СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТАТЬЯ «Воспитание толерантности» Из опыта работы по программе «Дорогою добра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из приоритетных направлений деятельности современной школы является воспитание и развитие учащихся, поэтому идет активный поиск новых моделей, создающих условия для саморазвития и успешной социализации школьников.

Готовность школьника к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его научных знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности школьников, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условие гармоничных отношений в обществе.

Я понимаю толерантность как личностное качество, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их национальной, или культурной принадлежности, терпимое отношение к отличным от собственных взглядов, нравам, привычкам. Наличие толерантности образует благоприятный психологический климат в отношениях учащихся младших классов.

Проблема толерантности очень остро стояла в третьем классе. С этим классом я проработала один год. Класс сложный. За три года в нем поменялось пять воспитателей (смена происходила каждый год в силу разных причин). Не было единой системы требований, отсюда неорганизованность, недисциплинированность, кроме того я столкнулась с проблемой низкого уровня развития у детей навыков взаимодействия: не умение ребят слушать и слышать друг друга, оказывать друг другу помощь, радоваться за другого. Отсутствие чувства товарищества, сплоченности. Было очень развито «яканье», наблюдалось не умение работать в группах, когда каждому важно только их мнение, а что думают другие – не важно, отсюда выкрики, невозможность высказаться, часто возникающие конфликтные ситуации. Поэтому возникла необходимость создания воспитательной системы класса, которая помогла бы развить у учащихся навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками и взрослыми.

Исходя из данных проблем, мной разработана программа: «Дорогою добра». Программа рассчитана на два года и ориентирована на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка, на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития, на успешную адаптацию детей в школе.

Цель данной программы: Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества.

В основу программы положен проблемно-тематический принцип: от самопознания и самовоспитания личности школьника к воспитанию межличностной и социальной толерантности.

Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении интернатного типа, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребёнка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности. Я выбрала формулу воспитания толерантности: "родители + дети + педагоги".

Система мероприятий включает различные формы работы с детьми: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, КТД, конкурсы, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, экскурсии, проектную и исследовательскую деятельность. В ходе работы решаются задачи воспитания и развития школьников. Воспитательная система опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, коллективную, досуговую.

В начале работы по программе мной был установлен исходный уровень толерантности учащихся уже 4 класса, разработана коррекционно-развивающая программа, рассчитанная на 2 года. Также разработаны контрольные исследования, цель которых показать, что под влиянием специально организованной коррекционно-развивающей программы по формированию толерантности произойдёт повышение уровня толерантности учащихся. Для установления исходного уровня толерантности я использую разработанную мной анкету. Я провожу анкетирование детей на определение степени сформированности понятий о нравственных качествах. С помощью шкалы социальных дистанций (шкалы приемлемости), адаптированной к возрастным особенностям школьников, оцениваю степень их психологической близости, способствующей легкости взаимодействия.

В ходе реализации программы использую метод убеждения, внушения, стимулирования и мотивации, методы требования и упражнения, метод коррекции поведения, воспитывающей ситуации, метод социальной пробы (испытания), метод рефлексии.

Для организации деятельности детей в классе, я использую такие приёмы воспитания толерантности, как «Эстафета», «Взаимопомощь», «Истории про себя», «Общее мнение».

Для организации диалоговой рефлексии использую приём «Ролевая маска», что позволяет мне формировать правильное отношение учеников к какой-либо значимой проблеме, вопросу.

Так – же, а использую художественную литературу, кинофильмы.

Конечно, все эти задания дети смогут выполнить только после того, как будут знать о толерантности. Поэтому сначала я провожу классные часы, на которых разъясняю понятие «толерантности». Мной разработана система занятий. Во время работы на которых дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли. Знания в основном добываются самими детьми, я лишь управляет этим процессом, направляю на верный путь, предоставляю материал для размышления, обсуждения.

22.10.2015 18:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!