СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Списывание в обучении правописанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Списывание- один из наиболее употребительных видов письменных упражнений, который используется при обучении техники письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями.

Различают два вида списывания: простое и осложненное. В первом случае перед учеником одна задача- воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором – списывание либо предшествует выполнению того или языкового задания (грамматического или орфографического ), которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и.п.)

В обучении орфографии наиболее эффективным считается именно осложненное списывание, так как в противном случае оно рассматривается как действие механическое, неосознанное и потому приводящее к ошибкам.

Г.В. Репкина экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, в котором дети(а порой и взрослые) видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а, наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не может способствовать запоминанию правильной орфографической формы слова.

В этом исследовании была обоснована необходимость списывания смысловыми единицами( предложениями или его законченными по смыслу частями). Кроме того, были разработаны приемы, обеспечивающие активный орфографический анализ текста путем выделения в нем орфограмм. Специальное внимание уделяется организации контрольной операции при списывании.

Алгоритм списывания, составленный с учетом всех названных требований, вначале детально развертывается в обучении. После того как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Отсюда вытекает важное требование к организации обучения списыванию на первоначальном этапе. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овладеют всеми операциями, они могут начать списывать дома.

В классе алгоритм списывания составляется детьми коллективно и размещается рядом с доской. Кроме того, каждый ученик получает карточку, на которой записан весь порядок действий при списывании.

Памятка включает в себя следующие действия:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
  7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б)подчеркни орфограммы в написанном; в)сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно- чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделение орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы. Конечно, в зависимости от того, какое содержание вкладывается в понятие «орфограмма», а также, чем последовательнее выполняется действие выделения орфограмм, тем значительнее влияние обучения списыванию на формирование навыков правописания школьников.

03.04.2022 14:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!