СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций, приведших к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. В этой связи в качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (от 4 октября 2000 г. N 751), Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (от 8 мая 2008 г. № 03- 946), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271), Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. (от 7 февраля 2011 г. N 61), Проекта Государственной программы «Развитие образования (2013-2020 гг.) и, наконец, нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подписанного Президентом Российской Федерации 30 декабря 2012 года, одобренного Советом Федерации 26 декабря 2012 года и принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 года), определившими приоритетные направления совершенствования современного российского образования. Среди основных приоритетов государственной политики была выдвинута идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков [7,с.4]. Главное - дать возможность всем без исключения проявить свои способности, таланты и творческий потенциал, реализовать личные планы, научить быть гибкими, адаптивными к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться.
Перед образованием стоит задача – создания такой программы стратегических действий, целью которой станет разработка и реализация механизма образовательной мобильности обучающихся и педагогов для повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Неформальное образование, как важный компонент образования на протяжении жизни определяет взаимодействие гражданского общества, общественных организаций и власти, а также формального образования; дает возможность вовлечь в образовательный процесс разные социальные группы (включая те, которые требуют особого подхода и внимания) и разные возрастные категории (от школьников и молодежи до пожилых людей). К сожалению, целостная стратегия неформального образования пока отсутствует не только у нас в стране, но и за рубежом: нет общей картины, нет общего видения ситуации реализации неформального образования, согласованного с политикой «образования на протяжении жизни». Несмотря на его традиции в российской образовательной практике, как предмет педагогических исследований оно мало изучено и только появляется на горизонте обсуждения в современной России: законодатели и специалисты начинают осторожно вводить это понятие в употребление. И «вопреки международным тенденциям государственная образовательная политика России практически не охватывает сферу неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающие значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан» [5 с.126-127]. При этом отсутствуют официальные документы, объясняющие специфику и принципы функционирования этой формы образования в России, а судьба существующих учреждений и организаций неформального образования непонятна и спорна. Неформальное образование рассматривается как: образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером [10]; программы и курсы, по завершении которых не возникает каких?либо правовых последствий, в частности права заниматься оплачиваемой деятельностью или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня; основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам учебной деятельности [16]; курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры как дополнительное образование [17]; образовательный процесс, организованный за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей [8]; преднамеренная, добровольная и планируемая инициатива личного и социального образования, направленная на изучение и практику ценностей и на развитие широкого круга навыков и качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе [6]; любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью образовательных организаций, входящих в формальные системы образования [5]; Неформальное образование [21,с.138-155] отражает суть свободного образования на протяжении всей жизни. Главной его отличительной особенностью является его общедоступность независимо от возраста, пола, уровня образования. Неформальное образование - организованная систематическая учебная деятельность вне рамок формальной системы. Неформальное образование имеет систематический, но не повседневный характер - хотя и существуют учреждения, созданные с единственной целью осуществления неформального образования, при этом оно не является монополией учебных заведений. Оно осуществляется в различных экономических, общественных и политических учреждениях. Методы обучения здесь носят новаторский характер, а цели ставятся практические и насущные, соответствующие индивидуальным учебным потребностям и первоочередным задачам национального развития. Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Оно выбирается, как правило, без координации с уже существующими программами, в результате представляет собой не связанную систему, а скорее огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друг друга, но и вступать в противоречие. В этой связи, очевидно, что неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и многоаспектным звеном системы непрерывного образования. Оно в наибольшей мере способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, не всегда прямо связанные с их профессиональным ростом и отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, тесной связью с производственной и социокультурной средой, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека, независимо от его профессии, возраста, места жительства, но обязательно с учетом его образовательных потребностей и интересов. Неформальное образование, направленное на достижение определённых учебных целей идентифицируемой клиентуры, охватывает все формы обучения, развитию которых сознательно содействуют как педагоги, так и учащиеся, создавая разнообразные учебные ситуации. Оно в отличие от формального (школьного) образования не должно быть (или точнее может не быть) всеобщим, последовательным, стандартизированным, его цели могут определяться на индивидуальной основе в зависимости от потребностей учащихся и местных условий.
Литература
1. Бермус А.Г. Методология модернизации образования: опыт
осмысления//Теоретический журнал "Credo" NEW. 2008. №1. URL:
http://credonew.ru/content/view/679/33/
2. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии
дополнительного образования детей// Директор школы. 1995. № 2. с. 56-59.
3. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального
образования взрослых в России // Человек и образование. 2008. №3. с.3-9.
4. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования
детей.- Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006. 339 с.
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие
образования" на 2013-2020 годы (проект). [Электронный ресурс]. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/2966
6. Компасито: пособие по обучению правам человека/ [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.eycb.coe.int/compasito/ru/chapter_0/3_int.html
7. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством
дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: М., 2004 436 c.
8. Макареня А.А., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Неформальное
образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения
квалификации//Человек и образование. - № 4 (29) 2011. c.59-63.
9. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (сила и слабость
неформального образования)//Адукатар. - 2009. № 1 (15). с. 11-13
10. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза.
[Электронный ресурс]. – URL: //http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
11. Москвин Д. Перспективы развития неформального и информального
образования в России - http://dmitry-moskvin.livejournal.com/298825.html
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года. Пр-271. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
13. Неформальное образование. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.unesco.org/bpi/pdf/ memobpi55_NFE_ru.pdf
14. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы
наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. 272 с.
15. Оглоблин К.А. Стратегия подготовки педагогов физической культуры к
валеологической деятельности в образовательной среде вуза. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009
16. Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых:
междисциплинарный словарь терминологии. – СПб. ? Воронеж, 1995. 231с.
17. Российское образование–2020: модель образования для экономики,
основанной на знаниях развития образования 2020 / под ред. Я. Кузьминова, И.Фрумина. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
18. Теория и практика интеграции общего и дополнительного образования.
Научно-методические материалы федеральной экспериментальной площадки.
Выпуск 2. – Красный Сулин, 1999.
19. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей (26.06.2012 г.№ 504). URL:
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/prm504-1.htm
20. Требования работодателей к системе профессионального образования /
Е.М.Авраамова, И.Б.Гурков, Т.Л.Клячко, Г.А.Краснова, А.Г.Левинсон,
М.В.Михайлюк, Е.А.Полушкина, О.И.Стучевская. – М.: РУДН, 2006. 125 с.
© 2015, ЛАРИКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА 1135