СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общество переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций, приведших к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. В этой связи в качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (от 4 октября 2000 г. N 751), Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (от 8 мая 2008 г. № 03- 946), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр-271), Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. (от 7 февраля 2011 г. N 61), Проекта Государственной программы «Развитие образования (2013-2020 гг.) и, наконец, нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подписанного Президентом Российской Федерации 30 декабря 2012 года, одобренного Советом Федерации 26 декабря 2012 года и принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 года), определившими приоритетные направления совершенствования современного российского образования. Среди основных приоритетов государственной политики была выдвинута идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков [7,с.4]. Главное - дать возможность всем без исключения проявить свои способности, таланты и творческий потенциал, реализовать личные планы, научить быть гибкими, адаптивными к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться.

Перед образованием стоит задача – создания такой программы стратегических действий, целью которой станет разработка и реализация механизма образовательной мобильности обучающихся и педагогов для повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Неформальное образование, как важный компонент образования на протяжении жизни определяет взаимодействие гражданского общества, общественных организаций и власти, а также формального образования; дает возможность вовлечь в образовательный процесс разные социальные группы (включая те, которые требуют особого подхода и внимания) и разные возрастные категории (от школьников и молодежи до пожилых людей). К сожалению, целостная стратегия неформального образования пока отсутствует не только у нас в стране, но и за рубежом: нет общей картины, нет общего видения ситуации реализации неформального образования, согласованного с политикой «образования на протяжении жизни». Несмотря на его традиции в российской образовательной практике, как предмет педагогических исследований оно мало изучено и только появляется на горизонте обсуждения в современной России: законодатели и специалисты начинают осторожно вводить это понятие в употребление. И «вопреки международным тенденциям государственная образовательная политика России практически не охватывает сферу неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающие значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан» [5 с.126-127]. При этом отсутствуют официальные документы, объясняющие специфику и принципы функционирования этой формы образования в России, а судьба существующих учреждений и организаций неформального образования непонятна и спорна. Неформальное образование рассматривается как: образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером [10]; программы и курсы, по завершении которых не возникает каких?либо правовых последствий, в частности права заниматься оплачиваемой деятельностью или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня; основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам учебной деятельности [16]; курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры как дополнительное образование [17]; образовательный процесс, организованный за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей [8]; преднамеренная, добровольная и планируемая инициатива личного и социального образования, направленная на изучение и практику ценностей и на развитие широкого круга навыков и качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе [6]; любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью образовательных организаций, входящих в формальные системы образования [5]; Неформальное образование [21,с.138-155] отражает суть свободного образования на протяжении всей жизни. Главной его отличительной особенностью является его общедоступность независимо от возраста, пола, уровня образования. Неформальное образование - организованная систематическая учебная деятельность вне рамок формальной системы. Неформальное образование имеет систематический, но не повседневный характер - хотя и существуют учреждения, созданные с единственной целью осуществления неформального образования, при этом оно не является монополией учебных заведений. Оно осуществляется в различных экономических, общественных и политических учреждениях. Методы обучения здесь носят новаторский характер, а цели ставятся практические и насущные, соответствующие индивидуальным учебным потребностям и первоочередным задачам национального развития. Неформальное образование пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Оно выбирается, как правило, без координации с уже существующими программами, в результате представляет собой не связанную систему, а скорее огромную мозаику, различные элементы которой могут не только заменять друг друга, но и вступать в противоречие. В этой связи, очевидно, что неформальное образование является наиболее гибким, разнообразным по форме и многоаспектным звеном системы непрерывного образования. Оно в наибольшей мере способно удовлетворить образовательные потребности разных групп населения, не всегда прямо связанные с их профессиональным ростом и отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, тесной связью с производственной и социокультурной средой, всемерным стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека, независимо от его профессии, возраста, места жительства, но обязательно с учетом его образовательных потребностей и интересов. Неформальное образование, направленное на достижение определённых учебных целей идентифицируемой клиентуры, охватывает все формы обучения, развитию которых сознательно содействуют как педагоги, так и учащиеся, создавая разнообразные учебные ситуации. Оно в отличие от формального (школьного) образования не должно быть (или точнее может не быть) всеобщим, последовательным, стандартизированным, его цели могут определяться на индивидуальной основе в зависимости от потребностей учащихся и местных условий.

Литература

1. Бермус А.Г. Методология модернизации образования: опыт

осмысления//Теоретический журнал "Credo" NEW. 2008. №1. URL:

http://credonew.ru/content/view/679/33/

2. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии

дополнительного образования детей// Директор школы. 1995. № 2. с. 56-59.

3. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального

образования взрослых в России // Человек и образование. 2008. №3. с.3-9.

4. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования

детей.- Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006. 339 с.

5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие

образования" на 2013-2020 годы (проект). [Электронный ресурс]. URL:

http://минобрнауки.рф/документы/2966

6. Компасито: пособие по обучению правам человека/ [Электронный

ресурс]. – URL: http://www.eycb.coe.int/compasito/ru/chapter_0/3_int.html

7. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством

дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: М., 2004 436 c.

8. Макареня А.А., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Неформальное

образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения

квалификации//Человек и образование. - № 4 (29) 2011. c.59-63.

9. Мацкевич В. Без формы не удержать содержания (сила и слабость

неформального образования)//Адукатар. - 2009. № 1 (15). с. 11-13

10. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза.

[Электронный ресурс]. – URL: //http://www.znanie.org/docs/memorandum.html

11. Москвин Д. Перспективы развития неформального и информального

образования в России - http://dmitry-moskvin.livejournal.com/298825.html

12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года. Пр-271. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

13. Неформальное образование. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.unesco.org/bpi/pdf/ memobpi55_NFE_ru.pdf

14. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы

наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. 272 с.

15. Оглоблин К.А. Стратегия подготовки педагогов физической культуры к

валеологической деятельности в образовательной среде вуза. Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009

16. Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых:

междисциплинарный словарь терминологии. – СПб. ? Воронеж, 1995. 231с.

17. Российское образование–2020: модель образования для экономики,

основанной на знаниях развития образования 2020 / под ред. Я. Кузьминова, И.Фрумина. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.

18. Теория и практика интеграции общего и дополнительного образования.

Научно-методические материалы федеральной экспериментальной площадки.

Выпуск 2. – Красный Сулин, 1999.

19. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного

образования детей (26.06.2012 г.№ 504). URL:

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/prm504-1.htm

20. Требования работодателей к системе профессионального образования /

Е.М.Авраамова, И.Б.Гурков, Т.Л.Клячко, Г.А.Краснова, А.Г.Левинсон,

М.В.Михайлюк, Е.А.Полушкина, О.И.Стучевская. – М.: РУДН, 2006. 125 с.

Категория: Прочее
12.10.2015 14:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!