СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме: «Анализ побегов сосны в насаждениях сосновой поляны города Санкт-Петербурга».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сосна, это вид, реагирующий на загрязнение окружающей среды, которую можно использовать как биоиндикатор. Для этого мы с учениками использовали величину годового прироста основного побега, длину листовой пластинки. Эти показатели будут наглядно отображать погодно- климатические и техногенные изменения за определенный промежуток времени.

Чем хуже условия среды, тем меньше размеры органов. И нашей задачей было выявление этих изменений. Такие исследования необходимы для развития научно- познавательного интереса школьников, укрепления экологического воспитания, и таких исследований в рамках урока, как правило, не провести. Данный анализ можно провести в ходе весенней экскурсии, или внеурочной деятельности, когда ребята проходят материал Голосеменные растения. Можно выполнить в качестве проектной работы в 9-10 классах.

Объекты и методы исследования.

Необходимо выбрать пробную площадку, оценить состав и возраст древостоя, его полноту, индекс жизненного состояния, узнать подвержен ли участок антропогенной нагрузке. Заметить есть ли на участке вкрапления других древесных пород. Обратить внимание на повреждения вредителями.

Всю информацию вносим в блокноты, фотографируем объект исследования.

Далее срезаем по пять побегов на высоте нашего роста, обязательно с южной стороны кроны, с разных деревьев сосны, оценив их жизненное состояние. Измеряем хвою, замечаем побеги первого и второго порядка, заносим все полученные данные и в дальнейшем в таблицу для математической обработки Excel.

Результаты исследований.

В ходе проведенных работ, делаем выводы с учениками, что длина хвои варьирует, у здоровых особей нами обнаружены максимальные размеры.

На ослабленных деревьях- размер хвои будет уменьшаться. Причем наличие ясеня рядом с соснами благоприятно сказывается на приросте первого и второго порядка.

Таким образом, в ходе простого научного исследования, доступного по территории, учащиеся могут заметить, как антропогенная деятельность и близость к городу ухудшает рост побегов. Мы можем сделать вывод, что мусор в лесных насаждениях будет препятствовать и прорастанию семян сосны.

Таким образом, проведение данной научно-познавательной работы в рамках курса биологии в школе научит школьников азам исследовательской деятельности на объекте, и будет способствовать экологическому формированию их личности.

Ведь экологическое воспитание нужно начинать как можно раньше, именно с такого формата деятельности, тем самым закладывая основы биологии и экологической культуры, формируя положительное отношение детей к природе и науке в целом.

Категория: Биология
10.06.2022 10:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!