СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечивающий:
Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход? Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводиться активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельности подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Таким образом, стандарты нового поколенья смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся учащихся. В процессе деятельности обучающиеся осваивают УУД, развиваются как личность.
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Естественно, появляется вопрос: Как и какими средствами деятельности можно реализовать системно-деятельностный подход, чтобы заинтересовать детей. Обратимся к теории данного подхода.
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно- деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.
Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а в деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы:
мотивация |
|
Пробное действие |
|
затруднение |
|
Реализация проекта |
|
самоконтроль |
|
самооценка |
Структура учебной деятельности, исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)
При организации деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка и присущие этим особенностям деятельности.
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы сравнения |
Традиционный урок |
Урок в режиме деятельностного подхода |
Формулирование темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Постановка целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знаний и незнания |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяются фронтальная форма организации) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма) |
Осуществление контроля |
Учитель контролирует выполнение учащимися контрольной работы. |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются самостоятельная и взаимная формы организации деятельности) |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание |
Учитель оценивает работы на уроке. |
Учащиеся учувствуют в оценке деятельности по ее результатам (само оценивания, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводиться рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще-задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. |
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока – основной формы организации обучения. С помощью, каких технологий можно реализовать деятельностный подход на уроке?
Деятельностный метод - метод, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
№ |
Этапы урока |
Организующая роль учителя |
1. |
Мотивация к учебной деятельности |
Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу») |
2. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии |
Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия:
|
3. |
Выявление места и причины затруднения |
Организует выявление учащимися места и причины затруднения:
|
4. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. |
5. |
Реализация построенного проекта |
Организует :обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. |
6. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах, или группах) |
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. |
8. |
Включение в систему знаний и повторение |
Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
9. |
Рефлексия учебной деятельности |
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешенных затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру все чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею » и сменяется параметрами « ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
© 2020, Лукаш Наталья Витальевна 658