СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Скажем нет домашним заданиям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Скажем да или нет домашним заданиям по русскому языку»

Домашние задания - один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросове­стности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной на­грузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку - самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по раз­ным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организа­ция домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашни­ми заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, пред­лагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с ме­тодикой домашних заданий. Нельзя:

завышать объем предлагаемой домашней работы;

перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности);

предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосиль­ным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);

задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых упражнений;

предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;

давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при- водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;

допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличива

увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;

не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их работоспособности;

отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти.

Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устранению перегрузки учащихся во время домашней работы.

Существуют хорошо известные рекомендаций медиков-гигиенистов, касающиеся режима дня и сна школьников, их недельной занятости и строго определенного времени на домашние задания (в соответствии с возрастом и режимом дня).

Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны затрачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX - XI - до 4 часов.

При правильной организации домашних заданий учитываются следующие па­раметры:

  1. объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);
  2. ее содержание;
  3. сложность предлагаемой работы;
  4. степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;
  5. методика задавания;
  6. подготовка учащихся к выполнению домашнего задания. Остановимся подробно на каждом из этих параметров.

Объем (дозировка) домашних заданий.

Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.

Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.

В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), осо­бенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.

Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно пре­вышать указанной нормы.

Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, тре­бовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбо­ром или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем ра­боты, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.

Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление

конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соот­ветствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных про­изведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предваритель­ной подготовкой, в ряде случаев - как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ; ученик, обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, соста­вит таблицу и т. д.

Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивиду­альную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.

Содержание домашних заданий.

По своему содержанию задания могут быть связаны с материалом одного только урока или с материалом ряда уроков (задания к обобщающим урокам). Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основ­ного задания) повторение ранее изученного.

В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объ­емного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесооб­разно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для бо­лее качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения неболь­шое по объему и интересное по содержанию упражнение.

Поскольку тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.

В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды уп­ражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упраж­нения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструи­рованием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классифи­кация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для до­машней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.

Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников - все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.

Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную те­му, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, соста­вить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тща­тельной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охот­но, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанно­го восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описан ии виденного в театре).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эффективности, каждого из них в данном конкретном случае.

Сложность домашних заданий.

Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписыва­ние сначала одних грамматических категорий, потом других (например, снача­ла действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «дейст­вительное причастие + существительное» и причастные обороты с дейст­вительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) сло­восочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).

Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поис­ковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают ак­тивный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изу­чаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу уче­ники часто делают в классе.

Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом долж­ны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.

Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних зада­ний.

Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоя­нии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети долж­ны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них навыков самостоятельной работы.

  • Первое. Прежде всего научим школьников выполнять домашнюю работу по нашему предмету. Пусть на это уйдет вся первая четверть (особенно в пятом), но такое обучение с лихвой окупится в последующие годы.
  • Второе. Согласимся с пожеланиями учеников и будем наряду с традиционными, привычно скучными – без этого никуда не деться – упражнениями задавать и «маленькие. Интересные. Необычные. На листочках. Умные». (Для справки: в книге В.А. Сидоренкова «Углубленное изучение русского языка» (М., 1996) много страниц посвящено именно проблеме домашней работы учащихся. Там же предлагаются различные «нетрадиционные» виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, кроссвордов, творческих работ). У каждого учителя в запасниках есть свои варианты подобных заданий, и читатели «Русского языка» не раз делились с коллегами своими находками (надеемся, будут делиться и впредь).
  • Третье. Стоит разным учащимся по возможности предлагать разные домашние задания.
  • И, наконец, там, где можно обойтись без домашних заданий, давайте обойдемся без них. Это правило в игре под названием «домашние задания» остается главным.
Категория: Русский язык
23.08.2015 21:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!