СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. На моем уроке технологии учащиеся включены одновременно в два вида деятельности: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, специфическую структуру и организацию. На уроке данные виды деятельности взаимосвязаны и образуют систему учебных и трудовых действий и операций, взаимно влияющих друг на друга. На различных этапах урока технологии виды деятельности могут меняться доминирующей ролью. Наиболее значительной для учащегося является подготовка места работы к предстоящей деятельности: комфортное и безопасное расположение инструментов, грамотный выбор материалов и прочее; главное внимание и силы учащийся нацеливает на исследование свойств материала, который будет подвергаться обработке, или на рассказ педагога о технологических процессах, или на исполнение необходимых расчетов. Все время, меняя виды деятельности, учащемуся нельзя потерять общую нить своей деятельности на уроке, ее логику, последовательно двигаясь к цели.

2. Двуединство цели урока — главная отличительная черта урока технологии. Труд учащихся на уроке — это не тот труд, которым заняты взрослые. Дети включаются в трудовой процесс на уроке, то есть это учебно-трудовой процесс. Любой вид деятельности в данном процессе направлен на свой окончательный результат, это и есть конечная цель трудовой деятельности. Для трудовых занятий — это определенный продукт труда: то изделие, изготовлением которого учащиеся заняты, или какая-либо услуга. Изготовление данного продукта итоговая цель их трудовой деятельности на конкретном уроке. Учебная деятельность имеет другую цель — усвоение определенного объема знаний, как политехнического, так и общего характера, непосредственно связанных с содержанием труда учащихся; освоение сложных и простых трудовых умений; закрепление некоторых умений и навыков.

3. На моём уроке технологии я осуществляю две главные функции: организаторскую и конструктивную. Организуя процесс труда учащихся на уроке я, в первую очередь, слежу за его четкостью, логичностью, слаженностью, ритмичностью, безопасностью, завершенностью. Мне, как педагогу, необходимо хорошо знать общую структуру трудового процесса, его главные компоненты, специфику технологии изготовления определенного изделия из определенных материалов и на этой базе грамотно строить деятельность учащихся. В этом случае моя деятельность в большей мере похожа на деятельность технолога. С другой стороны, педагог обучает учащихся не только правильно трудиться, но и получать в ходе трудовой деятельности нужные знания, умения и навыки; расширяет их кругозор; побуждает к рассуждению, умению доказывать, исследовать; повышает их творческую и познавательную активность, самостоятельность и ответственность. В трудовом процессе у учащихся формируется постоянная привычка к умственному труду, трудолюбию, ответственности, целеустремленности, аккуратности, чувство товарищества и взаимопомощи, то есть воспитываются общественно значимые черты характера и качества личности.

4. Для меня проведение урока технологии проявляется также в многообразии педагогических задач, которые необходимо разрешать, организуя учебно-трудовую деятельности учащихся. В практической деятельности это происходит в особой группировке и формулировке учебных задач урока технологии. Происходит деление комплекса учебных задач урока на группы в зависимости от ведущих знаний и умений, которые формируются на занятие.

5. Структура урока технологии также специфична, так как много таких этапов, которых нет в структуре других уроков. В ней нашли отражение такие виды деятельности как трудовая и учебная. В связи с этим названия, последовательность, содержание этапов урока технологии особенны. Именно в построении урока технологии наиболее значимо обозначено взаимное влияние трудовой и учебной деятельности. Это демонстрируется в том, что этап трудовой деятельности наполнен ярко выраженным дидактическим содержанием. Этап учебной деятельности имеет практическую направленность, его содержание напрямую зависит от содержания трудового процесса.

6. Современный урок технологии должен включать интеллектуальные компоненты, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Нужно отказаться от подхода к нему как к уроку узкопрактической направленности. Учащимся нужно усвоить основной принцип любого труда — прежде чем что-либо сделать руками, необходимо хорошо подумать. Вместе с этим, основной на уроке является предметно-практическая деятельность учеников. Это дает возможность решать одну из задач развития учащихся — обогащение их сенсорного опыта.

7. Предположение о том, что урок технологии должен носить политехнический характер, в последние годы подвергается критике. Говорится о том, что гуманно-личностный подход к учащемуся и культурологическая направленность общего образования несовместимы с понятием политехнизма, так как политехническое образование связано с подготовкой рабочих для производственной сферы, с ремесленно-технологическим обучением и профориентацией. Но необходимо обозначить, что истинный политехнизм достаточно далек от ремесленности. Он предполагает сообщение учащимся информации не только о производственной сфере, но и о роли науки и техники в обычной жизни и трудовой деятельности людей, о дальнейших перспективах их совершенствования на базе современного научного знания, возможностях личностного развития и самореализации в трудовой деятельности. Помимо этого, политехническая подготовка предполагает овладение учениками обширным набором умений, не профессионального (узкоремесленного), а общего характера, которые позволяют им реализовывать свою деятельность в любой сфере материального и нематериального производства, быстро совершенствоваться и переучиваться, если это необходимо. Важным является и освоение общетрудовых умений (планировать, анализировать условия деятельности, осуществлять контроль, регулировать деятельность и другие), которые близки к политехническим умениям и являются сложными и обобщенными. Именно поэтому, такие сложные гибкие умения, которые основаны на широком политехническом кругозоре, дают возможность человеку включаться в творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, быть более свободным при избрании путей и средств решения, стоящих перед ним трудовых задач. Понимание особенностей урока технологии в школе помогает педагогам при конструировании уроков разных типов более осознанно подходить к выбору методического содержания каждого конкретного урока.

На уроке технологии учащиеся включены одновременно в два вида деятельности: в трудовую и учебную. Каждая из этих видов деятельности имеет свою мотивацию и цель, свои закономерности, специфическую структуру и организацию. На уроке данные виды деятельности взаимосвязаны и образуют систему учебных и трудовых действий и операций, взаимно влияющих друг на друга. На различных этапах урока технологии виды деятельности могут меняться доминирующей ролью. Наиболее значительной для учащегося является подготовка места работы к предстоящей деятельности: комфортное и безопасное расположение инструментов, грамотный выбор материалов и прочее; главное внимание и силы учащийся нацеливает на исследование свойств материала, который будет подвергаться обработке, или на рассказ педагога о технологических процессах, или на исполнение необходимых расчетов. Все время, меняя виды деятельности, учащемуся нельзя потерять общую нить своей деятельности на уроке, ее логику, последовательно двигаясь к цели. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Мазур, Д. Н. Особенности урока технологии в школе / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14829/ (дата обращения: 14.10.2021).

14.10.2021 14:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!