СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение–рассуждение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из типов текстов, которому обучаются школьники, является рассуждение. Учащиеся знакомятся с признаками рассуждения, его композиционными особеннос­тями и языковыми средствами.

Задача рассуждения – обоснование мысли, выраженной в виде тезиса. Рассуж­дение отличается от повествования и описания особым видом связи между предло­жениями текста – это связь причинно-следственная. Языковыми средствами выра­жения причинно-следственной связи выступают союзы (сочинительные и подчини­тельные), вводные слова и вводные предложения, порядок следования синтаксичес­ких конструкций при бессоюзной связи и др.

Рассуждение – это тип речи, имеющий ряд признаков.

– Смысловая (логическая) основа рассуждения – причинно-следственные отноше­ния между явлениями.

– Задача (функция) рассуждения – обоснование мысли: установление причинно-следственной связи между явлениями.

– Характерная черта рассуждения – наличие положения, нуждающегося в доказа­тельстве.

– Виды рассуждений: рассуждение с целью обоснования признака, действия, обосно­ванного действия (т.е. действия, совершаемого при определённом условии), необхо­димости; рассуждение с целью категорического отрицания или утверждения в фор­ме риторического вопроса.

– Речевые жанры рассуждения: очерк, памфлет, статья, рассказ, доклад, сочинение-размышление, рецензия и т.д.

– Стилистические разновидности рассуждения – научное, публицистическое, художественное.

– Языковые средства рассуждения зависят от цели рассуждения и его стилистичес­кой принадлежности.

Проанализируем сочинение-рассуждение «Книга – источник знаний», написан­ное учеником VII класса в публицистическом стиле. Удалось ли автору создать текст типа рассуждения? Соответствует ли текст нормам публицистического сти­ля?

«Книга – источник знаний.

Мы все любим читать книги. Открывая книгу, мы попадаем в чудесную страну тайн, зага­док и даже детективных историй.

Всю информацию мы получаем из книг или других источников, которые нам доступны. Каждая книга адресована тем любознательным ребятам, которые хотят попытаться самосто­ятельно найти ответы на интересующие их вопросы. Самостоятельность – прекрасная вещь, но требует большой ответственности к собственному здоровью. А кто из нас не хочет быть здоровым, весёлым, сильным, добиться успеха в учёбе, будущей работе, как можно дольше сохранить молодость и красоту? Этого хотят все, верно? Но всё ли мы делаем для этого? Пожалуй, нет. Все необходимые сведения должны быть известны каждому человеку с дет­ства. На страницах книг ты всегда найдёшь много полезных советов и указаний, которые помогут тебе. Но помните! Прежде всего необходимо уверовать в собственные силы, и тогда всё получится.

Берегите и любите книги! Ведь книга – источник знаний, который необходим каждому человеку в жизни!»

Тема сочинения – подтверждение положения (тезиса) о том, что книга является одним из важнейших источников знаний. Сам тезис в сочинении чётко не сформу­лирован. Он выражен в предложении «Всю информацию мы получаем из книг или других источников, которые нам доступны». Тезис нуждается в уточнении: книга – главный источник знаний! Почему? Далее должны следовать доказательства (при­меры).

Некорректно сформулировав тезис, автор теряет мысль, которую нужно дока­зать, подтвердить примерами, и уходит в сторону от основной темы. Он начинает рассуждать о том, как можно «сохранить молодость и красоту», почерпнув информа­цию из необходимых источников. В результате тема не раскрыта, последователь­ность изложения нарушена, нужные доказательства отсутствуют, вывод не связан с темой и содержанием сочинения. Посмотрите, как развивается авторская мысль:

Мы все любим читать книги.

Всю информацию мы получаем из книг.

Книга развивает самостоятельность.

Самостоятельность требует внимательного отношения к собственному здоровью.

Как сохранить здоровье, молодость и красоту?

Советы найдёшь на страницах книг. Они помогут, если верить в свои силы.

Вывод: Берегите и любите книги – источник знаний!

Очевидно, автор хотел рассказать о книге как источнике получения знаний при поиске ответов на волнующие вопросы (на примере проблемы сохранения здо­ровья). В таком случае следовало ограничить содержание сочинения рассказом об одном конкретном примере: вопросе, ответ на который можно найти в книге. Сочи­нение соответствовало бы плану:

Вступление. Почему мы любим читать книги?

I. Тезис. Книга – важнейший источник знаний.

II. Доказательства:

1. Нужную информацию мы можем получить из разных источников, важнейшим из которых является книга.

2. Книга поможет найти ответы на интересующие нас вопросы. (Конкретный пример.)

3. Книга даёт возможность самостоятельно приобретать знания, развивает самостоятельность как свойство личности.

III. Вывод. Книга – источник знаний, необходимый каждому человеку в поиске правильного решения возникших проблем.

Заключение. Умейте правильно пользоваться книгой – источником знаний.

Если бы сочинение было написано по этому плану, то автору удалось бы избе­жать ошибок в нарушении последовательности изложения, связности и цельности текста. Таким образом, можно сделать вывод, что ученик не смог создать текст типа рассуждения, и главная причина этого – непродуманная формулировка тезиса. Именно тезис определяет систему доказательств, т.е. организует содержание текста и опре­деляет отбор языковых средств в рассуждении в целом.

Теперь посмотрим, соответствует ли ученическое сочинение нормам публицисти­ческого стиля. В целом автору сочинения удалось выдержать нормы публицистическо­го стиля. Какие языковые средства для этого он использует? Ярко выраженная автор­ская индивидуальность и воздействующий характер речи достигаются использованием:

– лексики публицистического стиля (источники информации, интересующие вопросы, большая ответственность, необходимые сведения);

– личных местоимений (мы, ты, нас);

– глаголов повелительного наклонения (берегите, любите, помните);

– вопросительных и восклицательных предложений, риторических вопросов (А кто из нас не хочет быть здоровым?);

– стилистических фигур (например, «вопрос и ответ»: Но всё ли мы делам для этого? Пожалуй, нет), инверсии (Всю информацию мы получаем), цепочек од­нородных членов (А кто из нас не хочет быть здоровым, весёлым, сильным).

Вместе с тем в тексте сочинения имеются многочисленные ошибки.

Фактические: «Каждая книга адресована тем любознательным ребятам, кото­рые хотят попытаться самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы» – из предложения следует, что книги адресованы только ребятам; это фактическая ошибка.

Логические: «Открывая книгу, мы попадаем в чудесную страну тайн, загадок и даже детективных историй» – включение в общее понятие ряда частных: не в каждой книге содержатся тайны, загадки и детективные истории. «Все необходимые сведения должны быть известны каждому человеку с детства…»; «Прежде всего необходимо уверовать в собственные силы, и тогда всё получится» – нарушение логической последовательности изложения мыслей.

Речевые (стилистические): «Самостоятельность – прекрасная вещь, но требует большой ответственности к собственному здоровью». В этом предложении сразу пять ошибок: стилистическая – неправильное использование образных средств языка (Самостоятельность прекрасная, вещь); лексическая – использование слова в несвойственном ему значении (самостоятельность вещь); синтакси­ческие – неправильное построение предложения с противительным союзом но (здесь нет отношений противопоставления) и словосочетания; логическая – нару­шен смысл предложения: получается, что самостоятельность связана со здоровьем человека.

Синтаксические: «А кто из нас не хочет быть здоровым, весёлым, сильным, добиться успеха в учёбе, будущей работе, как можно дольше сохранить молодость и красоту?» – однородные члены выражены разными грамматическими формами. «На страницах книг ты всегда найдёшь много полезных советов и указаний, кото­рые помогут тебе. Но помните\» – нарушение согласования главных членов пред­ложений, связанных грамматически, в числе.

Публицистический стиль усвоен учащимся лучше, чем тип текста. Однако тип речи (в данном случае рассуждение) связан со стилем речи, так как типы речи влияют на отбор языковых средств в текстах различных функциональных стилей. Не зная особенностей и правил построения текстов разных типов, нельзя не нару­шить и нормы стиля, и логическую (смысловую) основу текста в целом. Школьник допустил такое большое количество различных ошибок и не смог создать текст типа рассуждения, потому что он имеет слабые знания о тексте, типах и стилях речи.

Источник: Арефьева С. А. Сочинение–рассуждение // Русский язык в школе и дома. 2003. – № 1. – С. 17–19.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-gotovimsia-pishiem-analiziruiem.html

Категория: Русский язык
23.06.2017 23:21


© 2017 863

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!