СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Здоровье – это возможность возможностей.
Л. Кьюби
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее.
Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья детей.
Так как только здоровая личность может:
качественно усвоить знания;
максимально полно реализовать их;
эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.
К сожалению, состояние здоровья детей на современном этапе оценивается как крайне неблагополучное.
Данные Всероссийской диспансеризации 2013 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней.
Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 34%.
Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение детей по группам здоровья
(2005-2007гг.)
Группы здоровья |
7-9 лет (1-3кл.) |
I |
4,8 |
II |
49,8 |
III-IV |
45,4 |
Приведенные данные, бесспорно, свидетельствуют о том, что показатели здоровья детей, поступающих в школу из дошкольных учреждений, уже являются крайне неблагополучными.
Проблема усугубляется еще и тем, что показатели здоровья педагогов так же неблагополучны. При этом структура заболеваемости, как педагогов, так и их воспитанников практически одинакова (таблица 2).
Таблица 2
Состояние здоровья педагогов и детей
Показатели |
Заболеваемость педагогов (%) |
Заболеваемость детей (%) |
Нервно-психические расстройства |
29 |
20-30 |
Расстройства зрения |
70 |
40-50 |
Сердечно-сосудистые заболевания |
55 |
30-40 |
Нарушения опорно-двигательного аппарата |
70 (остеохондрозы) |
50-60 (аномалии осанки, сколиозы) |
Здоровы |
9,6 |
10 |
Хронические заболевания |
80 |
53 |
Закономерно возникают следующие вопросы:
- что такое здоровье?
- от чего оно зависит?
- и что может сделать образовательное учреждение для охраны и укрепления здоровья детей и взрослых?
В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано:
«Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия». Именно с точки зрения этого триединства и необходимо рассматривать здоровье!
От чего же зависит здоровье человека?
Эксперты ВОЗ считают, что на формирование здоровья оказывают влияние следующие факторы:
Наследственность – 20%
Состояние окружающей среды – 20%
Факторы здравоохранения – 5-10%
Индивидуальный образ жизни – 50-55%, при этом вклад факторов образовательной среды составляет 20%, т.е. в несколько раз больше, чем факторов здравоохранения.
Основные факторы, негативно влияющие на здоровье
участников образовательного процесса
1. Несоблюдение требований санитарно-противоэпидемических норм и правил, которое приводит к нерациональной организации режима жизнедеятельности образовательного учреждения:
1) нерациональное составление расписания занятий, не учитывающее биоритмы оптимума умственной деятельности (например: наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторники и/или среду; изложение нового материала - в первой половине дня в середине недели и т.д.);
2) плохая освещенность групповых комнат, несоблюдение режима проветривания;
3) неадекватный температурный режим;
4) нестандартная мебель;
5) чрезмерное использовании видеоаппаратуры, компьютеров и т.д.
Влияние этих факторов на здоровье детей и педагогов составляет до 40% всех воздействий во время пребывания в ОУ.
2. Физическая гиподинамия, статические перегрузки
Жизнь современного ребенка и взрослого малоподвижна:
- занятия в ОУ и учреждениях дополнительного образования,
- телевизор,
- компьютер и др. приводят к тому, что большую часть суток (включая сон) дети и взрослые находятся в полной или относительной неподвижности.
Около 2 часов в сутки остаются на подвижные игры, занятия физической культурой и спортом. Но лишь 20% детей и 5 - 7% педагогов используют их по назначению.
Отсюда – дисбаланс между психической перегрузкой и физической гиподинамией, и, как следствие, развитие целого ряда болезней современной цивилизации: вегетативных дистоний, артериальной гипертонии, избыточного веса, нарушений опорно-двигательного аппарата, нарушений зрения.
3. Социальный и психологический дискомфорт
Педагогический процесс характеризуется наличием целого ряда стрессогенных факторов:
предстоящие, пугающие события: ответственное выступление, соревнования;
неадекватная оценка воспитателем, родителем (для детей), администрацией, коллегами, детьми, родителями (для педагогов);
принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня;
несоответствие эмоциональных настроев взрослого и ребенка; необходимость постоянно подстраиваться под чужое настроение, подавляя собственные эмоции;
высокий темп и ритм педагогического процесса, выполнениезаданий на фоне физического и психического утомления.
При этом происходит интенсификация образовательного процесса.
4. Неправильное, нерациональное питание:
- прием пищи не «когда хочется», а «когда можно»;
- быстрая еда в окружении большого количества не всегда приятных людей.
5. Повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и речевой аппарат.
6. Недостаточный уровень знаний о своем здоровье и возможностях его сохранения собственными силами.
Большинство педагогов и детей причину нездоровья ищут не в себе, а во внешних условиях и лишь 1 – 2% взрослых считают себя ответственными за свое здоровье. Однако, по данным экспертов ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется индивидуальным образом жизни, который подразумевает:
правильное питание
рациональную физическую нагрузку и
эффективную психологическую саморегуляцию.
Для осуществления этих мероприятий необходимы соответствующие знания. Однако современные образовательные учреждения не обеспечивают достаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья ни детьми, ни их родителями, ни педагогами. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовывать свой образ жизни, но и в незнании технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья.
Вывод: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья детей и педагогов делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование.
Значимость данной работы определена законом РФ «Об образовании» в котором сказано:
- статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека…».
- статья 51: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников».
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В ОУ накоплен определенный опыт работы в этом направлении, он представлен узкоспециализированными мероприятиями (профилактика нарушения осанки, зрения, дополнительная витаминизация, физкультминутки, релаксационные занятия и т.д.), осуществляется системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей .
По определению Министерства образования Российской Федерации «…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды, воздействующие на здоровье»
Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.
Совершенствование системы физического воспитания.
Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
Организация работы по укреплению здоровья педагогов.
Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
Проведение мониторинга здоровья.
Здоровьесберегающая деятельность нашей школы: - участие в конкурсах ЗОЖ (проекты), наша школа участвовала в 2012 году в общероссийском конкурсе «Дворовые спортивные площадки» и заняли первое место, проект разработали Кондакова О. А., Уколова И. С., участвовали во всероссийском конкурсе «Кет – баскет» - Диспансеризация педагогов и учащихся; - Профилактические прививки; - Дни и Недели Здоровья; - Спортивные школьные праздники; - Участие в районных спортивных соревнованиях; - Беседы о здоровье с учащимися; - Беседы о здоровье с родителями; - Витаминизация и горячие обеды, учащиеся питаются 100%; - Оформление классных и школьных «Уголков здоровья»
- Оздоровление учащихся (ЛДП, лагерь «Орленок», АКЭДЦ профильные смены)
- Путевки педагогам в санатории с частичной доплатой (Кондакова О. А. , Белакуриха)
- появилась возможность членам профсоюза путевки в санатории с 35% скидкой
- проведение физминуток и зарядки для глаз
- бутилированная вода
- теплые санузлы
- соответствие мебели и теплового режима в ОУ
- создание доброжелательной психологической обстановке в ОУ как для педагогов так и для учащихся
Здоровьесберегающие педагогические технологии (ЗСПТ)- это такие педагогические технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, а развитие строится на принципе субъект субъектного образования. Здоровый образ жизни рассматривается в науке как определённый способ, тип жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья детей. В условиях ОУ он охватывает условия обучения и методы образования, организацию досуга и быта, питания, режима дня учащихся, профилактику вредных привычек, стиля общения ребёнка в школе и дома и др.
Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.
Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений, которые мы можем использовать в работе. Слайды презентации
Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Думаю, что внедрение (данных технологий) здоровьесберегающих образовательных технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе — оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения. Здоровье подрастающего человека — это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.
© 2015, Уколова Ирина Сергеевна 1874