СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема характеристики на учащегося

Нажмите, чтобы узнать подробности

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕНИКОВ

ПРИ НАПРАВЛЕНИИ К ВРАЧУ-ПСИХИАТРУ

  1. Фамилия. Имя. Отчество. Возраст.
  2. Состав семьи (полная, неполная).
  3. Образование родителей.
  4. Характер родителей (отдельно отца и матери).
  5. Взаимоотношения в семье, алкоголизация родителей, судимости;
  6. Количество детей в семье, их особенности, место обучения, работы.
  7. Стиль воспитания и контроль за проведением свободного времени: - гипоопека и безнадзорность;

- гиперопека (мелочный контроль);

- по типу «золушки» (в условиях повышенной

требовательности и строгости);

- по типу «кумира семьи» (при постоянном восхищении

и переоценке подростка);

- правильное воспитание в условиях, способствующих

всестороннему развитию ребёнка.

  1. Отношение к родителям:

- любовь и уважение к обоим или к одному из родителей;

- сдержанно;

- отрицательно, с пренебрежением;

- проявление реакции активного протеста в виде уходов из

дома, отказов от еды, от речевых контактов и т.д.;

  1. Отношение к школе и учёбе:

- отношение к учебе в младших и старших классах;

- пропуски занятий;

- успеваемость;

- активность на занятиях и особенности поведения;

- утомляемость и отвлекаемость на уроках.

  1. Особенности мышления и интеллекта:

- сформированность внимания, памяти;

- умение выделять существенное в изучаемом материале;

- способность к обобщению, развитость речи;

- самостоятельность, критичность мышления;

- возможность самоконтроля, умение рационально

планировать выполнение учебных заданий.

  1. Особенности личности:

- общительный, контактный, легко сходится с людьми;

- замкнутый, держится изолированно от окружающих;

- возбудимый, раздражительный, легко ссорится и быстро

мирится;

- застенчивый, подчиняемый, боится ответственности;

- злопамятный, упрямый, дает бурные реакции со злобностью

и разрушительными действиями;

- льстивый, угодливый, аккуратный;

- стеничный, стремится к лидерству, жаждет власти.

  1. Увлечения, любимые занятия:

- чтение;

- спорт;

- телепередачи, кино;

- музыка, танцы, дискотеки;

- коллекционирование;

- бесцельное времяпровождение;

- прогулки, компании, азартные игры.

  1. Нарушение поведения (с какого возраста):

- отношение к общественной работе, активность в делах

коллектива;

- соблюдение нравственно-этических норм, сформированность

понятий добра и зла, дозволенности и запрета;

- учёт в инспекции по делам несовершеннолетних;

- уходы и бродяжничество (причины, частота, места ночёвок);

- кражи, хулиганские действия, судимость.

  1. Алкоголизация, курение:

- с какого возраста;

- как часто.

  1. Сексуальное поведение:

- обострение внимания к противоположному полу;

- встреча с девушками (юношами);

- сквернословие;

- онанизм, сексуальные эксцессы;

- гомосексуальные контакты;

- порнография.

  1. Отношение к замечаниям, критике:

- не обращает внимания;

- раздражается, сердится;

- приходит в уныние, огорчается;

- прислушивается к замечаниям.

  1. мероприятия педагогов по коррекции поведения, причины госпитализации.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЁТЕ В ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

  1. Фамилия. Имя. Отчество. Возраст.
  2. образование или место учебы.
  3. Состав семьи (полная, неполная).
  4. Характер родителей, отрицательное влияние на подростка.
  5. Особенности воспитания:

- гипоопёка и безнадзорность;

- гиперопека (мелочный контроль);

- «кумир семьи» (постоянное восхищение и переоценка

подростка);

- воспитание по типу жестких взаимоотношений;

- правильное воспитание.

  1. Отношение с родителями:

- взаимопонимание, сочувствие, сострадание;

- недоброжелательное, враждебное, агрессивное, утрата интереса к любой полезной деятельности, неопрятность, стремление делать назло, разрушение вещей.

  1. Особенности личности:

- бурные реакции со злобностью и агрессией, упрямство, колебания настроения;

- состояние во время конфликта (покраснение лица, потливость, одышка и т.п.);

- состояние после конфликта (расслабленность, вялость, плаксивость, длительная напряженность и злобность);

- наличие хмуро-недовольного настроения, жестокость, жажда власти, педантизм, аккуратность, льстивость;

- «стремление уходить» от любых трудностей, стремление к удовольствиям, наличие «лидерских» тенденций, лживость;

- «жажда признания», стремление привлечь к себе внимание любым путём, склонность к фантазиям, капризность;

- замкнутость, невыразительность эмоций, немотивированность поступков;

- общительность, жажда деятельности;

- неуверенность в себе, робость, психическая невыносливость, быстрая утомляемость;

- чрезмерная склонность к сомнениям, многократное обдумывание предстоящих и уже совершенных поступков;

- память, интеллектуальная продуктивность;

- сформированность понятий добра и зла, дозволенности и недозволенности;

- отношение к животным.

  1. Увлечения, интересы:

- характер чтения;

- посещение дискотек;

- вид спорта;

- азартные игры, коллекционирование.

  1. Сексуальное поведение:

- встреча с девушками (юношами);

- сквернословие;

- онанизм, гомосексуальные эксцессы;

- порнография.

  1. Нарушения поведения:

- поведение и успехи в школе;

- отношение к общественной работе и труду;

- противоправное поведение;

- уходы и бродяжничество;

- алкоголизация и курение, наркотики и суррогаты;

- попытки к самоубийству.

  1. Наличие конфликтной ситуации (какой?):

- дома, в школе, с группой подростков;

- положение среди сверстников;

Реакция на наказание и поощрение.

  1. Проведенная работа с подростком, её результаты.

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И 9 КЛАССА

  1. фамилия, имя, отчество, домашний адрес;
  2. состав семьи, её культурный уровень;
  3. взаимоотношения в семье, характер воспитания ребенка;
  4. режим и досуг ребенка, участие в домашнем труде;
  5. друзья и знакомые ребенка вне школы;
  6. наиболее важные события в жизни ребенка;
  7. состояние здоровья ребенка
  8. общий уровень развития ученика:

- общее развитие; речь, начитанность, эрудиция;

- отношение к учебному труду: как относится к занятиям в школе, допускает ли опоздания, пропуски уроков, внимателен ли на уроке, систематически ли выполняет домашнее задание;

- успеваемость ученика: как успевает по разным предметам, какие предметы любит, какие даются легко, по каким встречает затруднения;

- как относится к физическому труду, проявляет ли инициативу в физическом труде;

- каков уровень дисциплины ученика;

- в чём проявляются интересы и склонности ученика, какой профессией интересуется, связаны ли его интересы с выбором будущей профессии;

  1. общественное лицо и общественная работа ученика:

- принимает ли участие в общественной жизни класса, группы, как относится к общественным поручениям;

- имеет ли организационные навыки;

- доводит ли начатое дело до конца;

- пользуется ли уважением, авторитетом в классе;

  1. основные черты характера ученика, его морально-волевые качества:

- правдивость, скромность, принципиальность, честность, отношение к родителям и членам семьи, учителям и сверстникам;

- целеустремленность, активность, решительность, смелость, самостоятельность, уверенность в себе;

- быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает.

  1. общие выводы и пожелания:

- что сделать для преодоления недостатков в поведении школьника;

- какие качества надо развивать и совершенствовать у ученика.

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА

  1. Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):
    1. общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты);
    2. признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки;
    3. патологические влечения:
  • курит (не курит, курит эпизодически, систематически);
  • употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически);
  • употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически);
    1. состоит на диспансерном учёте по поводу чего;
  1. Психологическая атмосфера семьи:
  • благоприятная,
  • неблагоприятная,
  • крайне неблагоприятная.
    1. данные о родителях (отец, мать):
  • образование,
  • профессия, место работы
    1. другие члены семьи
    2. тип семьи:
  • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная),
  • неблагополучная семья, в том числе:
  • педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
  • нравственно-неблагополучная (асоциальная, родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимости, воспитанием детей не занимаются),
  • конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы);

2.4 характер взаимоотношений родителей с ребенком:

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка),
  • чрезмерная опёка (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребенка),
  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.);
    1. Организация режима труда и отдыха:
  • Какие обязанности выполняет в семье,
  • Соблюдается ли режим дня,
  • Кто, в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания,
  • Как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.
  1. Особенности учебной деятельности:
    1. успеваемость учащегося,
    2. отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное,
    3. интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие;
    4. мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку взрослых, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.
  2. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

4.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый,

принятый, отвергаемый, изолированный;

  1. С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.
  2. Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается;
  3. Манера, стиль общения с окружающими:
  • Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту);
  • Недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
  • Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
  • Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре не многословен).
    1. Отношение к общественному мнению:
  • Активно - положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);
  • Пассивно - положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
  • Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
  • Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет);
  1. Отношение к общественному мнению и общественно-полезному труду:
    1. Отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается;
    2. Выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.
    3. Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается;
    4. Отношение к физическому труду:
  • Положительное (трудолюбив, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);
  • Равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);
  • Отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом; к физическому труду относится свысока, пренебрежительно);
    1. Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
  1. Направленность интересов:

6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд,

техническая, общественно-политическая, организаторская,

художественная (артистическая, литературная, музыкальная,

хореографическая и т.п.), спортивная деятельность.

  1. В каких кружках, секциях состоит, состоял.
  2. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто музеи, театры, выставки, каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).
  1. Особенности сферы свободного общения учащегося:
    1. Сколько времени уделяет уличному общению в течение недели, часы

вечернего прихода домой.

  1. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают

на учащегося.

  1. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб,

двор, подъезд и т.д.).

  1. Содержание общения в уличных играх: работа с техникой,

автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание

музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное

времяпровождение, выпивки, курение, азартные игры и др.

  1. Самооценка личности:
    1. Уровень самооценки:
  • Адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
  • Завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
  • Заниженная (излишне критичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
    1. Какими бы чертами хотел обладать, от каких хотел бы избавиться?
  1. Особенности поведения:
    1. Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы ох совершения
    2. Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках.
04.01.2017 10:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!