СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Старинные изделия из янтаря.

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАРИННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЯНТАРЯ.

Изделия из янтаря пользовались большой популярностью ещё в Древнем Риме. Солнечный камень использовали для изготовления бус, резных украшений, статуэток, чаш для вина, сосудов для благовоний, портретов, барельефов. Не смотря на то, что янтарь стоил очень недешево, самые состоятельные патриции отделывали им загородные дома и бассейны. По приказу императора Нерона, питавшего особое пристрастие к этому камню, янтарем усыпали арену, на которой проходили бои гладиаторов.

В Китае и Японии с древних времен выше всего ценился янтарь красных и вишневых оттенков, который почитали, как застывшие капли крови священного животного - дракона. Ношение украшений с таким камнем долгое время считалось привилегией императора и его ближайшего окружения. Пока в средневековой Японии не началось массовое изготовление миниатюр, ивестных под названием нэцкэ. Эти фигурки вырезали из самых разнобразных материалов, в том числе и из янтаря.

Старинные японские резчики достигли очень высокого мастерства в обработке солнечного камня. В большинстве изделий использовался золотой порошок, наносящийся на поверхность янтаря, которую затем многократно покрывали лаком. В сочетании с другими самоцветами янтарь инкрустировали слоновой костью, оправляли в золото или серебро. В итоге получались необычайно изящные и оригинальные произведения искусства.

В Европе после падения Римской империи искусство художественной обработки янтаря постепенно пришло в упадок. В раннем Средневековье янтарь здесь использовали редко, считая его слишком хрупким и непрочным. После окончания периода жестокого правления крестоносцев Тевтонского ордена в Восточной Прибалтике, местные власти стали искать пути для получения прибыли от их природного богатства - янтаря.

При первом герцоге Пруссии Альбрехте Бранденбургском (1490-1545) янтарное ремесло начинает бурно развиваться. Во второй половине XVI века Кенигсберг (Калининград) и Данциг (Гданьск) становятся крупнейшими европейскими центрами по производству изделий из янтаря. Сформировавшиеся в этих городах художественные стили обработки самоцвета резко отличались друг от друга.

В работах мастеров из католического Данцига доминировало религиозное направление. Здесь чаще создавали образы святых и мадонн, четки, распятия и алтари. В протестанском Кенигсберге янтарь шел, главным образом, на изготовление предметов светской жизни и быта. Это были медальоны и барельефы, подсвечники и столовые приборы, шкатулки и шахматы.

В XVII веке мастерство резчиков по янтарю возросло до очень высокого уровня. В своих произведениях искусные мастера стремились подчеркнуть природную неповторимость каждого камня, его рисунок, пластичность и многообразие цветовых оттенков. Изделия из янтаря инкрустировались золотом и серебром, перламутром и слоновой костью. В композициях использовались комбинации из прозрачных и непрозрачных кусочков янтаря, тончайшая резьба и гравировка деталей.

Сложнее стала и конструкция изделий: пластины из янтаря склеивали или скрепляли металлическими скобами, накладывая на деревянную основу. С помощью такой техники создавались многоярусные шкатулки и целые шкафы-кабинеты. В этот же период мастера впервые начали отделывать мозаикой из янтаря стены помещений.

Прусские изделия из янтаря широко экспортировались в Польшу, Венецию, Персию и Константинополь, где ценились не менее высоко. Многие из них преподносились дипломатами в качестве подношений. В Московской Оружейной Палате хранится более 30 таких подарков, изготовленных в XVII-XVIII веках. Среди них кружка из янтаря, привезенная в 1648 году послом Литвы царю Алексею Михайловичу и, так называемый "властелинский посох" - подаренный в 1658 году герцогом Курляндии патриарху Никону.

В XVII веке появилась настоящая мода на изделия из янтаря. Особой популярностью пользовались кубки и сосуды из солнечного камня. Считалось, что в "морском золоте" заключена волшебная сила, способная уберечь и излечить от болезней, спасти от отравления ядами.

Эта фляга, хранящаяся в Королевских исторических дворцах (Лондон) изготовлена в конце XVII века резчиком из Кенигсберга. Сосуд состоит из восьми панелей, на которых искусно вырезаны изображения, символизирующие христианские добродетели - Веру, Надежду, Любовь, а также благоразумие, воздержание, терпимость, мужество и справедливость. В Англии это изделие оказалось в XIX веке, как дипломатический подарок одному из членов английской королевской семьи.

XVIII век оказался переломным в истории янтаря. Европейские мастера доводят ранее освоенные методы обработки этого камня до совершенства. В этом столетии создается всемирно известная Янтарная комната, ставшая вершиной искусства резьбы по этому самоцвету.

Но параллельно с усовершенствованием техники обработки камня шло и понижение художественной ценности массово производимых из него изделий. Янтарь подешевел, и, как следствие, стал более доступен.

Всё чаще из него стали изготавливать, несложные по оформлению и конструкции, предметы повседневного обихода: косметички, табакерки, ручки для зонтиков, флаконы для духов. В XIX веке особенной популярностью пользовались мундштуки и курительные трубки из янтаря. Эта традиция пришла с Востока, где считалось, что при общем курении, янтарный мундштук кальяна нейтрализует все инфекции.

К началу XX века искусство художественной обработки янтаря превратилось в промышленное изготовление недорогих ювелирных украшений и сувениров. Конечно, наряду с массовой продукцией, создавались и создаются по-настоящему высокохудожественные изделия из янтаря, но это уже современная история солнечного камня

Категория: Всем учителям
28.07.2017 07:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!