СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сосна, это вид, реагирующий на загрязнение окружающей среды, которую можно использовать как биоиндикатор. Для этого мы с учениками использовали величину годового прироста основного побега, длину листовой пластинки. Эти показатели будут наглядно отображать погодно- климатические и техногенные изменения за определенный промежуток времени.
Чем хуже условия среды, тем меньше размеры органов. И нашей задачей было выявление этих изменений. Такие исследования необходимы для развития научно- познавательного интереса школьников, укрепления экологического воспитания, и таких исследований в рамках урока, как правило, не провести. Данный анализ можно провести в ходе весенней экскурсии, или внеурочной деятельности, когда ребята проходят материал Голосеменные растения. Можно выполнить в качестве проектной работы в 9-10 классах.
Объекты и методы исследования.
Необходимо выбрать пробную площадку, оценить состав и возраст древостоя, его полноту, индекс жизненного состояния, узнать подвержен ли участок антропогенной нагрузке. Заметить есть ли на участке вкрапления других древесных пород. Обратить внимание на повреждения вредителями.
Всю информацию вносим в блокноты, фотографируем объект исследования.
Далее срезаем по пять побегов на высоте нашего роста, обязательно с южной стороны кроны, с разных деревьев сосны, оценив их жизненное состояние. Измеряем хвою, замечаем побеги первого и второго порядка, заносим все полученные данные и в дальнейшем в таблицу для математической обработки Excel.
Результаты исследований.
В ходе проведенных работ, делаем выводы с учениками, что длина хвои варьирует, у здоровых особей нами обнаружены максимальные размеры.
На ослабленных деревьях- размер хвои будет уменьшаться. Причем наличие ясеня рядом с соснами благоприятно сказывается на приросте первого и второго порядка.
Таким образом, в ходе простого научного исследования, доступного по территории, учащиеся могут заметить, как антропогенная деятельность и близость к городу ухудшает рост побегов. Мы можем сделать вывод, что мусор в лесных насаждениях будет препятствовать и прорастанию семян сосны.
Таким образом, проведение данной научно-познавательной работы в рамках курса биологии в школе научит школьников азам исследовательской деятельности на объекте, и будет способствовать экологическому формированию их личности.
Ведь экологическое воспитание нужно начинать как можно раньше, именно с такого формата деятельности, тем самым закладывая основы биологии и экологической культуры, формируя положительное отношение детей к природе и науке в целом.
© 2022, Клешаева Полина Александровна 90