способы общения и поведения в конфликтных ситуациях, формирует способность детей совместно искать необходимые решения в трудных ситуациях.
Таким образом, театрально-игровая деятельность обеспечивает формирование таких социальных навыков у старших дошкольников как: способность устанавливать контакт, договариваться, обращаться с просьбой, разъяснять, высказывать своё мнение и слушать собеседника, происходит осмысление и выражение своих стремлений, чувств, положительных и негативных эмоций, умение предъявлять требования, разрешать появляющиеся конфликты и проблемы, понимать эмоциональное состояние оппонента и др.
Литература
© 2022 132