© 2018, Ефремова Галина Николаевна 734
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение.
Современное толкование символов и орнаментов, выраженных условным языком пиктограммы, способствует развитию логического мышления и зрительной памяти, углубленному изучению истории родного народа, развитию этнокультуры, укреплению дружбы и взаимообогащению культур народов России.
Тезис над которой я работала: традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и способствует нравственно- этическому воспитанию подрастающего поколения
Знаки пиктограммы прошли исторический путь и закрепились как канон, как ценнейшее национально - культурное наследие, дошедшее до нас из глубины веков. При помощи пиктографических элементов и смыслового значения цвета легко расшифровываются традиционные чувашские эмблемы, символы и орнаменты, несущие информацию о мире, чести, верности слову, любви и доброте. Знакомство с толкованием чувашской пиктограммы позволит узнать о символах национальной идеологии, заложенной в орнаментах.
Основная часть.
В воде не тонем, не горим в огне!
Скажи, где только не скитался ты…
(П.П. Хузанкай)
Исследователи полагают, что прародиной чувашей является Центральная Азия. Здесь, между Тянь-Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша, в конце 3 века до н.Э. существовало государство «Держава хунну», в которое входили монгольские, маньчжурские племена и древние предки чувашей- огурские (булгарские) и сабирские (суварские) племена.
Ко 2 веку до н.э. хунну подчинили себе многие ираноязычные, финно – угорские племена и расширили свои владения до низовья Иртыша, Семиречья, междуречья Амударьи Сырдарьи.
В 70-х годов 1 века до н.э. держава хунну распалась под ударами китайцев на многочисленные племена.
Во 2 веке н.э. часть племен, в том числе огурских и сабирски, составляющих государство хунну, переместились на запад, на территорию современного Казахстана и достигли Каспийского моря.
Многовековое пребывание предков чувашей в контакте с алтайскими и иранскими племенами отразилось на культуре и языке чувашей. Они имеют ряд устойчивых этнографических и языковых параллелей с хакасами, уйгурами, тувинцами. В современном чувашском языке до 600 монгольских слов, иранских – до 200.
Во 2-3 вв. болгаро – савирские племена(проточуваши) начинают расселяться по правому берегу Нижней Волги, занимают территории северного Кавказа и Приазовья, оттесняя при этом обитавших здесь ираноязычных сарматов и аланов.
В 630 году Кубрат, принявший христианство в 619 году в Константинополе, объединил пять племенных союзов: кутигуры и утигуры (болгары), савиры, оногуры и аланы. Было образовано государство – Великая Болгария, простиравшееся от Каспия до азовского моря. После смерти царя болгар Кубрата в 660 году началась междуусобная борьба между племенами. С распадом Великой Болгарии перестала существовать военно – политическая сила, сдерживавшая натиск тюркских орд.
Начало формирования чувашей как этноса следует отнести ко 2-3 векам. В исторических документах «чуваши» выступали под разными этнонимами. Китайцы называли их «чеши», армяне и кипчаки- «чуаш», арабы – «сувары». С 10 века чуваши известны как «волжские булгары», в конце 15 – начале 18 веков –«горные люди», «черемисские татары» или «чуваши»; самоназвание нации – «чаваш». В 1902 году профессор Н.И. Ашмарин доказал, что «современные чуваши представляют из себя не что другое, как потомки волжских булгар».
После вхождения чуваши в состав российской цивилизации (июнь 1551г) доминирующими символами новочувашской цивилизации становятся христианство (крест, икона, церковь, православный языческий образ).
Чувашские языковеды, историки и искусствоведы отмечают что историю чувашской письменности можно делить на три больших периода:
А) 1871-1917гг.;
Б) с 1917 года по настоящее время.
Мы можем говорить о рунических символах. Трансформация письменности. Каждому из этапов чувашской письменности соответствует отдельные алфавитные системы письма, включавшие начертательные (графические) символы (буквы и небуквенные знаки письма) и приемы, принятые для фиксации на бумаге или другом материале текстов, высказываний, сообщений, составленных на чувашском языке.
* рунический, частично сохранившийся до 19 века и генетический, связанный с древнетюркским и болгарским руническими алфавитами;
*алфавит на основе арабицы (10-15вв).
* яковлевский алфавит4
* советский алфавит (с 1917г)
До 70-80гг. 19 века религиозные символы воспринимались как символы (руны) древнечувашской (болгаро- чувашской) цивилизации Волжско - Камской Болгарии, которые сохранили у болгар –язычников.
Болгарским «худоболгарским» (чувашско-языческо-лесным) населением символы религиозного письма использовались при обрядах:
* весеннее-летних;
* осеннее-зимних;
*особенно в похоронных обрядах (юпа).
Чуваши на юпа (намогильные плиты) писали рунические имена (как символы чувашской общности, культуры, веры, принадлежности). Юпа и рунические письма были символами консолидации чуваш. Что произошло на рубеже 10в (с 992г) в древнеболгарском обществе?
* этнопсихологическая трансформация;
* этнокультурная трансформация;
* обряды;
* обычаи;
* традиции;
*религиозная трансформация.
Исследователи культур отмечают, что обряд, обычай, традиции являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.
Религиозным символом с 922 года для 96% болгарского населения стало язычество (обряд, обычай, традиции). Язычество стало символом протеста и этнической самоидентификации, особенно после монголо-татарского разгрома Велико-камской Болгарии (с 1236г).
«Худоболгар» Золотой Орды мы рассматриваем как «языческие болгары», которыеязыческие обычаи, обряды, традиции превратили в язычество- цивилизационный символ Возрождения- Сохранения- Спасения.
Обычай- привычный для населения способ поведения, унаследованный от предыдущих поколений и изменяемый временем. Обряд- совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными и представлениями или бытовыми традициями.
Болгарский (чувашский) языческий обряд стал (Юпа) символом души цивилизации. Таким образом, мы можем сказать, что душа цивилизации – это обряд. Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:
Процесс трансформации обрядов, а с нею и языческих символов (Юпа) среди чувашей шел болезненно (ислам, христианство). В 21 веке символом общества стали: пьянство, табакокурение, наркомания, разврат.
До 60 года 20 века в чувашском обществе еще говорили «не срами имени чуваша», «что скажут о тебе в деревне». Осуждалось: нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство, измена, нечистоплотность.
Для новочувашской цивилизации символом нравственности были: честность, скромность, аккуратность, обязательность, работоспособность, уважение к женщинам, почтение к старшим.
Этнографы отметили:
Общие для чувашского народа были: нравственность, трудолюбие, жертвоприношение духам, любовь к детям (желудям по Я. Ухсаю), подчинение к земле (земля- основа государства).
Как в любом народном творчестве, истоки чувашской вышивки стоит искать в тех временах, когда каждый шаг, а в данном случае узор, соответствовал определенному месту и был наполнен смыслом – послание от мастерицы, его использовавшей. Искусство чувашской вышивки строилось на домотканых материалах и нитях, шелковых для праздников и шерстяных для будней, доступных цветов. Понять символику чувашской вышивки равносильно разгадываю древних писем, ведь материала об этом творчестве более чем 300-летней давности практически не сохранилось, тем не менее уже в самих названиях швов заложен их смысл. К примеру, т упе (небосвод), сухаланаана (вспаханное поле), шыв кукри (изгибы ручья). Узоры строго регламентированы по применению и также несут определенный смысл, к примеру: солнце, гармония, поступь неба и земли, жизнь.
© 2018, Ефремова Галина Николаевна 734