СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица как элемент условно-графической наглядности

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебные таблицы представляются как необходимый элемент развития знаково-символических умений учащихся на уроках права в школе. Также, в рамках поискового эксперимента было установлено влияние учебных таблиц на развитие умений учеников в рамках выполнения самостоятельной работы в ходе урока. На наш взгляд, необходимо более детально рассмотреть учебную таблицу как элемент влияния на развитие самостоятельности школьников средствами урока права.

Понятие таблицы, которое дает словарь С.И. Ожегова, заключается в перечислении функций и внешнего вида, который как правило принимает таблица: «Таблица – это сведения о чем-нибудь, данные, расположенные по графам». Однако понятие учебной таблицы рассматривает этот инструментарий учителя с более широкой стороны, позволяя уже после прочтения определения выстроить последовательность работы с ним. Итак, учебная таблица – это графическое изображение учебного материала, в котором основными элементами являются линии и колонки. Рекомендуется располагать сопоставляемые элементы таблицы друг под другом, т.е. в столбик, а противопоставляемые – рядом, по горизонтали. Учебные таблицы влияют в первую очередь на развитие мышление учащихся, при этом не затрагивая их эмоциональную связь с темой.

Применение таблиц в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик. К тому же у учащихся юношеского возраста уже отчетливо проявляется способность к абстрактному, понятийному мышлению, что повышает востребованность табличных записей, связанных с раскрытием и углублением правовых понятий. Они помогают систематизировать, классифицировать материал, позволяют организовать продуктивную работу с учебником.[1]

Таблица как средство условно-графической наглядности на уроке права может отражать количественные и качественные стороны общественно-правовых процессов, тенденции развития общественных явлений, их причинно-следственную связь. А с учетом возросшей ответственности, которая ложится на учебные заведения и учителей согласно Федеральным Государственным Стандартам[2], в которых говорится о необходимости формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели, использование на уроках механизма упрощенного запоминания, рациональное научение школьников конструированию и систематизированию новой информации в табличном формате просто необходимо.

Различают следующие виды таблиц:

  1. Иллюстративные
  2. Текстовые
  3. Смешанные

Иллюстративные таблицы состоят из ряда отдельных рисунков, небольших картинок, портретов и др. изображений, сопровождаемых кратким пояснительным текстом. С их помощью может быть показано последовательное развитие какого-либо предмета, явления, процесса, взаимосвязь и соотношение предметов и явлений, группировка их по какому-либо признаку или принципу. Данный вид таблиц интересно использовать в начале урока, для формирования у учеников мгновенного представления о предстоящей теме.

Следующий вид таблиц – текстовые таблицы. Текстовые таблицы отличаются преобладанием текстового материала сопровождаемого в тех случаях, когда это необходимо, небольшими рисунками или вспомогательными графическими знаками — стрелками, дугами, линиями и др.

И последний вид таблиц – смешанные. Смешанные таблицы представляют собой сочетание иллюстративного и текстового материала в более или менее равной пропорции.

[1] Минахмедов, Э.Н. Понятия, схемы и таблицы в рамках использования интерактивных методов на уроках обществознания // Э.Н. Минахмедов, П.А. Сальников. [Электронный ресурс]: - URL: https://novainfo.ru/article/10484 (дата обращения: 05.11.2018)

[2] Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования»: ред. От 29.06.2017 // Российская газета, 2012. - №5812

Категория: Право
15.06.2020 09:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!