СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кубеева А.С.
учитель начальных классов
г.Астрахань, РФ
Статья на тему:
Организационно-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников.
Актуальность: Процесс формирования толерантности не является самопроизвольным - он требует создания благоприятных педагогических условий. Речь, таким образом, идет о воспитании толерантности - ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Цель-формирование толерантности у детей младшего школьного возраста.
Выводы: формирование толерантности у младших школьников будет эффективным, если выявлены и реализованы следующие организационно-педагогические условия формирования толерантности:
- формирование культурно-образовательной среды и носителей навыков толерантного взаимодействия в детском коллективе;
- использование вариативных форм организации толерантного взаимодействия;
- оказание помощи школьникам в овладении умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения.
Организационно-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников
Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой – принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения.
Важная роль в формировании толерантности индивидов отводится образовательным учреждениям
В процессе модернизации системы образования в целом и дидактических (образовательных) технологий в частности должны быть поставлены и реализованы задачи, сформулированные в “Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации”, “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». В «Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации» чётко сказано: «От позиции молодёжи в общественно-политической жизни, её уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Однако в настоящее время наблюдается противоречие между огромным потенциалом образования в формировании толерантности обучающихся и его недостаточно эффективным использованием из-за недостаточной разработанности моделей её формирования.
Согласно современным моделям, толерантность может быть базовым или ситуативным свойством личности, включающим операционный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, деятельностный и рефлексивный компоненты.
Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности, формирование толерантного сознания; воспитание толерантности в системе высшего образования.
Модель организационно-педагогических условий формирования толерантности у младших школьников дает нам идеализированное и обобщенное представление об этих условиях, их взаимосвязи и порядке реализации в педагогической практике. Она призвана в общих чертах дать ответ на вопрос о необходимых действиях педагога, воспитывающего в ребенке толерантность.
Школьные программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках обычной школьной программы, на обычных уроках и внеклассных занятиях с младшими школьниками.
Разработанная модель стимулирования развития толерантности у обучающихся предполагает поэтапную реализацию совокупности технологических элементов, которые должны быть составляющими образовательных технологий, направленных на развитие толерантности как практического гуманизма.
На базе основных характеристик толерантной и интолерантной личности, сформулированных в работах Н.А.Асташовой, Г.В.Безюлевой, Г.М.Шеламовой, в работе построена система поведенческих реакций ребенка старшего школьного возраста по двум моделям: толерантная и интолерантная.
Модель развития толерантности у обучающихся
Этапы |
Доминирующие методы и факторы |
Педагогические задачи |
Формирование ценностно-смысловой сферы, мотивов толерантного поведения, основанное на модели “совершенной” личности |
Убеждение; методы формирования толерантного сознания личности; самоубеждение |
Создание условий, способствующих формированию толерантной нравственно- ориентированной личности; организация культурно- воспитательной среды, включение субъективно значимых лидеров,. |
Принятие личностью нравственных норм, интериоризация социальных императивов, накопление духовно- нравственного опыта, прежде всего – опыта толерантного поведения |
Предъявление личности социально- культурных норм; методы формирования социально одобряемой деятельности; игра; упражнение |
Создание воспитательных ситуаций, требующих проявления толерантности; приобщение к ценностям, традициям, духовному наследию поликультурного мира |
Нравственная саморегуляция, самоконтроль, самооценка личности, основанная на рефлексивных умениях и способностях |
Воспитывающие ситуации, требующие проявления толерантности; методы формирования социально одобряемого поведения; мотивация |
Раскрытие и развитие духовно- нравственных ресурсов личности обучающегося (воля, совесть, доброта, ответственность и т.д.); формирование позитивной нравственной самооценки, обусловленной на принятых представлениях о Добре и Зле, ценностях, культурных нормах |
Личностное самоопределение, саморазвитие, повышение уровня толерантности |
Стимулирование деятельности и поведения; методы формирования толерантной установки личности; рефлексия |
Содействие в саморазвитии личности, самосовершенствование и самореализация посредством проявления положительных черт личности и социальной |
Модель развития толерантности основана на целостном подходе и рассматривается как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (случайное проявление толерантности в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого), через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых учителем (проявление толерантности обеспечивается регламентируемыми рамками, нормами, правилами поведения, принятых в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной классной учебной деятельности, учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу), от них — к становлению толерантности, выходящей за пределы малой группы (проявление толерантности, распространяющейся на членов других малых групп, на основе ценностно-ориентационного единства), готовность учащихся к самосовершенствованию.
|
|
Этапы формирования толерантности |
Программа формирования толерантности |
Формирование целостной картины мира в сознании |
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
Концептуальная модель формирования толерантности у детей
На основании теоретического анализа проблемы и обобщения различных педагогических подходов и практик в работе обосновываются следующие организационно-педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста:
- Формирование культурно-образовательной среды и носителей навыков толерантного взаимодействия в детском коллективе.
Создание толерантного пространства школьного учреждения, в котором каждый, независимо от этнической принадлежности, будет чувствовать себя комфортно, защищено и будет способен к открытому взаимодействию с окружающим миром. Поэтому цели и задачи самосовершенствования, саморазвития коллектива в плане формирования толерантного пространства, в котором укрепляется атмосфера уважения, доброжелательности и внимательного отношения друг к другу, являются первостепенными в жизни образовательного учреждения в МБОУ «Бирюковская СОШ».
- Использование вариативных форм организации толерантного взаимодействия. Применение педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности.
- Оказание помощи школьникам в овладении умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения. Формирование толерантности обусловлено также особенностями позиции педагога. В процессе исследования мы выделили следующие основные особенности педагогической позиции: демонстрация своего уважительного отношения к школьнику, признание свободы его ценностного самоопределения, отказ от противопоставления жизни взрослых и детей.
Список используемой литературы:
© 2019, Кубеева Айгюль Саясатовна 806