СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стресс-менеджмент в педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стресс-менеджмент — это не просто модное словосочетание. Управление стрессом — это необходимое условие нормальной профессиональной деятельности. Работа без стресса невозможна, даже самый дружелюбный коллектив и самая спокойная должность не гарантируют полного избавления от стрессоров. Поэтому необходимо осознанное управление стрессом. На эффективность педагогической деятельности при переходе на новые образовательные стандарты большое влияние будет оказывать определенный уровень развития данной профессиональной компетенции у педагога. В качестве характеристики ее уровней можно рассмотреть, например, уровни, предложенные О. Беловой «Компетенция стресс-менеджмент и уровни ее проявления».

1 уровень. Эффективно работает в ситуации с низким уровнем стресса, способен поддерживать концентрацию в течение ограниченного периода напряженности, ищет баланс между обязанностями на работе и обязанностями в личной жизни.

2 уровень. Приспосабливается к непродолжительным сильным стрессовым ситуациям, сохраняет самообладание, в ситуации короткого, но интенсивного стресса, осознает личные стрессоры и предпринимает действия для того, чтобы ограничить их влияние, контролирует возможные проблемы и стрессы (например, не слишком остро реагирует на то, что говорят другие, и т.д.).

3 уровень. Адаптируется к длительным стрессовым ситуациям, эффективно противостоит длительным стрессам, изменяя методы работы. Способен принимать эффективные решения в стрессовой ситуации.

4 уровень. Использует стратегии управления стрессом, развивает и применяет стратегии совладания со стрессом (например, физические упражнения, массаж, курсы стресс-менеджмента). Признает необходимость регулировать степень рабочей нагрузки, участвует в разработке процедур, способствующих понижению уровня стресса, без снижения производительности.

5 уровень. Помогает другим управлять стрессом. Демонстрирует поведение, которое помогает другим оставаться спокойными, но сосредоточенными и энергичными в течение всего периода стресса. Использует свой личный опыт для того, чтобы помогать другим распознавать и совладать со стрессом. Ищет способы совладания со стрессом или снижения напряжения.

Зачастую незнание основных признаков стресса приводит к ухудшению самочувствия педагога, что непременно оказывает негативное влияние на педагогический процесс. Педагоги, не знающие методики стресс-менеджмента, более подвержены синдрому «профессионального выгорания», которое может затронуть не одного учителя, а весь педагогический коллектив, так как известны случаи, когда "выгорали" целые отделы. Для того чтобы справиться со стрессовой ситуацией и избежать возможные последствия ее воздействия, необходимо целенаправленно и осознанно подойти к управлению стрессом. И для формирования профессиональной компетентности в области стресс-менеджмента нужно освоить методику управления стрессом. Управление стрессом в профессиональной деятельности делится на два уровня: стресс-менеджмент на уровне организации и стресс-менеджмент на уровне отдельных сотрудников. Эти два аспекта тесно связаны. С одной стороны, педагог не может самостоятельно преодолеть стресс, если в учебном заведении не созданы условия для этого. С другой стороны, созданные руководством условия не помогут работникам бороться со стрессом, если они сами не желают этого делать.

Стресс-менеджмент на уровне организации включает в себя такие меры:

— создание благоприятного организационного климата;

— налаженная система обратной связи;

— участие сотрудников в процессе принятие решений;

— командные и проектные формы организации труда;

— четкое определение должностных обязанностей и границ личной ответственности;

— равномерное распределение рабочей нагрузки;

— социальная поддержка персонала;

— специальные программы управления стрессами.

Индивидуальный стресс-менеджмент включает в себя два основных направления: релаксацию и модификацию поведения.

Базовая техника релаксации была разработана еще в начале прошлого века. Она состояла в последовательной концентрации на различных частях тела, попеременном расслаблении и напряжении мышц. От пациентов требовалось сосредоточить свое внимание на ощущениях, возникающих при расслаблении, что помогало постепенно достичь все более полной релаксации. Конечно, за сто с лишним лет эти базовые техники успели усовершенствоваться, и сейчас релаксация объединяет в себе подходы медитации и аутотренинга.

Модификация поведения особенно необходима педагогам, отличающимся повышенной активностью, чрезмерной напористостью и живущим с постоянным ощущением цейтнота. Модификация поведения заключается в замене негативной эмоциональной реакции, связанной со стрессовой ситуацией, на позитивную.

Индивидуальный стресс-менеджмент зависит от личных качеств педагогов — на то он и индивидуальный. Существует такое понятие, как индивидуальный временной предел стресса. Некоторым нипочем даже длительные значительные перегрузки, такие работники достаточно легко адаптируются к стрессу, не теряя работоспособности. Кому-то достаточно даже небольшой перегрузки, чтобы почувствовать себя полностью выбитым из колеи. А есть категория педагогов, которых стресс мобилизует — только в стрессовой ситуации они способны работать с полной отдачей.

Для преодоления стресса крайне необходимо желание самих сотрудников научиться справляться со стрессовыми ситуациями. Таким образом, управление стрессом должно включать в себя следующие действия:

  • совершенствование навыков и самообразование;
  • обязательные перерывы для отдыха;
  • постоянное обновление материала для урока и совершенствование технологий обучения;
  • во всех ситуациях находить положительные моменты;
  • представление положительного результата исхода событий.

Напряжение - основная причина формирования стресса, поэтому основным средством по профилактике неблагоприятных функциональных состояний является применение методики стресс-менеджмента, а именно саморегуляции, рефлексии и восстановления. Именно использование методики стресс-менеджмента поможет сохранить психологическое здоровье учителя, в том числе молодого специалиста и предотвратит «профессиональное выгорание». Так как деятельность учителя непосредственная связана со стрессом, то длительное воздействие способствует формированию такой реакции как синдром «профессионального (эмоционального) выгорания». Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это специфическая реакция организма, которая возникает из-за длительного воздействия на организм учителя профессионального стресса средней интенсивности. В целом, это определенный механизм, выработанный личностью, для полного или частичного блокирования эмоций в ответ на травмирующий фактор. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях в коллективе. Зачастую в литературе понятия «эмоциональное выгорание» отождествляют с понятием «профессиональное выгорание», так как во втором понятии можно уже говорить о личной деформации под влиянием профессионального стресса. Возникновение стресса в профессиональной деятельности формируется под влиянием несоответствия между личностью и теми требованиями, которые к ней предъявляются. Однако нельзя говорить о том, что воздействие стрессора обязательно приведет к «выгоранию», возможны ситуации, когда рабочие условия являются причиной хронической усталости, которая довольно часто сопутствует «выгоранию».

Категория: Всем учителям
26.10.2017 09:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!