СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Здоровье – это возможность возможностей.

Л. Кьюби

 

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья детей.

Так как только здоровая личность может:

  • качественно усвоить знания;

  • максимально полно реализовать их;

  • эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

    К сожалению, состояние здоровья детей на современном этапе оценивается как крайне неблагополучное.

    Данные Всероссийской диспансеризации 2013 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней.

    Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 34%.

    Полученные результаты представлены в таблице 1.

    Таблица 1

    Распределение детей по группам здоровья

    (2005-2007гг.)

Группы здоровья

7-9 лет

(1-3кл.)

I

4,8

II

49,8

III-IV

45,4

 

Приведенные данные, бесспорно, свидетельствуют о том, что показатели здоровья детей, поступающих в школу  из дошкольных учреждений,  уже являются крайне неблагополучными.

Проблема усугубляется еще и тем, что показатели здоровья педагогов так же неблагополучны. При этом структура заболеваемости, как педагогов, так и их воспитанников практически одинакова (таблица 2).

Таблица 2

Состояние здоровья педагогов и детей

Показатели

Заболеваемость

педагогов (%)

Заболеваемость

детей (%)

Нервно-психические расстройства

29

20-30

Расстройства зрения

70

40-50

Сердечно-сосудистые заболевания

55

30-40

Нарушения

опорно-двигательного аппарата

70 (остеохондрозы)

50-60 (аномалии осанки, сколиозы)

Здоровы

9,6

10

Хронические заболевания

80

53

Закономерно возникают следующие вопросы:

-   что такое здоровье?

-   от чего оно зависит?

- и что может сделать образовательное учреждение для охраны и укрепления здоровья детей и взрослых?

В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано:

«Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия». Именно с точки зрения этого триединства и необходимо рассматривать здоровье!

От чего же зависит здоровье человека?

Эксперты ВОЗ считают, что на формирование здоровья оказывают влияние следующие факторы:

Наследственность – 20%

Состояние окружающей среды – 20%

Факторы здравоохранения – 5-10%

Индивидуальный образ жизни – 50-55%, при этом вклад факторов образовательной среды составляет 20%, т.е. в несколько раз больше, чем факторов здравоохранения.

 

Основные факторы, негативно влияющие на здоровье

участников образовательного процесса

1. Несоблюдение требований санитарно-противоэпидемических норм и правил, которое приводит к нерациональной организации режима жизнедеятельности образовательного учреждения:

         1) нерациональное составление расписания занятий, не учитывающее биоритмы оптимума умственной деятельности (например: наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторники и/или среду; изложение нового материала - в первой половине дня в середине недели и т.д.);

         2) плохая освещенность групповых комнат, несоблюдение режима проветривания;

         3) неадекватный температурный режим;

         4) нестандартная мебель;

5) чрезмерное использовании видеоаппаратуры, компьютеров и т.д.

Влияние этих факторов на здоровье детей и педагогов составляет до 40% всех воздействий во время пребывания в ОУ.

2. Физическая гиподинамия, статические перегрузки

Жизнь современного ребенка и взрослого малоподвижна:

- занятия в ОУ и учреждениях дополнительного образования,

- телевизор,

- компьютер и др. приводят к тому, что большую часть суток (включая сон) дети и взрослые находятся в полной или относительной неподвижности.

Около 2 часов в сутки остаются на подвижные игры, занятия физической культурой и спортом. Но лишь 20% детей  и 5 - 7% педагогов используют их по назначению.

Отсюда – дисбаланс между психической перегрузкой и физической гиподинамией, и, как следствие, развитие целого ряда болезней современной цивилизации: вегетативных дистоний, артериальной гипертонии, избыточного веса, нарушений опорно-двигательного аппарата, нарушений зрения.

3. Социальный и психологический дискомфорт

Педагогический процесс характеризуется наличием целого ряда стрессогенных факторов:

  • предстоящие, пугающие события: ответственное выступление, соревнования;

  • неадекватная оценка воспитателем, родителем (для детей), администрацией, коллегами, детьми, родителями (для педагогов);

  • принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня;

  • несоответствие эмоциональных настроев взрослого и ребенка; необходимость постоянно подстраиваться под чужое настроение, подавляя собственные эмоции;

  • высокий темп и ритм педагогического процесса, выполнениезаданий на фоне физического и психического утомления.

    При этом происходит интенсификация образовательного процесса.

    4. Неправильное, нерациональное питание:

    - прием пищи не «когда хочется», а «когда можно»;

    - быстрая еда в окружении большого количества не всегда приятных людей.

    5. Повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и речевой аппарат.

    6. Недостаточный уровень знаний о своем здоровье и возможностях его сохранения собственными силами.

    Большинство педагогов и детей причину нездоровья ищут не в себе, а во внешних условиях и лишь 1 – 2% взрослых считают себя ответственными за свое здоровье. Однако, по данным экспертов ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется индивидуальным образом жизни, который подразумевает:

    • правильное питание

    • рациональную физическую нагрузку и

    • эффективную психологическую саморегуляцию.

      Для осуществления этих мероприятий необходимы соответствующие знания. Однако современные образовательные учреждения не обеспечивают достаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья ни детьми, ни их родителями, ни педагогами. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовывать свой образ жизни, но и в незнании технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья.

      Вывод: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детей и педагогов делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование.

      Значимость данной работы определена законом РФ «Об образовании» в котором сказано:

      - статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…».

      - статья 51: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников».

       

      СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

      В ОУ накоплен определенный опыт работы в этом направлении, он представлен узкоспециализированными мероприятиями (профилактика нарушения осанки, зрения, дополнительная витаминизация, физкультминутки, релаксационные занятия и т.д.),  осуществляется системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей .

      По определению Министерства образования Российской Федерации «…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды, воздействующие на здоровье»

      Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:

  • Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.

  • Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.

  • Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.

  • Совершенствование системы физического воспитания.

  • Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

  • Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Широкое использование программ образования в сфере здоровья.

  • Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.

  • Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.

  • Организация работы по укреплению здоровья педагогов.

  • Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.

  • Проведение мониторинга здоровья.

     

    Здоровьесберегающая деятельность нашей школы: - участие в конкурсах ЗОЖ (проекты),  наша школа участвовала в 2012 году в общероссийском конкурсе «Дворовые спортивные площадки» и заняли первое место, проект разработали Кондакова О. А., Уколова И. С.,  участвовали во всероссийском конкурсе «Кет – баскет» - Диспансеризация педагогов и учащихся; - Профилактические прививки; - Дни и Недели Здоровья; - Спортивные школьные праздники; - Участие в районных спортивных соревнованиях; - Беседы о здоровье с учащимися; - Беседы о здоровье с родителями; - Витаминизация и  горячие обеды, учащиеся питаются 100%; - Оформление классных и школьных «Уголков здоровья»

    - Оздоровление учащихся (ЛДП, лагерь «Орленок», АКЭДЦ профильные смены)

    - Путевки педагогам  в санатории  с частичной доплатой (Кондакова О. А. , Белакуриха)

     - появилась возможность членам профсоюза путевки в санатории с    35% скидкой

     - проведение физминуток и зарядки для глаз

     - бутилированная вода

     - теплые санузлы

     - соответствие мебели и теплового режима в ОУ

     - создание доброжелательной психологической обстановке в ОУ как  для педагогов так и для учащихся

    Здоровьесберегающие педагогические технологии (ЗСПТ)- это такие педагогические технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, а развитие строится на принципе субъект субъектного образования. Здоровый образ жизни рассматривается в науке как определённый способ, тип жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья детей. В условиях ОУ он охватывает условия обучения и методы образования, организацию досуга и быта, питания, режима дня учащихся, профилактику вредных привычек, стиля общения ребёнка в школе и дома и др.

    Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.

     Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений,  которые мы можем использовать в работе.  Слайды презентации

    Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Думаю, что внедрение (данных технологий) здоровьесберегающих образовательных технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе — оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения. Здоровье подрастающего человека — это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 

 

Категория: Завучу
16.01.2015 19:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!