СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кто интересен вступившему на путь познания человеку? Конечно, другой человек. Особенно интересен начальник, потому что он воплощает собой тип человека, во-первых, порождаемого системой, во-вторых, нужного власти и, в-третьих, эту самую власть иллюстрирующего.
Руководствуясь идеей, что типическое — это любое воплощение общего в индивидуальном, попытаюсь выделить основные типажи.
Типаж №1. Представители старой школы
Мои ровесники и чуть постарше. В системе образования давно, стояли у истоков гимназий-лицеев-прочих школ нового типа. Были, а если ведут уроки, то и сейчас любимы детьми, активности поубавилось, переоценка ценностей произошла. Те, кто адаптировались к новым временам, говорят, что теперь для них главное семья, дети, внуки. Отработали, бумаги пописали, отряхнулись и пошли домой.
Кто не адаптировался и по привычке воспроизводил человеческие отношения и содержательную работу, прикрывал коллектив от дури, — ушли на пенсию или часто «их ушли», потому что не вписывались в модернизированную систему образования.
С эти типажом взаимодействовать проще всего, иногда он вспомнит о былом: «Помнишь, как мы фестиваль проводили?.» Оживится, ввернет меткое словцо о дне сегодняшнем, и вздохнет: «Все, последний год работаю, не могу больше»
Типаж№2. Цельный, преданный и верный человек системы
Свято верит, что делает по-настоящему нужное дело, к бумагам не подкопаться, остается для их написания сверхурочно, искренне недоумевает, если низы сообщат ему о скользком крыльце или другой какой безделице: «И что? Это не входит в мою компетенцию», искренне радуется, когда смог предвидеть очередное требование сверху: «Не могу не похвастаться! Сегодня пришло распоряжение-рекомендация, а мы уже внедрили. Мы на полшага впереди!»
Вызывает восхищение цельностью натуры, любопытство, как он устроен, ведь это и есть человек нового типа. Взаимодействовать с ним необязательно, он самодостаточен, пришли ему бумагу по электронной почте и не отвлекай от всепоглощающей работы.
Типаж №3. Инспектор по сути
Мечтает о повышении. Вникает в суть живого дела, пытается получить над ним контроль, чтобы внести изменения в соответствии со своей картиной мира. В итоге разрушает построенное другими и обрушивается на новые объекты. Остановиться не может. Творчески бесплоден. Может выступать в роли серого кардинала.
Лучше с ним не взаимодействовать вообще. Это бессмысленно и опасно для здоровья.
Типаж №4. Мотивы нахождения у власти неопределенны (может, все-таки деньги?)
Личностно раздвоен, напускает суровый вид, добавляет металла в голос, взывает к совести. Добросовестно пишет бумаги, на рабочем столе замечены стихи Филатова и книжка Довлатова, иногда, когда совсем туго, читает их, и, приняв духовного допинга, опять становится лоялен все новым и новым инструкциям.
Вызывает сочувствие и мысль «Зачем ему все это нужно? Ведь симпатичный человек, казалось бы». Наиболее интересен как объект наблюдения. Глядя на него хочется перечитать Достоевского.
Типаж №5. Выбирает хамскую линию взаимодействия
«А Вы почему этого не делаете? Вас, что общие требования не касаются? Вы на особом положении?», когда выясняется, что «этого» делать не надо было, поясняет: «На всех ору сегодня, столько косяков!»
Иногда вызывает приступ веселья, смешон, не очень убедителен в игре в начальника, типаж вне времени. Наименее интересен, потому что привычен.
Типаж №6. Строго говоря, под классификацию не подпадает
Он уже не администратор. Поработал какое-то время и понял, что это не его: «Я ушла из завучей, т.к. перестала чувствовать себя необходимой учителю, стала просто винтиком между директором и отчетами, таблицами и прочей бумажной работой, которую я всегда не любила. Вижу сейчас, как буквально "тонут" молодые учителя в неумении, в тех вопросах, в которых, когда-то нам помогали старшие учителя и завучи. И, порой, это одна из причин, по которой они уходят.»
Вызывает уважение и сожаление, что ушел.
Типаж №7. Человек резерва
Самый гибкий — умудряется дружить со всеми типажами с первого по пятый. Надежная опора администрации в коллективе. Мгновенно доносит информацию о состоянии умов внизу, что облегчает коммуникацию. Достаточно поведать ему о своих планах и, будьте уверены, передаст информацию оперативно, артистично и доходчиво. Приветлив, совершенствуется как учитель. Для достижения своей цели использует самые разнообразные методы.
В заключение сообщаю, что все совпадения случайны.Что этим опусом удваиваю реальность: к объективной картине мира добавляю свою.
В жизни все по-другому, да вы и сами это знаете.
© 2018, Попов Павел Петрович 280