© 2021 179
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема моего выступления «Сказка в семье - нравственное воспитание с «пеленок». Действительно, ребенка нужно воспитывать еще с пеленок. Главные основы и начала хорошего поведения закладываются у него на первых годах жизни. В этот период у малыша развиваются навыки аккуратности и точности, важные формы морального и эстетического воспитания; закладываются и формируются как хорошие, так и плохие привычки; начинает свое развитие эмоциональная среда, ребенок учится культуре общения с окружающими.
Мы, как учителя, можем внести свой вклад в духовно-нравственное развитие ребенка только в младшем школьном возрасте. Наверное, все, кто связан с воспитанием детей младшего школьного возраста, часто замечают, что не все дети умеют правильно контактировать друг с другом, отдельные обнаруживают в себе склонность к агрессивности, у них проявляется нежелание помочь товарищу в трудной ситуации, у детей слабо развиты навыки сострадания, отзывчивости.
Работать с классом я стала со второго года их обучения. Начала я свою работу с мониторинга сплоченности классного коллектива. Я использовала диагностические методики: «Космическое путешествие». Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества, «Солнце, дождик, тучка», целью этой диагностики является выявить уровень сплоченности детского коллектива и самочувствия каждого ученика.) Методика «Какой у нас классный коллектив» позволяет выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Изучив результаты мониторинга данного детского коллектива, я пришла к выводу, что ребята недостаточно дружны, общаются только мини-группами, не умеют правильно контактировать друг с другом, склонны к агрессии. Было принято решение, создать в классе благоприятную среду, воспитать любовь к окружающему миру, то есть формировать и развить духовные и морально-нравственные качества человек.
А одним из путей достижения духовно-нравственного воспитания и развития детей является простое на взгляд прочтение художественной литературы, в частности, сказок. Сказки являются одним из средств формирования и развития личности: дети знакомятся с понятиями «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее», с пониманием осмысливают переживания героев, учатся правильно строить речь, учатся снимать тревожность. Ведь чудный сказочный мир, наполненный фантастическими чудесами и магией, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью окунается в нереальный мир, творчески старается преобразовать его под свое видение, воспринимая происходящее в сказке, как настоящую реальность.
Конечно, невозможно добиться этой цели без участия родителей, так как образовательный процесс трехсторонний. Дальнейшее развитие и созревание личности ребенка будет зависеть от правильной организации работы с родителями. Совместно был составлен план работы по развитию духовно-нравственной личности:
В учебниках по литературному чтению в каждом разделе представлены различного рода сказки. Это благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
Читая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.
На уроках чтения, в отличие от уроков математики, дети попадают в ситуацию успеха, так как они могут высказывать все свои мысли, переживания, мнения без страха быть неуслышанным, непонятым.
Начиная со второго класса при планировании уроков литературного чтения, я стала уделять внимания тому, чтобы дети больше анализировали прочитанное, переносили переживания сказочных героев на себя, передавали свое видение в рисунках. В урочное и внеурочное время мы вместе с детьми делали небольшие инсценировки, готовили викторины, организовывали выставки рисунков по мотивам сказок. Вовлекали родителей в организации мероприятий. В конце года совместно с родителями был организован выход в кукольный театр.
В третьем классе мы организовали теневой театр, с которым выступали перед родителями и перед учениками других классов. Вместе с детьми подготовили инсценировку сказки «Маша и медведь» и приняли участие в городском конкурсе «Ключ к здоровью».
На праздники, такие как 8 марта и 23 февраля родители детям дарили различные книги. Ребята изъявили желание самостоятельно подготовить выступление по прочитанному. Дети с интересом делились своими впечатлениями, рисовали плакаты и некоторые даже готовили презентации. Менялись книгами друг с другом.
По итогу родители организовали мероприятие с выездом в Казань в город профессий, где дети столкнулись с реалиями нашего мира и с успехом справились со всеми трудностями. Ребята представляли себя в роли героев и примеряли на себя этот образ со всеми его положительными качествами. Мы с родителями с удовольствием наблюдали за ними, как они выходили из различных ситуаций, сотрудничая друг с другом, проявляя навыки культурного общения с окружающими.
В четвертом классе мы продолжали работу, начатую во втором и третьем классе по духовно- нравственному развитию детской личности.
На протяжении всей учебы мы готовили сборник собственного сочинения, который состоит из нескольких разделов. В написании этих произведений нам помог учебник литературного чтения. По прочтению отдельных тем дети писали собственные сказки. Таким образом, в сборник вошли следующие главы: волшебные сказки, сказки о животных, богатырские сказки и т.д.
Выпускной вечер было решено провести в комплексе активного отдыха «В гостях у сказки», где каждый ребенок имел возможность примерить на себя роль того или иного героя, повстречаться с любимыми сказочными персонажами. А на торжественной линейке по поводу окончания начальной школы детям были вручены сборники собственного сочинения 4 «А» класса, которые дети с восторгом приняли.
Подводя итоги, могу сказать, что наши труды оказались не безрезультатными, с детьми с каждым разом было проще работать. Они стали дружнее, тревожность детей пропала, атмосфера внутри класса стала более комфортной, общение открытым и доверительным, дети стали более контактными, внимательными друг к другу, на уроках и во внеурочное время появилось сопереживание, взаимопомощь. Конфликтные ситуации сошли на минимум, и ребята решали их не силой. Родители стали отмечать, что дети с большим интересом вовлечены в учебный процесс, повысилась мотивация, стали более уверенными в себе, самостоятельными и дружелюбными.
Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, которое воздействует не только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка –жанр, который влияет на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на духовно-нравственное воспитание. Она внушает уверенность и твердость в победе добра над злом. Сказки помогают воспитывать в людях духовность, милосердие, гуманность, и это воспитание необходимо начинать с детей, так как реалии жизни их захватывают в свои сети практически тоже с пеленок. И только совместная работа учителя, родителей и детей принесла свои плоды. И я уверена, что ребята вырастут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к окружающему миру и будут достойными представителями своей Родины.
© 2021 179