СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Счастливое сердце семьи" . Занятие №3: "Мама" (из журнала "Школьный психолог")

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАНЯТИЕ № 3. Мама

Цель: объяснение роли женщины — жены и матери, активизация взаимных чувств между супругами, организация эффективного общения в супружеских парах.

Оборудование: мяч, музыкальное сопровождение, чистые листы бумаги, ручки, картонные цветы, емкость с водой, листы бумаги в форме листьев, картон красного цвета в форме сердца.

У женщин — все сердце, даже голова.

Жан Поль, немецкий писатель

ПРИВЕТСТВИЕ

Участник, сидя на стульях, здоровается с соседом слева следующим образом: «Здравствуй… (имя), на прошлом занятии мне запомнилось, что ты …».

РАЗМИНКА

Упражнение «Представление»

Каждая мама характеризует себя как родителя тремя прилагательными. Все остальные задают вопросы по существу этих качеств (качества должны быть только положительными), а представляющий себя должен дать аргументы в защиту этих качеств.

Каждый мужчина характеризует женщину как жену тремя прилагательными. Все остальные задают вопросы по существу этих качеств (качества должны быть только положительными), а представляющий свою жену должен представить аргументы в защиту этих качеств.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Два «Я» в женщине, две модели поведения (И.В. Дорно).

– В течение тысячелетий для отношений мужчины и женщины была справедлива схема: сильный – слабая. В мире правила физическая сила, и лишь под защитой мужчины женщина могла себя чувствовать относительно безопасно. Зависимость от мужчины неизбежно должна была выработать в женщине мягкость, податливость, внушаемость. В общем, слабое «Я».

Активность женщины всегда была направлена как бы вовнутрь, на семейно-бытовую сферу, активность мужчины – вовне, на общественно-политическую, производственную сферы. Так как ему нужно было кормить и защищать семью, он меньше, чем женщина, жил домашними заботами, больше – добыванием средств существования. В доме женщина играла главную роль. Но мужчина всегда считал себя главой семьи. Женщине, для того чтобы обеспечить ход семейного корабля в нужном направлении, приходилось преодолевать сопротивление мужа, менее осведомленного в домашних делах, но более упрямого. А значит, ей нужно было быть сильной. Интересы ребенка и семьи в целом заставляли женщину действовать решительно, проявляя твердость, а порой и мужество.

Так формировалась вторая модель отношений, которая включает сильное «Я» женщины. Любовная линия связей в браке несет в себе слабое «Я» женщины, семейно-бытовая – сильное «Я». Две модели отношений, две психологии.

В каждый данный момент может работать только одна модель. Человек не в состоянии, например, одновременно вести себя дружелюбно (как если бы рядом был друг) и агрессивно (как если бы рядом был противник). Всякий раз происходит психологическая перестройка и «выдается» соответствующая модель поведения. Сказанное справедливо и для двух «Я» женщины в отношениях с мужем. Слабое и сильное «Я» женщины – это разные психологические состояния. Они определяют разное поведение.

Для любовного чувства девушки, женщины, особенно той его грани, которая определяет страстность, достаточно, чтобы было удовлетворено ее слабое «Я». Но чтобы быть вполне счастливой, женщине необходимо иметь семью, стать матерью. А коль скоро речь идет о том, чтобы с мужчиной жить семьей, нужно, чтобы было удовлетворено другое, сильное «Я». И в этом плане женщине трудно добиться гармонии в отношениях с мужчиной, в котором выражены мужественность, твердость, самоуверенность. Такой неудобен для женщины-лидера. Наоборот, сильное «Я» женщины нацелено на мужчину мягкого, послушного, неспособного к сопротивлению.

Мужчины, сочетающие в себе, с одной стороны, мужественность, а с другой – уступчивость и податливость, встречаются крайне редко. Мужественность и уступчивость – черты взаимоисключающие.

Более или менее постоянно чувствовать себя вполне счастливой супругой женщине удается редко. И не супружеские отношения основные в спектре эмоциональных привязанностей женщины. Чувство самоотверженной, всепоглощающей и всепрощающей любви без «шипов» неприязни ей дарит материнство. Оно и составляет чаще всего основу эмоционального комфорта, душевного равновесия женщины.

Выраженность слабого и сильного «Я» у женщин разная. Вероятность того, что с мужем сложатся гармоничные отношения, выше в том случае, когда слабое «Я» перевешивает. Тенденция такова, что среди незамужних больше тех, в ком доминирует сильное «Я».

Формирование сильного начала у женщин связано, как уже было сказано, с появлением ребенка и с осознанием своей роли хозяйки в доме. А поведение девушки и молодой супруги определяется всецело слабым «Я». Отношения влюбленных и молодоженов складываются, как правило, гармонично.

В период ухаживания и на начальной стадии брака молодые люди не знают проблем, связанных с психологией двух «Я» женщины. Когда же в женщине родится второе – сильное «Я» и в общении возникают помехи, муж недоумевает, сравнивая свою неласковую, а то и грозную подругу (какою она стала теперь) с нею же – невестой. Состояние мужа при метаморфозе жены нашло выражение в пословице: «Все девушки хороши. Откуда берутся злые жены?». Но, удивляясь жене, муж не осознает, что и сам изменился.

Дело в том, что счастливые отношения в пору ухаживания и начальной стадии брака связаны и с психологией влюбленного мужчины. Мужчина, когда им владеет страсть, способен забыть себя, подчинить свою волю желаниям и прихотям любимой женщины. В нем рождается второе – слабое «Я». И это слабое «Я» прекрасно уживается с мужественностью, с сильным «Я». Мало того, страсть делает мужчину более мужественным.

Создается ситуация, когда оба готовы уступить, ни один не думает о противоборстве. Условия для общения идеальные.

Какова же цель создания столь счастливых условий для общения, таких необычайных превращений психики человека, когда он влюблен?

В логике природы – чтобы возникла пара.

В логике общества – чтобы создалась семья.

И наша задача, чтобы любящая пара сохранила бережные отношения в семье. Тем самым мужчина и женщина не только сами становятся счастливыми, но и создают атмосферу благополучия, в которой будут черпать силы и становиться счастливым их дети.

В. Гюго, обращаясь к читателям, говорил: «Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами — сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина».

Послушайте стихотворение о женщинах:

У наших женщин есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах могла тебе открыться

Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен росчерк их бровей,

Они, как наша матушка-природа,

Чем дольше смотришь, тем еще милей.

Упражнение «Комплимент»

– Какая женщина не любит комплиментов! Но не все умеют дарить комплименты, а многие не умеют их принимать. Давайте вспомним правила, соблюдая которые мы научимся дарить и принимать приятные слова по отношению к другим и к себе самим. Обращение к человеку нужно начинать с его имени, необходимо по-доброму посмотреть в глаза и сказать добрые слова. Конечно, эти слова должны соответствовать действительности. Принимающий же внимательно должен выслушать и поблагодарить, и не забывайте, что человеку, который дарит вам комплимент, тоже нелегко, попробуйте его не обидеть равнодушием.

Формула комплимента:

Факт + сравнение с природным явлением (другое явление), эмоциональное выделение. Например: «Ваши глаза голубые, как небо» или «Какие красивые у вас глаза»

Не путать с лестью. В формуле лести — лишь преувеличение.

Обсуждение:

– Проговаривание чувств, эмоций.

– Что было легче, а что труднее?

Притча

– А сейчас я хочу подарить вам небольшую притчу:

Пришла женщина к Богу и попросила крест полегче, а то слишком уж у нее тяжелая жизнь: дети не радуют, муж относится не должным образом, да и на работе проблемы. Бог ей предложил выбор, завел на склад, где крестов было видимо-невидимо. Женщина один подержала — тяжелый показался, еще один — тоже тяжело, она попробовала все кресты по очереди и, подойдя к выходу, заметила небольшой крестик. Она очень обрадовалась, всем подошел ей этот крест, и она твердо указала Богу на свой выбор. На что Всевышний ответил: «Так это твой крест и есть, ты выбрала свой крест!»

Упражнение «Цветы распустятся!»

– Уважаемые женщины! Я знаю, что каждая из нас несет свой нелегкий крест с достоинством, но каждой хочется, чтобы мир вокруг был лучше и благосклоннее к нам, поэтому я предлагаю на этих цветах записать свои желания и опустить их в воду. Мы увидим, как наши цветы распустятся, а это значит, что желания обязательно исполнятся.

Упражнение «Продолжи предложение»

Быть женщиной — значит…

Самое главное в женщине — …

Нельзя прожить жизнь без женщин, потому что…

В свое свободное время настоящая женщина…

Чтобы женщина была счастлива, надо…

Если видишь недостатки в женщине, надо…

Наивысшая ценность для женщины — это…

Для женщины: Я лучше всего чувствую себя женщиной, когда…

Для мужчины: Женщина чувствует себя женщиной, когда…

(Сравниваются высказывания женщин и мужчин.)

«Жемчужины мысли» — анализ участницами мыслей великих людей о женщине. Распечатываются заранее и раскладываются на столе текстом вниз, как билеты на экзаменах. Каждая женщина берет любое изречение, читает его и рассуждает, согласна ли она с автором, почему согласна или почему не согласна, доказывает свою точку зрения примерами из своей жизни.

Женщина — спасение или гибель семьи. А. Амьель, швейцарский писатель.

Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит. В.Г. Белинский, русский литературный критик.

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно. П. Бомарше, французский драматург.

Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью. И.А. Бунин, русский писатель.

Умная женщина — та, в обществе которой можно держать себя как угодно глупо. П. Валери, французский поэт.

Одна женщина порою сильнее тысячи мужчин. Й. Вондел, голландский поэт и драматург.

После обсуждения группа делится на мужские и женские подгруппы (по 2–3 человека), им выдаются листы бумаги в форме листьев, маркеры, и каждая подгруппа готовит свой афоризм на тему «Кто же такая женщина?», после чего представляет свой опыт остальным. Листочки прикрепляются к «дереву»

«Са­мые лучшие дети бывают у счастливых родителей». Я хочу напомнить вам маленький секрет семейного счастья с помощью стихотворения В. Тушновой «Жена».

Она всегда спокойна и нежна,

Пожалуй, чуть спокойнее, чем нужно.

Ни девушка, ни женщина-жена,

С которой вы живете очень дружно.

Ты убежден, что знаешь наизусть

Ее повадки, мысли, побужденья…

Так почему ж проскальзывает грусть

В ее глазах в погожий день весенний?

И выраженье маленького рта

Смесь мужества, иронии, печали.

Ты говоришь:– Заботы, суета,

Нам отдохнуть бы – все мы подустали.

Так вот послушай, друг!

И никакая это не усталость!

И если бы ее ты обнял вдруг,

Усталости следа бы не осталось !

И если б смог поцеловать ее

Нетерпеливо, как бывало,

К ней красота вернулась бы опять,

Она бы прежней девочкою стала.

И если б только догадался ты

Ее, как прежде, задарить цветами,

Она бы стала, как цветы, НО.

Это все, конечно, между нами!

Ты сердишься: – Какая чушь!

Опять во всем твоя фантазия пустая.

Откуда можешь ты про это знать?!

Ну это уж моя забота: знаю!

– Мать начинает влиять на развитие ребенка еще до его рождения. Важны взаимоотношения в се­мье в это время, отношение к будущему ребенку, к отцу ребенка, к самой беременности. Имеет значение на­строй матери в период вынашивания — относится ли она к беременности как к болезни или как к нормально­му состоянию, ведет ли замкнутый или активный образ жизни, думает о ребенке с любовью или пытается игнорировать беременность.

Существует прямая взаимосвязь между влиянием матери на ребенка еще в младенческом возрасте и его успешностью в учебе. Многочисленные исследования связывают успешное развитие ребенка с отзывчиво­стью матери.

Задание участникам: привести примеры непра­вильного материнского воспитания, основанные на собственном тщеславии и интересах (пример: мать настойчиво заставляет ребенка заниматься музыкой, потому что она сама в детстве мечтала стать музыкан­том).

Обсуждение ситуаций

Неблагоприятные аспекты материнского влияния:

■ стремление командовать в семье;

■ установка на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучет их индивидуальности;

■ идеи о возможном несчастье с детьми, преувели­ченная опека;

■ отрицание детской активности, редкая ласка в от­ношениях с детьми;

■ контроль каждого шага, раннее обучение;

■ холодность в отношениях с детьми.

Обсуждение негативных влияний: необходимо особо подчеркнуть, что и позитивное, и негативное влияние матери на ребенка основано прежде всего на эмоцио­нальном факторе — умении матери любить, принимать, понимать, поощрять, быть внимательной и ласковой к своему ребенку.

Все, что отнесли к негативному влиянию, выбросить в «мусорную корзину».

Упражнение «Тебе что, сложно…» (убрать за собой), или «Ты что — не хочешь…» (заниматься с ребенком)

– Какого ответа вы ожидаете?

– Что вы чувствуете?

Сказка «Сердце матери» М. Скребцова (см. приложение 3)

Чтение сказки участникам.

Вопросы и задания к сказке:

– Почему мама всегда защищает своих детей?

На доске вывешивается большое сердце. Это материнское сердце. Участники должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Психолог вписывает все названные сокровища в сердце на «дереве».

Упражнение «Снятие напряжения»

Родителям предлагается закрыть глаза и определить те части тела, которые в данный момент наиболее напряжены. Затем в парах участники помогают друг другу мягкими массажными движениями снять напряжение. Здесь уместно поговорить о важности телесного контакта для благоприятных взаимоотношений.

РЕФЛЕКСИЯ

По кругу каждая участница проговаривает:

– Я сейчас чувствую…

– Это упражнение помогло мне понять…

Упражнение на релаксацию «Обаяние» (Л.Ф. Блинова)

– Представьте себе, что вы идете по коридору, который становится все ярче и шире, ваша походка замедляется… Вдали вы видите зеркало, из которого навстречу вам идет женщина. И какая женщина! Каждый мужчина в душе готов спеть: «Ах, какая женщина, какая женщина! Мне б такую!.» В глазах ее горит веселый огонек. Солнечная радость жизни наполняет душу и тело. На лице улыбка. Энергия бьет ключом.

Походка веселая, быстрая, вы летите, словно птица на крыльях. Румянец на лице, спортивная осанка, движения быстрые. Тело легкое и свободное, как пушинка. Перед вами очень интересный человек. Неподражаемый, оригинальный, есть в нем какая-то загадка. Его одежда неброская, но удобная и легкая. Манеры изысканны и достойны подражания. Во всем видны грация и культура.

Вы подходите ближе и понимаете: эта женщина — вы, сияющая, полная любви. Вы произносите: «Это я — обаятельная и нежная. Терпеливая и заботливая. Я признаю свою любовь к жизни. Я свободна, я могу жить радостно! Я заслуживаю этого! Я беру инициативу в свои руки. У меня есть что предложить людям. Я обретаю независимость и целостность. Я стала сама собой. Я навсегда вернулась к себе!»

Прощание

По окончании музыки участники возвращаются в активное состояние и обмениваются новыми впечатлениями.

Лучшее, что отец может сделать для своих детей, –

это любить их мать.

Теодор Хесберг

Категория: Всем учителям
17.05.2017 22:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!