СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Духовно-нравственное становление личности средствами художественного творчества в условиях введения ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Духовно-нравственное становление личности средствами художественного творчества в условиях введения ФГОС"

Егорова А.В.

Воспитатель МБДОУ «д\с «Умка»

Духовно-нравственное становление личности средствами художественного творчества

в условиях введения ФГОС

От прекрасных предметов – к прекрасным образам,

От прекрасных образов – к прекрасным мыслям,

А от них к абсолютной Красоте.

Платон

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования, которому отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание личности происходит в сфере образования. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Базовые ценности должны определять свободную и непосредственно образовательную деятельность детей. Иными словами необходима, интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития российского дошкольного образовательного учреждения: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции ДОУ – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. В приведенных в стандарте результатах освоения образовательной программы дошкольного образования мы видим следующие рекомендации:

  • Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
  • Ребёнок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о

предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

  • Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.

Духовно-нравственное становление личности дошкольника стимулируется не только посредством правильно подобранного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. При использовании педагогом гуманного подхода, в атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения ребенок охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».

Согласно методу Ш. Амонашвили воспитание и обучения детей дошкольного возраста полностью зависит от личности учителя. Каким же должен быть учитель?

1. Ребенка надо любить и обожать таким, каким он есть. Родитель, воспитатель или учитель должен уметь одинаково относится к шалуну и послушному, сообразительному и тугодуму, ленивому и старательному. Всегда радоваться успехам каждого малыша. Доброта и любовь к детям – основные качества, которыми должен руководствоваться учитель. Недопустимо грубое обращения с малышами, ущемление их достоинств.

2. Учитель должен уметь осознавать детей, ставить себя на их место, уважительно (а не снисходительно) относится к детским заботам и делам. Чтобы заниматься глубинным воспитанием ребенка, при котором малыш сам становится помощником в собственном воспитании, необходимо понимать душу и сердечные переживания малыша, его стремления.

3. Учитель должен верить в силу воспитания, быть оптимистом. Речь идет не о пассивном участии, при котором воспитатель ждет, когда ребенок поумнеет, а о деятельном оптимизме – учитель глубоко вникает во внутренний мир ребенка, отыскивает различные способы воспитания и развития.

4. Такие качества, как строгость, сдержанность, искренность, скромность, чуткость, интеллигентность, любовь к жизни и общению должны быть присущими каждому воспитателю (учителю).

Одним из самых интересных приемов гуманной педагогики является нашептывание ответа педагогу на ухо. Дети – очень любопытные. Чтобы найти правильный ответ, они включают голову, запуская обственный мыслительный процесс.

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка. В своей работе я стараюсь решить данную проблему, используя приемы и принципы гуманной педагогики и, среди прочих, средства художественного творчества.

Как говорил В.А. Сухомлинский: « Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». Таким образом раскрывая талант ребенка, мы способствуем его духовно-нравственному росту. Наиболее удачно это происходит на занятиях с использованием таких нетрадиционных техник как монотипия и кляксография. Случайность получившихся форм и цветовых пятен побуждает ребенка фантазировать, увидеть в них необычные и оригинальные образы. Моя задача, как педагога на таких занятиях склонить ребенка к выбору позитивных, светлых образов. Здесь весьма уместен такой прием гуманной педагогики, как нашептывание ответа педагогу на ухо, т.к. дети зачастую стесняются сказать открыто что они видят в игре цветов и форм.

Создание позитивных образов является неотъемлемой частью занятия по художественному творчеству. С их помощью ребенок учится позитивному, вежливому и сострадательному отношению. Например, ребята очень хорошо эмоционально откликаются на предложение слепить друзей доброму и вежливому ежонку из шишки и пластилина. И пусть у получившегося друга немного разные глазки и слегка сдвинут носик, зато друга такого еще надо поискать. Таким образом формируется такое нравственное качество личности как взаимоуважение.

Взаимоуважение также воспитывается в воспитанниках при такой форме организации занятия, как коллективная работа. Создавая общую работу, дети учатся чутко и вежливо относиться друг к другу.

Учитель является посредником между ребенком и знаниями. Дети впитывают духовные ценности, морально-этические нормы через личностные черты воспитателя, его оценки. Ребенок познает мир через учителя, который считается высочайшим авторитетом для детей младшего школьного возраста.

К сожалению, современная педагогика переживает острый кризис, вызванный сугубо материалистическим, бездуховным, авторитарным подходом к воспитанию детей. Она практически не уделяет внимания тому, что любовь есть важнейшая составляющая воспитания, ибо без неё не возможно найти путь к сердцу ребенка. Сегодня лишь гуманная педагогика дает возможность одухотворить педагогический процесс. Основываясь на таких глубоких понятиях, как Любовь, Красота и Знание, она расширяет сознание педагога и учит его относиться к ребенку как к носителю божественной сущности. Задача истинного учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку войти в мир с чистым и добрым сердцем, осознать и претворить в жизнь свою миссию, воспитать в нем осознание нравственного отношения к жизни.

19.09.2017 10:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!