СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка о педагогике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор статьи: Sergey

http://www.psychologos.ru/articles/view/skazka-o-pedagogike

Педагогика – что за зверь такой?

Эпиграф: кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

На мое увлечение педагогикой оказали влияние два эпизода. В десятом классе я из обычной средней школы перешел учиться в лицей. Лицей произвел на меня такое же впечатление, как бусы на папуаса. Еще бы. Из подростковых джунглей я попал в место, где учителя относились к ученикам с уважением, общались с нами почти на равных. Ученики свободно разговаривали с учителями на интересные темы, шутили и даже спорили с ними. Одноклассники – просто чудо. И пускай учебные нагрузки были адскими – все равно лицей мне нравился в сто раз больше, чем школа.

Примерно в это же время, я случайно наткнулся на книги Януша Корчака - писателя, который очень проникновенно пишет про детей, их жизнь, их радости и горести, про то, как несправедливы и несносны порою бывают взрослые. Корчак зажег во мне желание узнать, что не так в этом мире и можно ли хоть что-то в нем изменить.

Справедливости ради стоит сказать, что в педагогически ВУЗ я поступал не потому, что хотел стать учителем. Но меня радовала возможность больше узнать об этой профессии. Я надеялся, что педагогика даст ответы на мои вопросы. Заблуждаться мне пришлось недолго.

На занятиях педагогики мы узнали, что такое обучение и воспитание. При этом ничего не узнав, как нужно обучать и воспитывать. Узнали, что развитие человека, «как личности и субъекта деятельности» обязательно включает в себя: развитие эмоциональной сферы, развитие уверенности в себе и т.д. При этом мы понятия не имели, каким образом нужно развивать эмоциональную сферу и уверенность у учеников - или, хотя бы, в себе самих.

Уже на первом курсе я изрядно разочаровался в педагогике. На третьем курсе мое мнение немного улучшилось, когда мы стали изучать историю педагогики, педагогический опыт других стран и педагогические инновации. Это было хотя бы интересно. На третьем же курсе я прочитал две отличные книги: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Сердце отдаю детям» Сухомлинского.

Сейчас я думаю, что эти две книги – наибольшая ценность, которую я вынес из курса педагогики.

Я не хочу сказать, что ВУЗ совсем не готовит будущих учителей к работе в школе. Кроме педагогики была еще методика, где нас тренировали как нужно вести занятия, планировать уроки и составлять конспекты. Курс психологии, в основном, был немногим лучше педагогики. Но возрастную психологию я по-настоящему уважаю. Она помогает понять, как взрослеет ребенок и к чему нужно быть готовым взрослым.

И все-таки, из всех предметов, которые нас готовили к работе учителя, педагогика оказалась самой бесполезной.

Педагогика, которой нет

Эпиграф: Кто не умеет работать – тот учит, как надо работать. Кто не умеет учить – тот учит, как надо учить.

Откроем, для примера, какой-нибудь ВУЗовский учебник по педагогике.

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека

Пока все здорово. Мне нравится, как звучит «Искусство воспитания». Практически у всех людей есть или будут дети. Почитаем подробнее, что нужно знать об их воспитании.

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. 'Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. 'Воспитательные факторы: наследственность, биография, культура и др. По-видимому, эти факторы важно учитывать, когда я занимаюсь воспитанием.

Критерии воспитанности: добро, истина, красота. Мда. И как же нам с такими критериями определить, кто воспитан, а кто нет? С тем же успехом можно было сказать: спроси у Господа Бога.

Методы воспитания. Наконец-то, дошли до методов! Сейчас расскажут что-то более практичное. Погодите. Еще до того, как упомянуть хоть один метод нам рассказывают о двух классификациях методов - Щукиной и Пидкасистого. Далее перечислены пять методов, для которых, по видимому, и понадобились две классификации. Напоминает анекдот про украинцев, которые втроем создадут четыре группировки. Итак, воспитательные методы: требование, приучение, пример, поощрение, наказание. Ни слова о том, кого, когда и как нужно воспитывать. Ни единого примера. Зачем же автор пытается систематизировать знания, которых в его книге просто нету?

Некоторые фразы из книг по педагогике вызывают у меня смех. Например, глава Познание педагогом учащихся начинается с утверждения, что эта проблема традиционно актуальна, решить ее совсем не просто. И в подтверждение этой мысли приводится цитата: «Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко. Да, такая позиция очень характерна для педагогов-теоретиков. Вникать в чьи-то проблемы – слишком хлопотно. Проще разрабатывать концепции воспитания идеально упругого сферического ребёнка в условиях вакуума.

Почему эксперты педагогики, специалисты по обучению, не умеют качественно обучать собственному предмету? Почему эксперты воспитания воспитывают лишь скуку у своих студентов?

Наука педагогика

Педагогика – не наука, а искусство. (К.Д. Ушинский)

Учительница Марина Федоровна не очень ладила со своей ученицей Катей. Когда у Марины Федоровной был открытый урок, Катя решила отомстить «зловредной училке». Прямо во время занятия Катя делала замечания в адрес Марины Федоровной насчет качества ее урока и ее учительских способностей. В обычной ситуации учительница начала бы орать, но на открытом уроке вынуждена была терпеть и сдерживаться. Только злой взгляд, который она бросала на строптивую ученицу, выдавал ее гнев.

Инспектор, который присутствовал на открытом уроке, заметил бессилие учительницы. Заметил и гримасы, которыми Марина Федоровна награждала Катю. В рецензии к уроку он написал «учитель не смогла создать достаточный уровень мотивации учащихся».

Вот в чем, оказывается, была проблема. Нужно было поработать над уровнем мотивации. В результате всего случившегося, педагогический разряд Марины Федоровной была понижен.

Эту историю нам рассказывали в ВУЗе как пример того, что не только учитель может наказывать учеников. Ученики тоже могут наказать плохого учителя. Я же слушал эту историю и думал совсем о другом. Да, учительницу наказали, уменьшив ее и без того мизерную зарплату. При этом, она по-прежнему работает в школе. Все ее проблемы остались при ней. Как она не умела с ними справляться, так не умеет и сейчас.

Может быть, замечания инспектора помогут учительнице? Сомневаюсь. Инспектор наказал учительницу, но значит ли это, что он понимает, чем вызваны ее проблемы в отношении с учениками? Нет. За сорок минут открытого урока в этом трудно разобраться. Инспектор просто почувствовал неладное и сделал формальную отписку. На самом деле, как решать проблемы Марины Федоровной инспектор знает не больше, чем она сама. Единственный смысл подобных проверок – защита от дураков. Только очень слабые учителя проваливают их.

Научный язык и системный подход педагогики сами по себе вовсе не гарантируют каких-то особых знаний. Все это работает скорее на имидж. Педагогическая научность часто не только не проясняет сути происходящего, но и скрывает отсутствие знаний и понимания сути происходящего.

Педагогика слишком поторопилась оформится как научная дисциплина. Это произошло до того, как она успела набрать достаточный объем знаний. «Научность» педагогики сыграла с ней злую шутку. Теперь перед учителями, которые действительно что-то знают и умеют, которые могут поделиться своим опытом, встали прочные барьеры научной педагогики. Сейчас развитием этой науки заняты лишь теоретики. Практикам остается лишь обходить педагогику стороной.

Практическая педагогика

Теория без практики мертва.

Я хочу, чтобы читатель не испытывал иллюзий насчет педагогики. Не верьте в авторитет педагогов. Да, среди учителей есть много замечательных душевных людей. Если повезет, то вы или ваши дети встретитесь с ними. Но, все-таки, звание учитель или педагог вовсе не гарантирует, что этот человек лучше вас понимает, как нужно общаться с ребенком, обучать или воспитывать его.

Что же получается? Может быть, педагогика – это действительно не наука, а искусство, требующее особого таланта? Если есть талант, то сам поймешь, как надо, а если нет, то по книжкам да лекциям все равно не выучишься.

Подобные рассуждения не редки среди вузовских педагогов. Для меня же они звучат, как отмазка, оправдание своей некачественной работы. Давайте проведем аналогию с искусством рисования. Можно ли научить человека рисовать? Конечно. Даже если у человека нет таланта и художник из него не получится, то рисовать он будет вполне сносно. Проблема в том, что педагогика – это отнюдь не «школа для художников».

Представьте, что вы пришли в художественную школу. Вы ожидаете, что вам объяснят, как обращаться с инструментами, научат разным техникам рисования. Вместо этого учитель подводит вас к холсту и начинает рассказывать о том, какие «художники» были в прошлом. Затем прочитает правила безопасности о том, чего ни в коем случае нельзя делать с кистями, красками и холстом. Затем приведет множество классификаций для кисточек и красок. Потом будет долго рассуждать о том, как тяжела и ответственна работа художника, какие профессиональные качества необходимы, чтобы с ней справляться. И, под конец, устроит вам строгий устный экзамен. Как бы вы оценили качество обучения в этой школе? Фигня.

В книге «Как относиться к себе и людям» Н.И. Козлов предложил разделять психологию на теоретическую и практическую. Точно также я предлагаю разделять педагогику. Разница между теоретической и практической педагогикой также велика, как разница между игрушечным и настоящим автомобилем.

Теоретическая педагогика дает мало полезных знаний, но это не значит, что их нельзя найти в других источниках. Если интересно, вот список литературы, по практической педагогике, который я могу порекомендовать читателю:

  • Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком – Как?"
  • Байярд Роберт Т., Байярд Джин «Ваш беспокойный подросток»
  • Владимир Леви «Нестандартный ребенок»
  • Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины»
  • Карен Прайор. «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей»
  • Макаренко «Педагогическая поэма»
  • Януш Корчак «Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых»

Любая из этих книг содержательнее, чем целый курс педагогики, изучаемый в ВУЗе.

Правдивая история детства

Эпиграф: о чем молчит педагогика?

Каждая наука начинается со своей истории. В центре внимания вузовской теоретической педагогики всегда находятся педагоги прошлого и их теории. Ну что ж, история, как история, иногда даже интересная, но. Какая-то пресная. Описываются теории, но очень уж скупо повествуется о том, как жили современники педагогов, как они относились к детям. Создается впечатление, что отношения родителей и детей прошлого не так уж отличались от современных. Конечно же, это впечатление обманчиво. Ну да, Демокрит придавал большое значение личному примеру, Руссо – свободному воспитанию, а Лесгафт – воспитанию в семье. А современные педагоги (вот молодцы!) обобщили весь опыт прошлых поколений и, поэтому, стали самыми умными. Ура? Настоящая история практической педагогики – это история детства, история эволюции отношений родителей и детей. Эта история содержит много страниц, описывающих тысячи лет невежества и предрассудков.

Почему я считаю необходимым ознакомить вас с этой мрачной историей? Не потому, что желаю шокировать. Я считаю, что, только зная прошлое, можно по достоинству оценить то, чего мы достигли в настоящем. Я изложу лишь основные факты из истории детства. С более подробной версией вы может познакомиться, прочитав книгу Ллойда Демоза «Психоистория» (главе «Эволюция детства»).

История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным. Ллойд Демоз

В древности ребенка легко могли убить из-за физического недостатка или из опасений, что ребенка будет трудно прокормить. Родители чаще оставляли в живых мальчиков, чем девочек. В 79 семьях, получивших гражданство Милета около 228-220 гг. до н. э., было 118 сыновей и 28 дочерей. Детей часто приносили в жертву богам. Такой обычай существовал у многих народов: ирландских кельтов, галлов, скандинавов, египтян, и др. Даже в Риме, оплоте цивилизованного мира, детские жертвоприношения полулегально существовали. Умерщвление детей считалось нормой вплоть до четвертого века нашей эры. Лишь 374 г. н.э. стараниями церкви был принят закон, осуждающий убийство детей. Тем не менее, убийство незаконных детей было обычным делом вплоть до девятнадцатого века.

Какими бы дикими ни казались деяния наших предков, не спешите их осуждать. Да, детям в прошлом приходилось нелегко, но и у взрослых жизнь была не райская. Методы родителей кажутся бессмысленно жестокими. Но наши предки так не думали. Напротив они считали свои методы правильными и полезными. И детей своих они пусть по-своему, но любили.

Дикости, к сожалению, хватает и в наше время. Старые предрассудки заметно ослабли, но не исчезли. Да и то, перемены произошли далеко не везде. В некоторых африканских странах учителя в школах используют хлыст, чтобы наказывать детей и загонять их в школу на занятия. В глубинке Китая, где живут крестьяне, до сих пор сильны традиции прошлого. Здесь могут убить ребенка, если родителям не понравится его пол.

Кстати, зачем далеко ходить? Разве не дикость то, что происходит в некоторых отечественных детских домах?

Каждый народ должен пройти свой собственный путь, прежде чем избавится от дикости и предрассудков. То, что мы сейчас живем в более благополучном обществе – заслуга наших предков, а не наша собственная. Давайте же своими силами в своей стране (или хотя бы семье) поможем изжить хоть часть современной дикости. Тогда и у нас будет повод для гордости.

Кстати, один из самых вредных предрассудков прошлого, актуален и в наши дни. В психологии это явление называется проекцией. Проекция – это эмпатия наоборот. Эмпатия к ребенку означает, что взрослый может представить себя на месте ребенка, понять его чувства. Проекция же означает, что взрослый неосознанно воспринимают ребенка как будто он тоже взрослый, приписывает ему свои собственные чувства и желания, наказывает за домыслы. «Посмотрите, как она строит глазки! Как снимает мужчин - она настоящая секс-штучка!» - говорит мать о побитой дочери двух лет.

Проекции были обычным явлением в отношениях родителей и детей прошлого. Значительное ослабление проекций произошло лишь в 18 веке. До этого времени, мало кто из родителей мог сблизиться с ребенком, понять его чувства. По этой причине, я не слишком доверяю авторитету педагогов прошлого. Не случайно, самые выдающиеся педагоги-воспитатели появились уже в 20 веке.

В наши дни, проекции все еще встречаются достаточно часто. – Ну, поймите! Послушайте меня! – с полными слез глазами просит ученик. – И слушать тебя не хочу! Нет тебе оправдания! – отвечает учитель. В этой ситуации учитель, уже домыслил за ученика мотив и вынес приговор. Но и дома в семьях, подобное встречается настолько часто, что впору писать переводчик для взрослых - что означают слова и действия ребенка.

• Разумеется, дети тоже далеко не всегда понимают взрослых. Не удивительно – они же берут пример с нас – взрослых.

Эпоха гуманизма

Эпиграф: "Война - это акт гуманизма" (Д. Рамсфилд, министр обороны США)

Самые значительные изменения в отношении родителей и детей произошли в двадцатом веке. Пришло время международных соглашений, деклараций, конвенций и манифестов. Людей стали интересовать вопросы защиты прав человека, женского равноправия, прав ребенка и др. Наступила эпоха гуманизма*. '

• Вообще-то движение гуманизма возникло в эпоху Возрождения, но современный гуманизм имеет с тем гуманизмом мало общего.

Как произошло, что в 20 веке взрослые стали уделять больше внимания детским проблемам? Вспомним историю. Обе мировые войны оставили огромное количество детей-сирот. Многие из них впоследствии оказались связаны криминальным миром.

• Тяжелые времена родили педагогов-героев, таких как А.С. Макаренко и Януш Корчак. Для решения проблемы требовались активные действия на государственном уровне.

В 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. Смысл декларации был в том, что детям нужно предоставлять условия для нормального развития, защищать от эксплуатации, оказывать поддержку в тяжелое время испытаний.

В 1946 г. был создан детский фонд ООН - организация ЮНИСЕФ. Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. Позже, организация взяла на себя решение задач по оказанию помощи детям во всем мире.

В 1959 году ООН приняла новую Декларацию прав ребенка. По сравнению с Женевской декларацией, в ней более жестко указывалось, что общество должно защищать ребенка, его честь и достоинство. Общество должно предоставить ребенку все условия для его развития, включая питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание. Ребенок должен воспитываться в условиях любви, понимании дружбы на благо обществу.

20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. С этого времени весь мир ежегодно отмечает 20 ноября, как Всемирный день ребенка.

• Декларации, принятые до этого, имели рекомендательный характер. Другое дело конвенция, которая является правовым стандартом. В конвенции впервые заявлено, что ребенок имеет право, а родители и государство отвечают за то, чтобы это право соблюдалось. В конвенции особо подчеркивается, что решать проблемы ребенка нужно в семье.

Конечно же, декларации и конвенции ничего бы не стоили, если бы у людей не менялись представления о детях и их воспитании. Эти представления нашли отражение в литературе. Вспомните добрые детские книжки: «Алиса в стране чудес» (Льюис Кэрролл, 1864), ««Приключениях Тома Сойера» (Марк Твен, 1876) «Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове.» (Януш Корчак, 1923), «Мэри Поппинс» (Памела Трэверс, 1934), «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери, 1945), «Пеппи длинный чулок» (Астрид Линдгрен, 1945), «Малыш и Карлсон» (Астрид Линдгрен, 1955).

• Это ведь не только книги для детей, но и книги взрослым о детях! С середины двадцатого века, к книгам подключилось и телевидение: фильмы, мультфильмы, детские передачи.

Учителя, психологи и даже детские врачи начали разрабатывать новые концепции обучения, воспитания и развития ребенка. Именно сейчас, трудами этих людей, практическая педагогика обретает свой облик.

Категория: Прочее
01.08.2017 14:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!