СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "УСПЕШНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИЦИКАЦИЯ ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, требующая максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется роли профессиональной компетентности педагогов. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

Современному детскому саду нужен воспитатель, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. В наше время инновационных технологий как новичок на новом месте работы, так и педагог с большим стажем сталкивается с большим количеством трудностей. В связи с этим возникает противоречие между теми высокими современными требованиями к специалистам дошкольных учреждений, в рамках профессиональной компетентности, психологической готовностью к профессиональному самоутверждению и особенностями современного рынка труда.

На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ.». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Воспитатель 21 века -это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Основные требования к воспитателю:

- собственный уровень развития;

- уровень развития воспитанников;

- владение ИКТ;

- использование интернет-ресурсов;

- использование современных педагогических технологий;

- успешное педагогическое взаимодействие учителя, воспитателя и родителя;

- всестороннее личностное саморазвитие;

- занятие исследовательской деятельностью;

- владение диагностическими методиками.

Таким образом, появляется рабочее определение: профессиональное становление педагога-воспитателя - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности. Если процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Самообразование всегда целенаправленно. Ученые (Громцева А. К., Крупская Н. К., Наумченко И. Л., Рубакин Н. А.) выделяли следующие цели самообразования:

- сделать из себя человека образованного;

- быть на уровне современных требований;

- понимать окружающую жизнь;

- уметь оценивать чужие мнения и иметь свое собственное;

- создать собственный гармоничный духовный мир;

- повысить качество учебно-воспитательной работы;

- обеспечить непрерывное совершенствование знаний;

- преодолеть профессиональную замкнутость;

- стать человеком творческим;

- удовлетворить свой интерес;

- стать конкурентоспособным.

Профессиональная самореализация во многом зависит от того, насколько правильно и эффективно человек может идентифицировать себя как профессионал и презентовать себя в сфере профессиональной деятельности.

Какое наставление не должен забывать воспитатель на протяжении всего педагогического пути?

— Входи в детский коллектив с улыбкой. При встрече – загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен. Не принуждай ребёнка быть хорошим, не переделывай его, просто создай ему условия, чтобы он сам стремился к этому. Помни о том, что ребёнку должно быть интересно рядом с тобой. Только тогда он становится внимательным. Стремись к тому, чтобы твоя организованная учебная деятельность не была проведена «по трафарету». Пусть на ней совершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски. Пусть каждый ребёнок с первых дошкольных шагов становится маленьким исследователем. Учи своих детей трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, оказаться рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимо твое плечо, твои знания, твой опыт. Умей определить планку трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной. Постарайся вселить в ребёнка веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми. Ты очень близкий человек для своего воспитанника. Постарайся, чтобы он всегда был открыт для тебя. Стань ему другом и наставником. Умей радоваться всем успехам своих воспитанников и сопереживать их неудачам. Не бойся признаться в своем незнании чего-либо. Поверь в ребенка. Стремись дать ему крылья. Он должен уметь летать.

В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

Каждая встреча для родителей с педагогом должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни, среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся в каждом ребенке (он неповторим!) найти искорки огня, который всегда можно зажечь.

Учи беречь нашу планету, заботиться о близких, беречь и чтить родителей.

Не существует четких критериев определения профессиональной самоидентификации. Но можно сказать одно — это позитивное представление различных качеств педагога, необходимых, для успешной профессиональной деятельности.

Строим коллектив детского сада (коллектив детей и взрослых), а это фундамент; строим содержание своей жизнедеятельности, а это стены; строим свои отношения, а это атмосфера детского сада, и мечтаем, что никогда мы не построим крышу, потому что конца у такого строительства быть не может!

Сегодня много говорят о социально-педагогической самоидентицикации будущего воспитателя. Строим Детский сад Будущего. И это правильно. Меняется время, условия, система. Только не система человеческих ценностей: отношение к природе, к Родине, к матери, к своей истории, к людям, которые живут рядом с тобой и думают о твоем будущем. А значит и в Новом Детском саду должно быть первостепенное место этим человеческим ценностям.

Наши ответы должны быть всегда только правильными, ибо чаще всего задают их дети, которые должны верить своему педагогу, помогающему им сохранить жизнь на планете, мир на земле, любовь в сердце, доброту в душе.

Ибо лично от человека зависят красота, прочность и богатство Мира с общим солнцем, что всех согревает, с землей, которая всех кормит, с водой, что утоляет жажду, и воздухом, которым дышит все живое.

15.12.2015 12:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!