СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно – деятельностный подход в обучении литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё более актуальным становиться использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. В начальной школе эту проблему мы пытаемся решить, в частности, через организацию проектной деятельности, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения младшими школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Важно помнить, что это процесс, организуемый самими учащимися, а педагог является только помощником-координатором. Итогом деятельности должен стать социально или личностно значимый продукт, однако в начальной школе главным является не его качество, а сам процесс создания. Богатый и разнообразный материал для построения проектной деятельности предлагается автором учебника литературного чтения В.А.Лазоревой. Рассмотрим, какие возможности для данного вида деятельности раскрываются в учебнике «Литературное чтение. 3 класс». Наличие в учебнике специальных творческих заданий и музейных страничек позволяет грамотно организовывать процесс работы учеников над их проектами. Учитель не руководит учащимися, а является помощником, готовым прийти на помощь при постановке цели, поиске ресурсов и т.д. В ходе проектной деятельности могут быть произведены разные виды продуктов: Материальные: например, создание модели сарафана или платка (для девочек), доспехов русского богатыря (для мальчиков), с их демонстрацией и рассказом об истории этих вещей; Исследовательские: например, сравнить оловянного солдатика из сказки Г.-Х.Андерсена и царевича Елисея из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Художественные: например, создание сборника произведений об осени «Очей очарованье», сочинение сказок, иллюстраций к произведениям, декораций к спектаклю; Ролевые: например, постановка спектакля по пьесе Е.Л.Шварца «Красная шапочка» (роль режиссёра, сценариста, художника, декоратора, костюмера и т.д.), инсценировка русских народных сказок ; Социальные: например, игра; Информационные: например, выпуск газеты, создание «Музея старинных вещей». Более подробно остановимся на таком замечательном проекте как создание классного «Музея старинных вещей». Этот проект долгосрочный, поскольку работать над его осуществлением приходится минимум полгода. Музейные странички появляются после изучения русских народных сказок, былин и славянской мифологии. Чтобы найти экспонаты для музея, детям предлагается больше общаться – и с ровесниками, и с теми, кто старше. Автор учебника предлагает детям расспросить своих пап и мам, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек о тех предметах, которые окружали их в повседневной жизни, а для них - уже история. Как важно сегодня русским детям знать о жизни и верованиях наших предков, тем более следы этих верований остались в языке, они несут в себе и сохраняют нравственные представления народа. После изучения рассказов, в которых утверждаются идеалы доброты, честности, справедливости, появляется вторая «Музейная страничка». Она может стать поводом для разговора о таких понятиях, как рыцарство, честь, доблесть, благородство, деликатность. Рисование семейных гербов как основа проекта позволит соединить историю и современность, включить всю семью в совместную работу. Это, несомненно, социальный проект, поскольку предполагает решение социально-педагогических задач. Данный проект по сути деятельности – художественный, по характеру конечного продукта – материальный. В работу над проектом включается весь класс, это действительно совместно-разделенная деятельность, когда у каждого свой участок работы, а все вместе делают одно общее дело. Этим и ценен данный проект. Необходимо отметить, что начальная школа – это ещё не место для «настоящих» учебных проектов, но она является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это, по словам Л.С.Выготского, их «зона ближайшего развития».

24.04.2019 15:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!