СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Списывание- один из наиболее употребительных видов письменных упражнений, который используется при обучении техники письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями.
Различают два вида списывания: простое и осложненное. В первом случае перед учеником одна задача- воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором – списывание либо предшествует выполнению того или языкового задания (грамматического или орфографического ), которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и.п.)
В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание, так как в противном случае оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и потому приводящее к ошибкам.
Г.В. Репкина экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, в котором дети(а порой и взрослые) видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а, наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова.
В этом исследовании была обоснована необходимость списывания смысловыми единицами( предложениями или его законченными по смыслу частями). Кроме того, были разработаны приемы, обеспечивающие активный орфографический анализ текста путем выделения в нем орфограмм. Специальное внимание уделяется организации контрольной операции при списывании.
Алгоритм списывания, составленный с учетом всех названных требований, вначале детально развертывается в обучении. После того как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на первоначальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома.
В классе алгоритм списывания составляется детьми коллективно и размещается рядом с доской. Кроме того, каждый ученик получает карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании.
Памятка включает в себя следующие действия:
Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно- чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделение орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы. Конечно, в зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «орфограмма», а также, чем последовательнее выполняется действие выделения орфограмм, тем значительнее влияние обучения списыванию на формирование навыков правописания школьников.
© 2022, Соловьева Татьяна Викторовна 103