СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников.
Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности школьников, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условие гармоничных отношений в обществе.
Я понимаю толерантность как личностное качество, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их национальной, или культурной принадлежности, терпимое отношение к отличным от собственных взглядов, нравам, привычкам. Наличие толерантности образует благоприятный психологический климат в отношениях учащихся младших классов.
Проблема толерантности очень остро стояла в третьем классе. С этим классом я проработала один год. Класс сложный. За три года в нем поменялось пять воспитателей (смена происходила каждый год в силу разных причин). Не было единой системы требований, отсюда неорганизованность, недисциплинированность, кроме того я столкнулась с проблемой низкого уровня развития у детей навыков взаимодействия: не умение ребят слушать и слышать друг друга, оказывать друг другу помощь, радоваться за другого. Отсутствие чувства товарищества, сплоченности. Было очень развито «яканье», наблюдалось не умение работать в группах, когда каждому важно только их мнение, а что думают другие – не важно, отсюда выкрики, невозможность высказаться, часто возникающие конфликтные ситуации. Поэтому возникла необходимость создания воспитательной системы класса, которая помогла бы развить у учащихся навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками и взрослыми.
Исходя из данных проблем, мной разработана программа: «Дорогою добра». Программа рассчитана на два года и ориентирована на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка, на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития, на успешную адаптацию детей в школе.
Цель данной программы: Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества.
В основу программы положен проблемно-тематический принцип: от самопознания и самовоспитания личности школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении интернатного типа, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребёнка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности. Я выбрала формулу воспитания толерантности: "родители + дети + педагоги".
Система мероприятий включает различные формы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, КТД, конкурсы, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, экскурсии, проектную и исследовательскую деятельность. В ходе работы решаются задачи воспитания и развития школьников. Воспитательная система опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, коллективную, досуговую.
В начале работы по программе мной был установлен исходный уровень толерантности учащихся уже 4 класса, разработана коррекционно-развивающая программа, рассчитанная на 2 года. Также разработаны контрольные исследования, цель которых показать, что под влиянием специально организованной коррекционно-развивающей программы по формированию толерантности произойдёт повышение уровня толерантности учащихся. Для установления исходного уровня толерантности я использую разработанную мной анкету. Я провожу анкетирование детей на определение степени сформированности понятий о нравственных качествах. С помощью шкалы социальных дистанций (шкалы приемлемости), адаптированной к возрастным особенностям школьников, оцениваю степень их психологической близости, способствующей легкости взаимодействия.
В ходе реализации программы использую метод убеждения, внушения, стимулирования и мотивации, методы требования и упражнения, метод коррекции поведения, воспитывающей ситуации, метод социальной пробы (испытания), метод рефлексии.
Для организации деятельности детей в классе, я использую такие приёмы воспитания толерантности, как «Эстафета», «Взаимопомощь», «Истории про себя», «Общее мнение».
Для организации диалоговой рефлексии использую приём «Ролевая маска», что позволяет мне формировать правильное отношение учеников к какой-либо значимой проблеме, вопросу.
Так – же, а использую художественную литературу, кинофильмы.
Конечно, все эти задания дети смогут выполнить только после того, как будут знать о толерантности. Поэтому сначала я провожу классные часы, на которых разъясняю понятие «толерантности». Мной разработана система занятий. Во время работы на которых дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли. Знания в основном добываются самими детьми, я лишь управляет этим процессом, направляю на верный путь, предоставляю материал для размышления, обсуждения.
© 2015, Федотова Ирина Ивановна 516