СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный метод

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход

(из опыта работы)

В нашей школе не введён ФГОС в основной школе, но системно-деятельностный метод все учителя школы применяют на своих уроках.

Для формирования познавательной активности обучающихся, устойчивой мотивации к обучению, развитию коммуникативно-речевых умений я использую следующие методики на уроках: проблемные и частично-поисковые, методы активного обучения.

Первый этап урока- мотивационный. Чтобы привлечь ребенка к деятельности, надо воздействовать на все сферы его развития: эмоциональную, мотивационную и интеллектуальную.

Принципиально значимым является воздействие на эмоциональную сферу. Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание.

На этом этапе использую стихи, загадки, психологические тесты, определяющие настроение учеников в начале и в конце урока (смайлики, светофор, цветовые полоски)

Спрашиваю, почему у них такое настроение, иногда мне надо выйти на тему «весны», которая пройдёт на уроке.

На этапе «целеполагания» стараюсь, чтобы дети сами определяли тему и ставили цели урока:

В этом мне помогает игра «Третий лишний», ключевые слова, стихи, эпиграфы: 5 кл. «Глагол как часть речи»

-Что делает человечек? + улыбается

-Почему? +весна – эта тема пойдёт у нас на уроке

_Какую часть речи мы использовали для описания действий человечка

+глагол

- Тема урока? Запишем её в тетрадь.

Какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?

+что обозначает глагол

+ на какие ? отвечает

+ как изменяется глагол

+ какие морфологические признаки имеет

+ каким членом предложения является (повесить на доску)-это план урока. Дети наглядно видят, что надо решить на уроке, можно убирать по мере выполнения задач(чистая доска), можно к нему вернуться на этапе рефлексии.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

В основе его лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Фрагмент урока 5 кл. «Глагол как часть речи»

По утверждению лингвистов, глагол занимает 2 место по частоте употребления в речи.

Провёл исследование: Взял текст художественного стиля и решил проверить достоверность фактов

Подсчитал все слова в стихотворении –

Подсчитал существительные –

Подсчитал глаголы –

Подсчитал – прилагательные –

Сделал вывод -

На иве распустились почки, Берёза слабые листочки Раскрыла - больше снег не враг. Трава взошла на каждой кочке, Заизумрудился овраг. Константин Бальмонт

В стихотворении 19 слов, 9 – существительные, 4 глагола, 1 прилагательное, 2 предлога

Вывод: глагол занял, действительно, 2 место по частоте употребления в стихотворении

Главными целями введения этого метода являются:

развитие интереса к предмету;

приобретение исследовательского опыта;

развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

получение дополнительных знаний по теме;

развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)

Организация образовательного процесса.

На уроке используются следующие современные пед. технологии: ТРКМЧП

: 5 кл. «Глагол как часть речи»

Работа с таблицей ЗХУ

Все заполняют 1 часть таблицы-знаю (3 мин.)

Повторение правил работы в паре

(отвечает 1 от пары, другие дополняют) (2 мин)

Сообщение ученика о глаголе как части речи

Остальные заполняют 3 часть таблицы-узнал (5 мин.)

Ученик: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.

В древности были ещё слова с тем же корнем например: Глаголица //

Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал святой Кирилл Философ для записи церковных текстов на славянском языке. Первое упоминание о глаголице относится к 863 году.

Глаголица являлась, в основном, азбукой для передачи церковных текстов и тайнописи до Крещения Руси. После Крещения Руси стали использовать кириллицу.

Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”.

Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка­заться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

“Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. В художественной речи глагол употребляется гораздо чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов.

Постановка дальнейших задач обучения(в конце урока)

Заполнение 2 графы таблицы – хочу узнать по оглавлению учебника – что предстоит изучить Кластеры

- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди

На этапе вызова часто использую этот приём. Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые связаны с этой темой. На уроке в 5 классе по теме «Обращение» был использован этот приём. Учащимся было предложено вспомнить всё, что знают об обращении и заполнить кластер

Работа проводится в группах. На стадии вызова ребята вспоминают всё, что знают по теме. Все предложения записываются (даже неверные). Далее идёт презентация кластера. Представители других групп уточняют, дополняют. После изучения нового материала (на стадии рефлексии) кластер дополняется, уточняется, исправляется.

Сравнительно-сопоставительный метод

Приём «концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение трёх и более объектов или нескольких вопросов.

Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит

6 класс. Тема урока «О - е после шипящих и ц в суффиксах существительных».

На стадии рефлексии, после повторения о-ё в корне и окончании на стадии вызова, после знакомства с новым материалом на 2 стадии урока, проводится сравнительный анализ правописания этой орфограммы в разных частях слова, используя приём «концептуальной таблицы».

Таблица 1.4

морфемы

о

е

корень

суффикс

окончание

Вывод: правописание о-е в окончании и суффиксе подчиняется одному правилу

Работают в парах. Презентация таблиц. Остальные учащиеся добавляют, исправляют неточности в ответе товарища.

Проблемное обучение и частично-поисковый метод использую на уроках

5 кл. «Предложение. Грамматическая основа предложения»

Постановка проблемного вопроса. Применение знаний (2 мин)

- Может ли грамматическая основа состоять из одного члена?

Нахождение и сравнение предложений в учебнике на стр. 55 (примеры для наблюдения)

Упр. 134 – примеры

(При затруднении учитель обращает внимание обучающихся на признаки предложения, учащиеся смотрят, обладает ли признаками предложения синтаксическая конструкция, делают вывод)

-Какие отличительные признаки предложения вы знаете? Проверьте и дополните список на доске. Обладает ли этими признаками ваше предложение?

Вывод: грамматическая основа может состоять из одного главного члена

1 пара исследуют текст и определяют, чем выражено подлежащее

2 пара – сказуемое

Таблица 2.1

Части речи

примеры

словосочетание

Два товарища

Сущ.

Медведь

числительное

один

мест

Другой, он

Части речи

примеры

глагол

шли

Прилаг.

мёртвый

Сущ.

трус

Создание проблемных ситуаций

способствует формированию и развитию у обучающихся логического мышления, умения анализировать и систематизировать учебный материал, обобщать и выделять главное. У ребят формируется умение применять знания в незнакомой практической области, развиваются навыки самостоятельной работы.

Использую дифференцированные задания на разных этапах урока, например: сильным даю задания творческого характера

.Домашнее задание (дифференцированное): (1мин.)

Задача: закрепление полученных знаний.

1) написать синквейн об имени существительном (приложение 1),

Использую дифференцированные задания на разных этапах урока, например: сильным даю задания творческого характера

Существительное

Собственное, нарицательное

Называет, обозначает, отвечает

Самая распространённая часть речи

Освою!

Киселёва В.

2) Выполнить упражнение 467 на странице 190 (записать лексическое значение слов, используя толковый словарь, обозначить падеж, подчеркнуть грамматическую основу предложений) (слайд18)

Упр. 171, стр. 83 (списать, расставляя запятые, обозначить орфограмму) Алгоритм работы смотреть в примечании.

Упр. 167,стр.81 (дополнить предложения деепричастным оборотом)

Упр. 168, стр. 82 (написать текст на тему «Мой любимый писатель», составив предложения по схемам)

Упр. 610, стр. 241 –выписать однокоренные сущ. И глаголы в 2 столбика – Денис

Составить сказку «Первый цветок» Руслан, Лиза, Саша-по желанию, используя глаголы действия, чувства, цвета и др.

Технология дифференцированного обучения позволяет ставить посильные задачи перед каждым ребёнком, активизировать его деятельность,

Я думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

3. Использование метода проектов.

роблемно – диалогическая технология (на этапе актуализации знаний и постановки темы целей урока);

технология мини – исследования (каждый вид деятельности – мини-исследование)

оценивания образовательных достижений (учебных успехов) (самооценка на каждом этапе урока);

технология сотрудничества (на протяжении всего урока);

формирование УУД:

познавательные УД (развитие мыслительных операций);

регулятивные УД (постановка темы урока, цели деятельности, внутренний план действий, самоконтроль, самооценка);

коммуникативные УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать свое мнение, работать в сотрудничестве);

личностные УД (воспитание чувства прекрасного, любви к природе, искусству, родному языку, к Родине).

02.11.2017 21:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!