СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Некоторые подходы в воспитании ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые подходы в воспитании ребёнка Первыми наставниками и воспитателями для детей являются родители. Воспитание личности – это вечная проблема в жизни человечества и самая важная. От родителей зависит судьба ребёнка, Редьяр Киплинг в стихотворении «Заповедь» отмечал:

Когда людей ты понял и обиды Не нанесут ни враг, ни друг тебе; Когда трудом ты каждый миг заполнил И беспощадность Леты опроверг, Тогда, мой сын. Земля твоя - запомни! - И - более того - ты Человек!

Я хочу надеяться, что каждый родитель, который заботится о правильном воспитании своего ребёнка, обязательно возьмёт в свою воспитательную копилку любовь, спокойную и внимательную, доброту отзывчивую, уважение интересов ребёнка, расширение его кругозора через книгу, природу, ласковое и удивительное русское слово, через собственное самосовершенствование и разумное терпение. И в самом деле, ребёнок - наше продолжение, наша любовь и надежда, наше счастье, гордость нашей страны, опора нашей старости. Без воспитанных людей мы деградируем и исчезнем с лица Земли как бесполезный вид. Каждый ребёнок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы? Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру (брата…). Мы говорим ребёнку: не бегай, не прыгай, не упади! Такими предупреждениями мы связываем ребёнку ноги. Не трогай то, не трогай это. Мы связываем ему руки.

Не слушай, это не для твоих ушей. Завяжем ему уши. Не кричи, не разговаривай громко. Завяжем ему рот. Не смотри этот фильм. Завяжем ему глаза. Бывает ли у вас такое в семье? Что вы думаете по этому поводу? Считаю, что не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Умейте прощать, будьте великодушными всегда!

Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя, наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других.

Что следует запрещать? 1.То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих (не бегай с ножом, ножницами,не бросася камнями). 2.То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай мебель,кору деревьев, фасады ). 3.То, что противоречит нравственным нормам (не читай чужие письма, не произноси плохих слов, не бери чужое). Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского:

Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?

Поступать плохо – это значит: наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей; лениться и бездельничать; быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным; требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом; лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь; заискивать перед тем, кто сильнее тебя; давать пустые обещания, нарушать слово; наушничать, доносить на товарища; малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок; проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя; употреблять свою силу, физическое превосходство во зло; отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благопо­лучие; молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать; пустословить, произносить всуе святые имена; смеяться над увечными; не любить и обижать животных; не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Быть в какой-то мере сопричастным к ним - «плохо Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать по­добным образом - «хорошо», это нравственная », это подлость, измена, предательст­во, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным - вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности. Какое нравственное правило является для вас, родители, основополагающим в вашей жизни? Мне кажется, для тех, кто связан с ребёнком, для них первостепенна любовь. Но любовь бывает разная: тревожная и снисходительная любовь портит ребёнка, а любовь внимательная и спокойная делает его честным человеком. Конечно, вы можете возразить, что в наш век технического прогресса, в век жестокости и зависти доброму человеку, как говорят, трудно прожить. Однако всё же только любовь способна спасти нас. И именно та любовь, о которой так красиво сказано в Библии: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, гн гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, надеется, всё переносит» (Библия. Новый завет. Первое послание к Коринфянам. 13 : 4-7). Анкета для родителей «Вы любите своего ребёнка?» 1. Любите ли вы своего ребёнка? 2. Как вы проявляете свою любовь ? 3. Хватает ли вам душевного тепла и терпения для своего ребёнка? 4. Одинаково ли вы относитесь к своим детям (если их у вас двое)? Что не устраивает вас в этих отношениях? 5. Как вы представляете себе теплое, душевное отношение вашего ребёнка к вам? Американский психолог М. Скотт Пек рассуждает так по этому поводу: «Дети часто спрашивают, любим ли мы их. И мы отвечаем: «Да, конечно, да…». Но в чём и как проявляется наша любовь? Жесты, улыбка, интонация, взгляды,…. И, конечно, в том, как мы их слушаем. Слушание – работа тяжёлая. Для истинного слушания необходима полная концентрация. Невозможно слушать и делать одновременно что-то ещё». Все заботы и проблемы отодвигаются на другой план. Нужны сосредоточение и попытка понять смысл того, что говорит ребенок. А понять его гораздо сложнее, чем кажется. Во-первых, ребенок чаще всего говорит о том, что взрослых не волнует; во-вторых, он постоянно соскальзывает с основной темы разговора, прерывается или повторяется. Настоящее слушание ребенка – это труд любви, без любви родители вряд ли смогут заставить себя это делать». Чем внимательнее вы слушаете своего ребенка, тем яснее осознаете, несмотря на паузы, пустоты, недоговаривания, повторения, что он действительно говорит важные вещи! И вам самим все чаще хочется его слушать. А слушая, вы будете все лучше узнавать сына или дочь. И наконец: чем больше ребенок будет чувствовать, что вы его цените и считаете интересным человеком, тем с большим удовольствием он будет слушать вас. Ведь только слушая взрослых, ребенок может по-настоящему развиваться. Как видите, истинное слушание – это взамный процесс. Ценность порождает ценность, любовь порождает любовь. Приходим к основному выводу, что главное нравственное, основополагающее правило воспитания - это любовь! Очень часто родители ставят в пример себя, свои «правильные» поступки, своё поведение, свою любовь и уважение к старшим, своё отношение к труду. Такой подход не всегда приносит положительный результат. Одним из основных отличий ребёнка от его родителей в том, что он ещё может совершать ошибки. Всем мамам и папам важно помнить, что ребёнок должен совершать ошибки – только так он сможет чему-либо научиться. Практические уроки усваиваются детьми лучше всего, и именно они составляют костяк, на основе которого из личности ребёнка будет формироваться личность взрослого человека. Именно поэтому каждый ребёнок просто обязан совершать ошибки – не стоит его за это ругать, важно лишь то, чтобы из этих ситуаций он смог сделать правильные выводы, а в этом должны помочь ему вы – родители. Святой Тихон Задонский очень просто сказал: «Малое деревце, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». В детстве каждый ребёнок должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Нелегко учить чувствовать, потому что каждый родитель не может примириться с мыслью, что чей-то ребёнок может быть лучше его собственного, что самое яркое, самое дорогое должно быть только у его чада и тем самым лишь тешит свою гордыню, а что он, отец или мать, заронил в сердце своего ребёнка, то об этом пока он не задумывается, только когда пройдёт время, родитель увидит, что он воспитал потребителя без чувств, без сердца, без души. Великий русский поэт А.С.Пушкин гордился тем, что «…и долго будет тем любезен он народу, что чувства добрые он лирой пробуждал».Если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце,- он никогда не станет настоящим человеком. Воспитать у ребёнка чуткость сердца, доброту, щедрость, чтобы он видел чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасается не только повседневно, но и «случайно» - это великое дело.

Умей поставить, в радостной надежде, Но карту все, что накопил с трудом, Все проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том,

Воспитывать нужно собственным примером. Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих. Скажите, вырастут ли чистыми и хорошими людьми те дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери, если им подаётся нецеломудренный пример? Будут ли честными дети, если их не учить порядочности с самых юных лет? А добро- это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку. А ещё мне кажется, что в малом возрасте ребёнок настолько чувствителен, что только через эмоции он познаёт мир и развивается. И если его окружить атмосферой зла, ненависти, раздражительности, то малыш получит искажённое представление о мире, он станет неправильно развиваться, у него возникнет тревожность и беспокойство - злейшие враги ребёнка, отрицательно влияющие и на его речь, и на поведение, и на способность общаться и учиться. Чтобы этого не произошло, нужно сделать свой дом интересным, наполнив его книгами и играми, сделать его счастливым для детей, пусть они приводят в него своих друзей. Да, это хлопотно – быть окружённым лишними людьми. Они добавят шума и, даже стараясь вести себя прилично, непременно устроят беспорядок. Но все эти неудобства, причинённые гостями, значат меньше, чем беспокойство о том, где ваши дети и чем они заняты вне дома. Когда детям интересно с вами, им не хочется убегать в неизвестность, им легче справляться с возникшими проблемами, потому что они знают, к кому обратиться за помощью. Всем родителям необходимо помнить, что ребёнок – это индивидуальность, яркая, самостоятельная личность. И ей надо предоставить право на самостоятельность. Не стоит обвинять ребёнка в том, что он ведет себя не совсем правильно. Гораздо продуктивнее спокойно поговорить, рассказать ребёнку, что и вам приходилось ошибаться, как вы справлялись со своими ошибками, как нужно поступить в трудных ситуациях. Такая тактика поможет наладить отношения и избежать психологических травм, перед которыми дети оказываются практически беззащитными. И ещё надо помнить: нельзя оскорблять ребёнка, тем более в присутствии посторонних.

Безусловно, ребёнок сам выбирает основные установки, на которых он будет строить свой характер и жизнь, но, уважаемые родители, в ваших силах помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром, жить честно, уметь признавать свои ошибки, не хранить обид и зло.

О, если разум сохранить сумеешь, Когда вокруг безумие и ложь, Поверить в правоту свою - посмеешь, И мужество признать вину - найдешь, И если будешь жить, не отвечая На клевету друзей обидой злой, Горящий взор врага гасить, встречая, Улыбкой глаз и речи прямотой, И если сможешь избежать сомненья, В тумане дум воздвигнув цель-маяк.

Нет необходимости доказывать, что совместная деятельность и общие интересы сплачивают семью, помогают ей преодолеть трудности и невзгоды. В тех случаях, когда совместная деятельность (а это чаще всего совместный семейный досуг) сопровождается положительными эмоциями, она служит снятию конфликтов, улучшению эмоциональных отношений в семье. «Сейчас очень трудное время для воспитания детей. Семья – главная школа для ребёнка, а родители – самые важные учителя. Любящие, заботливые мама и папа учат детей правилам жизни, хотя иногда им приходится говорить «нет». Научите своих детей – чести, любви, доброте». - писал Глен Гриффин, автор многих книг, журналист, практикующий семейный психотерапевт и педагог, чьи советы помогли уже многим родителям и педагогам, потому, что и в семье, и в школе, и в детском саду взаимоотношения детей и взрослых состоятся на принципах взаимного уважения, доверия и любви.

29.08.2015 17:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!