СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Анастасия Никушина
«Готовые домашние задания» (или просто ГДЗ) — практически сакральный набор слов для школьников всего постсоветского пространства. Почти все пользовались ими для решения как минимум математических задач. Рассказываем, что это за феномен, почему он обсуждается на уровне Минпросвещения и почему ГДЗ нельзя запретить.
Что такое ГДЗ
«Мы хотим обезопасить детей от использования готовых домашних заданий, —
Как правило, «готовыми домашними заданиями» (ГДЗ) называют выполненные и отсканированные решения задач по разным школьным предметам, которые публикуются на специально созданных сайтах. Впрочем, ГДЗ можно считать и обычный решебник, вышедший как методический материал в дополнение к какому-либо пособию, или просто сборник задач с ответами. Такие брошюры, например, выпускало издательство «Экзамен» в начале 2010-х. Впрочем, сейчас у школьников популярны именно онлайн-решебники.
«Думаю, все используют ГДЗ. Кто-то списывает абсолютно все, а кто-то смотрит видео с разбором решений — их сейчас тоже часто публикуют, — говорит десятиклассница Катя. — Еще использовать ГДЗ можно, когда все понимаешь, но просто не хочешь тратить время на механический труд. Мне ГДЗ не пригождаются: для моих учебников их просто нет».
Чаще всего ГДЗ используют для решения заданий по алгебре, геометрии, физике, химии и тех задач по русскому языку, которые не требуют аргументации (например, когда нужно подставить буквы вместо пропусков). Пользоваться готовыми решениями по гуманитарным предметам сложно: высок риск, что один и тот же текст, слово в слово, окажется сразу у нескольких учеников.
За счет чего живут сайты с ГДЗ
«Мел» направил запросы нескольким администраторам популярных ресурсов с ГДЗ, но комментарий на условиях анонимности согласились предоставить только создатели gdz.ru.
Человек, представившийся Дмитрием, рассказал, что ежедневно на сайты с ответами в будние учебные дни заходит больше 10 млн школьников. Еще 3 млн — в субботу, 6 млн — в воскресенье. «Наш сайт в будние дни посещают 3–4 млн пользователей, — поделился он. — Оставшиеся 6–7 млн учащихся заходят на остальные ГДЗ-сайты, которых десятки (если не сотни)».
Школьники проводят на подобном ресурсе в среднем 4–5 минут, просматривая (опять же в среднем) два решебника. Не слишком долго, но этого времени хватает, чтобы посетитель увидел несколько блоков контекстной и таргетированной рекламы, за счет которой и существуют, по словам Дмитрия, сайты с ГДЗ.
Главная страница сайта gdz.ru
Впрочем, много денег такая модель не приносит: «Аудитория хоть и огромная, но доходы от баннеров сравнительно небольшие: школьники в основном неплатежеспособны, поэтому рекламодателям, как правило, малоинтересны такие клиенты». При этом размер текущих доходов gdz.ru с 3–4 млн ежедневных посетителей Дмитрий раскрывать не стал.
Сейчас сайты с ГДЗ пытаются переходить на модель подписки. Цена за премиум-аккаунт скромная: 99 рублей в месяц. «Премиум-аккаунт позволяет получить доступ к более чем 700 редким решебникам, которых нет в общем доступе, также для премиум-пользователей отключается вся реклама, комментарии, сайт загружается значительно быстрее», — объясняет Дмитрий. По его словам, на ресурсе, который он представляет, сейчас около 2000 таких пользователей — суммарно они перечисляют каждый месяц около 198 тысяч рублей.
Есть ли ГДЗ в других странах?
Готовые домашние задания — феномен образовательных систем, появившихся на основе советской школы. Аналогичные российским сайты с ответами к популярным учебным пособиям есть в Казахстане, Беларуси, Украине, Узбекистане и других странах постсоветского пространства.
Это связано со специфически большим количеством домашних заданий, которые выполняют дети. Так, согласно актуальным СанПиН, все школьники, кроме первоклассников,
Довольно много времени на то, чтобы сделать уроки, тратят и американские школьники. В поисках готовых ответов они заходят прежде всего на ресурс
Такая модель напоминает ту, которой придерживается сайт «Знания.ком» (
Что о ГДЗ думают учителя
«Я не знаю педагогов, которые поощряли бы использование ГДЗ. И я не исключение», — говорит учитель математики Дарья Шаинская. Главная причина нелюбви к решебникам очевидна: готовые домашние задания не учат ребенка решать задачи, а скорее наоборот — мешают обучению.
«Если мы хотим научиться плавать, но в бассейн не заходим, а просто повторяем на берегу движения плывущего человека и утверждаем, что тоже проплыли дистанцию, то плавать мы, естественно, не научимся, — говорит Дарья. — Конечно, ребята часто прибегают к ГДЗ не только когда им лень делать домашнюю работу, но и когда не получается. Это искушение, легкий путь получения ответа к задаче, которая не решается. Но математика как раз и учит не бояться трудных путей — а ГДЗ обнуляет все попытки этому научиться».
Примерно о таком вреде ГДЗ и
Дарья Шаинская также замечает, что ГДЗ плохи еще и тем, что их пишут «взрослые люди, при этом не учителя». Она объясняет: «Для решения они часто выбирают способы, которые кажутся разумными именно им. Очень часто эти способы просто не могут прийти в голову школьникам, они никак не соотносятся с темой, к которой относится списанная задача. Именно поэтому списанные из ГДЗ домашние задания обнаружить достаточно легко».
Правда, по словам Дмитрия, который общается непосредственно с авторами ГДЗ-материалов, ответы пишут именно учителя: «Они работают на основании договора авторского заказа и получают за это оплату. Без денежного вознаграждения сейчас никто ничего не делает».
К тому же, судя по некоторым
Что можно сделать с ГДЗ
Несмотря на то что Министерство просвещения знает о существовании множества сайтов с ГДЗ, каких-то конкретных действий в ведомстве предпринять не могут: юридических оснований для блокировки ресурсов не существует. Поэтому предупреждение Сергея Кравцова адресовано, по словам источника «Мела» в Минпросвещения, в первую очередь не админам сайтов с ГДЗ, а родителям, которые могут объяснить детям последствия постоянного списывания готовых ответов.
Единственные, кто имеет правовой рычаг давления на администраторов сайтов с ГДЗ, — издательства, выпускающие учебники: они могут потребовать удаления материалов, если их публикация нарушает авторские права.
«Мы сталкивались с требованиями издательств удалить тот или иной материал и всегда выполняли их просьбы, — говорит Дмитрий и уточняет, что с правовой точки зрения выдвинуть обвинения трудно. — Мы, например, не размещаем сканов самих учебников или скриншотов заданий — в отличие от многих конкурентов, которые выкладывают не только решения, но и сканированные учебники, получая благодаря этому конкурентное преимущество».
В пресс-службе группы компаний «Просвещение» на запрос редакции о противодействии ГДЗ ответили так: «Мы в издательстве постоянно работаем над улучшением учебных и методических материалов. Обновленные ФГОС тоже направлены на это. В частности, они касаются обновления заданий, задач, упражнений в учебниках. Дидактический аппарат стал более современным, разнообразным и актуальным. Мы и дальше будем продолжать работу над тем, чтобы делать задания более интересными для детей, чтобы в них было больше индивидуального подхода и возможностей проявить творческие способности. Такие задания меньше подвержены тому, чтобы просто взять готовые решения и списать их».
Иными словами, борьба с ГДЗ остается задачей родителей и педагогов, а не целью некой контролирующей инстанции.
© 2024, Гогидзе Ирина Александровна 56