СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное толкование символов и орнаментов в чувашском языке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

Современное толкование символов и орнаментов, выраженных условным языком пиктограммы, способствует развитию логического мышления и зрительной памяти, углубленному изучению истории родного народа, развитию этнокультуры, укреплению дружбы и взаимообогащению культур народов России.

Тезис над которой я работала: традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и способствует нравственно- этическому воспитанию подрастающего поколения

Знаки пиктограммы прошли исторический путь и закрепились как канон, как ценнейшее национально - культурное наследие, дошедшее до нас из глубины веков. При помощи пиктографических элементов и смыслового значения цвета легко расшифровываются традиционные чувашские эмблемы, символы и орнаменты, несущие информацию о мире, чести, верности слову, любви и доброте. Знакомство с толкованием чувашской пиктограммы позволит узнать о символах национальной идеологии, заложенной в орнаментах.

Основная часть.

В воде не тонем, не горим в огне!

Скажи, где только не скитался ты…

(П.П. Хузанкай)

Исследователи полагают, что прародиной чувашей является Центральная Азия. Здесь, между Тянь-Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша, в конце 3 века до н.Э. существовало государство «Держава хунну», в которое входили монгольские, маньчжурские племена и древние предки чувашей- огурские (булгарские) и сабирские (суварские) племена.

Ко 2 веку до н.э. хунну подчинили себе многие ираноязычные, финно – угорские племена и расширили свои владения до низовья Иртыша, Семиречья, междуречья Амударьи Сырдарьи.

В 70-х годов 1 века до н.э. держава хунну распалась под ударами китайцев на многочисленные племена.

Во 2 веке н.э. часть племен, в том числе огурских и сабирски, составляющих государство хунну, переместились на запад, на территорию современного Казахстана и достигли Каспийского моря.

Многовековое пребывание предков чувашей в контакте с алтайскими и иранскими племенами отразилось на культуре и языке чувашей. Они имеют ряд устойчивых этнографических и языковых параллелей с хакасами, уйгурами, тувинцами. В современном чувашском языке до 600 монгольских слов, иранских – до 200.

Во 2-3 вв. болгаро – савирские племена(проточуваши) начинают расселяться по правому берегу Нижней Волги, занимают территории северного Кавказа и Приазовья, оттесняя при этом обитавших здесь ираноязычных сарматов и аланов.

В 630 году Кубрат, принявший христианство в 619 году в Константинополе, объединил пять племенных союзов: кутигуры и утигуры (болгары), савиры, оногуры и аланы. Было образовано государство – Великая Болгария, простиравшееся от Каспия до азовского моря. После смерти царя болгар Кубрата в 660 году началась междуусобная борьба между племенами. С распадом Великой Болгарии перестала существовать военно – политическая сила, сдерживавшая натиск тюркских орд.

Начало формирования чувашей как этноса следует отнести ко 2-3 векам. В исторических документах «чуваши» выступали под разными этнонимами. Китайцы называли их «чеши», армяне и кипчаки- «чуаш», арабы – «сувары». С 10 века чуваши известны как «волжские булгары», в конце 15 – начале 18 веков –«горные люди», «черемисские татары» или «чуваши»; самоназвание нации – «чаваш». В 1902 году профессор Н.И. Ашмарин доказал, что «современные чуваши представляют из себя не что другое, как потомки волжских булгар».

После вхождения чуваши в состав российской цивилизации (июнь 1551г) доминирующими символами новочувашской цивилизации становятся христианство (крест, икона, церковь, православный языческий образ).

Чувашские языковеды, историки и искусствоведы отмечают что историю чувашской письменности можно делить на три больших периода:

  1. Период древнечувашской письменности (до 16 века).
  2. Период страрочувашской письменности (18век -1871 год).
  3. Период новочувашской письменности (с 1871 года0 включает два полпериода:

А) 1871-1917гг.;

Б) с 1917 года по настоящее время.

Мы можем говорить о рунических символах. Трансформация письменности. Каждому из этапов чувашской письменности соответствует отдельные алфавитные системы письма, включавшие начертательные (графические) символы (буквы и небуквенные знаки письма) и приемы, принятые для фиксации на бумаге или другом материале текстов, высказываний, сообщений, составленных на чувашском языке.

  1. Период древнечувашской письменности представлен двумя алфавитами:

* рунический, частично сохранившийся до 19 века и генетический, связанный с древнетюркским и болгарским руническими алфавитами;

*алфавит на основе арабицы (10-15вв).

  1. В период старочувашской письменности (18 век- 1871 год) для записи чувашской речи использовали русский алфавит без добавления специальных букв для звуков, характерных для чувашской речи.
  2. Новочувашская письменность:

* яковлевский алфавит4

* советский алфавит (с 1917г)

До 70-80гг. 19 века религиозные символы воспринимались как символы (руны) древнечувашской (болгаро- чувашской) цивилизации Волжско - Камской Болгарии, которые сохранили у болгар –язычников.

Болгарским «худоболгарским» (чувашско-языческо-лесным) населением символы религиозного письма использовались при обрядах:

* весеннее-летних;

* осеннее-зимних;

*особенно в похоронных обрядах (юпа).

Чуваши на юпа (намогильные плиты) писали рунические имена (как символы чувашской общности, культуры, веры, принадлежности). Юпа и рунические письма были символами консолидации чуваш. Что произошло на рубеже 10в (с 992г) в древнеболгарском обществе?

* этнопсихологическая трансформация;

* этнокультурная трансформация;

* обряды;

* обычаи;

* традиции;

*религиозная трансформация.

Исследователи культур отмечают, что обряд, обычай, традиции являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Религиозным символом с 922 года для 96% болгарского населения стало язычество (обряд, обычай, традиции). Язычество стало символом протеста и этнической самоидентификации, особенно после монголо-татарского разгрома Велико-камской Болгарии (с 1236г).

«Худоболгар» Золотой Орды мы рассматриваем как «языческие болгары», которыеязыческие обычаи, обряды, традиции превратили в язычество- цивилизационный символ Возрождения- Сохранения- Спасения.

Обычай- привычный для населения способ поведения, унаследованный от предыдущих поколений и изменяемый временем. Обряд- совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными и представлениями или бытовыми традициями.

Болгарский (чувашский) языческий обряд стал (Юпа) символом души цивилизации. Таким образом, мы можем сказать, что душа цивилизации – это обряд. Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:

  1. Обряды, осуществляемые всей деревней или рядом поселений, так называемые сельские;
  2. Обряды семейно – бытовые;
  3. Обряды, совершаемые индивидом или ради него или индивидуально.

Процесс трансформации обрядов, а с нею и языческих символов (Юпа) среди чувашей шел болезненно (ислам, христианство). В 21 веке символом общества стали: пьянство, табакокурение, наркомания, разврат.

До 60 года 20 века в чувашском обществе еще говорили «не срами имени чуваша», «что скажут о тебе в деревне». Осуждалось: нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство, измена, нечистоплотность.

Для новочувашской цивилизации символом нравственности были: честность, скромность, аккуратность, обязательность, работоспособность, уважение к женщинам, почтение к старшим.

Этнографы отметили:

  1. Здороваться с соседями, односельчанами, с теми, кого видели каждый день необязательно, здоровались только с почтенными, стариками : сыва- и? здоров ли? Аван – и? Хорошо ли?
  2. Входя в избу к кому-либо из соседей, чуваши снимали шапки, клали под мышку и здоровались с «херт – сурт»- домовым. Если семья в это время обедала, то вошедшего обязательно сажали за стол. Приглашенный не имел права отказаться, если даже был сыт, то все равно по обычаю должен был зачерпнуть из общей чашки хотя бы несколько ложек.
  3. Чувашский обычай осуждал гостей, пьющих без приглашения, поэтому хозяин вынужден был непрерывно предлагать гостям угощение, он черпал ковш за ковшом, которого часто отпивалось немного.
  4. Женщин всегда угощали за одним столом с мужчинами.
  5. Крестьяне строго соблюдали давно сложившийся обычай, по которому раз-два в году он должен был звать к себе всех родственников и соседей, хотя в иных случаях эти гуляния уносили добрую половину из скудных запасов.

Общие для чувашского народа были: нравственность, трудолюбие, жертвоприношение духам, любовь к детям (желудям по Я. Ухсаю), подчинение к земле (земля- основа государства).

Как в любом народном творчестве, истоки чувашской вышивки стоит искать в тех временах, когда каждый шаг, а в данном случае узор, соответствовал определенному месту и был наполнен смыслом – послание от мастерицы, его использовавшей. Искусство чувашской вышивки строилось на домотканых материалах и нитях, шелковых для праздников и шерстяных для будней, доступных цветов. Понять символику чувашской вышивки равносильно разгадываю древних писем, ведь материала об этом творчестве более чем 300-летней давности практически не сохранилось, тем не менее уже в самих названиях швов заложен их смысл. К примеру, т упе (небосвод), сухаланаана (вспаханное поле), шыв кукри (изгибы ручья). Узоры строго регламентированы по применению и также несут определенный смысл, к примеру: солнце, гармония, поступь неба и земли, жизнь.

Категория: Искусство
29.03.2018 08:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!