© 2016 1096
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цусимское сражение 14–15 мая 1905 года стало позором Российской империи и трагедией русского военно-морского флота, который в течение двух дней был почти полностью уничтожен. Однако в ходе этой битвы не осрамили свою честь русские офицеры и моряки. Подавляющее большинство из них храбро сражалось, предпочитая героическую смерть позорной сдаче в плен. Одним из героев Цусимы стал наш земляк Сергей Павлович Шеин.
Сергей Павлович Шеин
На пользу России
Род его – один из древнейших и славнейших в русском дворянстве. Стоит вспомнить хотя бы воеводу Михаила Борисовича Шеина, защитившего Смоленск от поляков в ходе 18-месячной осады ими города (1609–1611 гг.), а позже несправедливо обвинённого в измене и казнённого по приказу царя Михаила Фёдоровича. Не менее героя-воеводы известен в истории и первый русский генералиссимус Алексей Семёнович Шеин, удостоенный этого звания и золотого кубка от Петра I за успехи во Втором Азовском походе (1696 год).
Шеины значились в дворянских родословных книгах нескольких губерний Российской империи, в том числе и в Тульской. Имение коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина находилось в сельце Колпна Новосильского уезда (в 1925 году этот уезд был передан из Тульской в Орловскую губернию).
Усадьба была расположена в живописном месте, на берегу речки Колпны, притока Зуши (не путать с современным райцентром Колпной). Позже по фамилии владельцев населённый пункт получил название деревня Шеина (в настоящее время, к сожалению, полностью вымершая).
У Павла Васильевича и Натальи Акимовны Шеиных родилось десять детей, многие из которых, воспитанные в духе русских православных традиций, всю жизнь старались принести пользу России – каждый в своей сфере деятельности.
Капитан Шеин и его «Светлана»
Сергей, появившийся на свет 8 августа 1857 года, выбрал военно-морскую службу. Получив образование в Морском корпусе, он довольно быстро сделал карьеру: адъютант управляющего Морским министерством, капитан 2-го ранга, старший офицер крейсера «Рюрик», морской агент во Франции, командир канонерской лодки «Храбрый» и, наконец, с 6 апреля 1903 года, уже в звании капитана 1-го ранга, Сергей Павлович Шеин был назначен командиром крейсера «Светлана».
Этот корабль, спущенный на воду в декабре 1896 года, строился первоначально как яхта Великого Князя Алексея Александровича, главы Морского ведомства, но превратился в броненосный крейсер 1-го ранга, который в ходе начавшейся Русско-японской войны был включён в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.
Сергей Павлович Шеин командовал не только «Светланой», но и одним из подразделений этой эскадры – разведочным отрядом.
Пройдя 18 000 миль (33 000 километров) от Кронштадта до побережья Кореи, 30 крейсеров и миноносцев 2-й Тихоокеанской эскадры утром 14 мая 1905 года встретились со сторожившим их, гораздо большим по численности, Японским соединённым флотом (три эскадры с более чем сотней кораблей).
Ход Цусимского сражения, катастрофического по своим последствиям для русского флота, описывать не будем. Расскажем лишь об эпизодах участия в нём броненосного крейсера «Светлана».
Броненосный крейсер «Светлана»
Командный состав крейсера «Светлана»
Для начала процитируем отрывок из донесения одного из оставшихся в живых офицеров «Светланы», лейтенанта Сонцова: «Около двух часов дня 14 мая сзади и слева от наших крейсеров показались японские крейсера, которые открыли огонь по разведочному отряду и по транспортам. Около трёх часов дня крейсер «Светлана» получил подводную пробоину в отделении динамо-машин. Отделение это быстро наполнилось водою, которою залило находившиеся здесь два артиллерийских орудия и минный погреб, все четыре динамо-машины и носовую 400-тонную помпу.».
Погибло в первом бою два человека.
Неравный бой
Основные события для крейсера «Светлана» развернулись уже на следующий день, когда командир повреждённого корабля С. П. Шеин решил подойти ближе к берегу Кореи, чтобы завести под пробоину пластырь, затем откачать воду и прорываться во Владивосток вдоль корейского берега.
Около семи часов утра 15 мая потерявший скорость русский крейсер был настигнут двумя японскими крейсерами и миноносцем. На «Светлане» в незатопленных забортной водой погребах оставалось всего 120 снарядов. Военный офицерский совет, собранный Шеиным, постановил: «Вступить в бой. Когда будут израсходованы снаряды, затопить крейсер». Об этом решении было объявлено экипажу корабля.
Крейсер «Светлана» мужественно принял неравный бой. Он мог отвечать на огонь японских крейсеров «Нийтака» и «Отава» только из тех немногих орудий, пороховые погреба которых не были затоплены. Русский корабль получил ещё несколько пробоин у ватерлинии и вскоре потерял ход – осколки вражеского снаряда повредили главные паропроводы обеих машин. Многочисленные осколки превратили все катера и шлюпки в решето. После этого крейсер стал для японцев неподвижной мишенью.
Артиллеристы «Светланы» расстреливали свои последние снаряды. Не желая, чтобы врагу достались секретные документы, капитан 1-го ранга С. П. Шеин приказал выбросить их за борт в мешках с грузами. В начале одиннадцатого были открыты кингстоны и отдраены двери в водонепроницаемых переборках жилой палубы. Командир русского корабля до последней минуты находился на капитанском мостике, пока не погиб от разрыва японского снаряда. Раненых, привязанных к пробковым матрасам, осторожно спустили на воду с противоположного от врага правого борта. Команда бросалась в воду с тонущего крейсера со спасательными поясами.
Японцы вели огонь по «Светлане» до полного её погружения, и многие русские моряки погибли от взрывов вражеских снарядов уже в воде. Только спустя полтора-два часа подошедший к месту боя вспомогательный крейсер «Америка-Мару» начал спасательные работы. Японцы спасли семь офицеров, семь кондукторов и 273 нижних чина. Погибших моряков и офицеров со «Светланы» оказалось 177 человек (некоторые скончались от переохлаждения, проведя в морской воде несколько часов)
«Величайшее мужество и самоотвержение» экипажа «Светланы» отметила комиссия по разбору обстоятельств Цусимского боя. В память о доблести её погибших моряков имя «Светлана» получил головной корабль новой серии крейсеров – корабль, снискавший себе славу в истории отечественного флота как гвардейский крейсер «Красный Крым».
Светлая память героям Цусимы
В Петербурге через четыре года после окончания Русско-японской войны было принято решение о создании храма в память о погибших русских моряках. Храм получил в народе название «Спас на водах». Активное участие в деятельности комитета по сбору средств для его постройки приняла вдова командира крейсера «Светлана» Е. А. Шеина (урождённая Урусова) и его брат Василий Павлович Шеин.
Возведение храма на набережной Ново-Адмиралтейского канала велось в 1910–1911 годах. Деньги на строительство собирались по всей России. Иконы и лампадки были взяты с погибших кораблей. На церемонии освящения храма, состоявшейся 31 июля 1911 года присутствовали император Николай II и королева Греции Ольга.
В 30-е годы XX века храм был взорван. В наше время началось его возрождение. В часовне святителя Николая Чудотворца 25 мая 2007 года была вновь установлена латунная «записка» со 177 именами моряков погибшей 15 мая 1905 года «Светланы». Первая в этом скорбном списке – фамилия командира броненосного крейсера, капитана 1-го ранга Сергея Павловича Шеина.
http://www.vestnik57.ru/page/geroj-tragicheskoj-cusimy
*
См.:
Карта сайта
Классное руководство
«Пойдём в мой край…» (1)
«Пойдём в мой край…» (2)
* Василий Павлович Шеин. Священномученик архимандрит Сергий
* Дмитрий Михайлов с крейсера «Светлана»
* Памятник погибшим в Цусимском сражении во Владивостоке
© 2016 1096