СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Секреты вежливых людей" (Окружающий мир УМК «Школа России» 2класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Секреты вежливых людей

Урок-игра по теме «Общение»

(Окружающий мир УМК «Школа России». 2класс)

Цель: обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Задачи:

  • Учить анализировать и оценивать общение, речь, поведение среди окружающих; отличать истинную вежливость от показной.
  • Закрепить знания правил поведения и речевого этикета.
  • Развитие умений вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественных местах).
  • Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь, познавательный интерес к родному языку, окружающему миру.
  • Воспитывать культуру речевого общения и поведения.

Средства обучения:

  • информационные технологии, презентация (Приложение 1)
  • наглядные средства: словарь, реквизиты для практической части: телефоны, мягкая игрушка
  • раздаточный материал для самостоятельной работы – карточки по подбору синонимов к слову «добрый», разрезные пословицы о доброте, карточки для этапа рефлексии (цветы, открытки «солнышко»).

Ход урока

Истинное воспитание состоит не столько в правилах,

сколько в упражнениях.

Ж.-Ж.Руссо (франц. писатель и философ)

На доске - девиз игры. (Слайд1)

1.Орг. момент. (Звучит припев песни «Где водятся волшебники?»)

2.Мобилизующий этап. Целеполагание и мотивация

- Ребята, кто такие волшебники, и где они живут?

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос. Для этого я предлагаю вам совершить путешествие в город Волшебников.В этом городе живут люди, которые понимают друг друга без слов, помогают в трудной ситуации, поддерживают добрым словом. Они не пользуются волшебными палочками и заклинаниями. Все получается у волшебников быстро и легко, потому что они знают секреты и умело ими пользуются.

Давайте попробуем, играя и выполняя задания, открыть секреты вежливости и определить:

1) какие слова помогают людям общаться;

2) какие полезные привычки украшают человека;

3) что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые.

Итак, садитесь поудобнее. Мы начинаем.

3.Актуализация знаний.

- С каких слов обычно люди начинают общение?

(Люди начинают свое общение со знакомства и слов приветствия)

-Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте».Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

-А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

(Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья). (Слайд2)

  1. ПРАКТИКУМ по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

1.Волшебные слова

-Богат и прекрасен наш родной русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Но есть особые, волшебные слова.

Ученик читает стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

Извини, пожалуйста,

Прости и разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы -

Таблицы умножения-

Есть еще таблица -

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

"Спасибо" и "пожалуйста" -

Волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

"Спасибо" и "пожалуйста" -

Волшебные слова.

  • Почему эти слова называют волшебными? Какой совет дала нам писатель В. Осеева в своём рассказе «Волшебное слово»? Как нужно говорить такие слова?

( …. Волшебные слова должны быть «от всего сердца».)

а) Назови волшебное слово.

  • Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого мы будем передавать символическое сердечко из рук в руки и называть волшебные слова.

(Дети передают из рук в руки маленькое сердечко, которое светится изнутри) (Слайд 3)

(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

б) Разбор ситуации.

- Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? Ситуация

Одна девочка жаловалась возмущённо маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька». – «А ты как его зовёшь?» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» – ответила Таня». Права ли Таня?

Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах- помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

в) Итак, первый секрет вежливых людей. Правило 1. (Слайд 4)

Разговаривай с любым человеком так, как бы ты хотел, чтобы разговаривали с тобой.

Ученик читает стихотворение

Слова «До свиданья!», «Спасибо!», «Простите!», «Пожалуйста!», «Здравствуйте!» Щедро дарите.

Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома.

Слова эти очень, И очень важны, Они человеку, Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить.

( Слайд 5), ( Слайд 6)

- Посмотрите ребята, какие необычные уроки проходят в школе города Волшебников.

Урок доброты.

Музыкальная переменка.

Урок общения.

Урок настроения.

  • Давайте посмотрим, что изучают на этих уроках.
  1. Работа над значением слова «доброта», «добрый».

УРОК ДОБРОТЫ

( Перейти на слайд 7 по гиперссылке, нажав на запись « Урок доброты») (Слайд 7)

- Ребята, прочитайте девиз урока - «Добрый человек как солнышко».

Как вы понимаете эту пословицу? Как вы думаете, что обозначает слово «добрый»?

(Слайд 8)

А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова «добрый». ( Ученик читает значение слова в словаре, на экране дублируется запись).

Добрый.

1. Делающий добро другим, отзывчивый.

2. Такой, который несёт благо, благополучие.

В словаре мы видим, что слово «добрый» имеет два значения. Правильно ли мы объяснили пословицу?

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА(работают два ученика)

а) Подбери слова-синонимы.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру. На карточке даны слова. Нам нужно соединить лучиками с солнцем только те слова, которые близки по значению слову «добрый» - слова «друзья», синонимы.

- Итак, давайте проверим, какие слова «дружат» со словом « добрый». (Слайд 8)

- Какого человека мы можем назвать добрым?

РАБОТА В ПАРАХ (работают остальные ученики)

б) Собери пословицу.

А вот волшебники нам приготовили ещё две пословицы, но слова в них перепутались. Мы должны их собрать.

Дети собирают пословицы.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Худо тому, кто добра не делает никому. (Слайд 9)

- Чему учат нас пословицы? ( Надо быть добрым, внимательным, заботливым)

- Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

"Творить добро - это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде".

- Какие стихи вы знаете о доброте?

Ученик рассказывает стихотворение «Добрым быть совсем непросто»

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

- Какое правило общения мы с вами запишем для других ребят?

в) Второй секрет вежливых людей. Правило 2 (Слайд 9)

Научись приносить людям добро. Тогда ты будешь жить счастливо и будешь окружен друзьями.

3. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕРЕМЕНКА(Слайд 10)

  1. Способы общения.

- Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

УРОК ОБЩЕНИЯ(Слайд 11)

-Посмотрите на экран. Вы видите разные жизненные ситуации, с которыми нам приходится ежедневно сталкиваться. На какой картинке герои ведут себя правильно? Почему?

- На уроке общения мы будем учиться общаться так, чтобы всем, кто с нами взаимодействует, было приятно, комфортно.

4.1. День рождения

- Что же это за праздник - день рождения? (День, в который человек родился.)

- А что приносят гости, когда идут на день рождения? (Подарки.)

Ученик читает стихотворение И. Шевчука "Подарок".

На день рожденья Кактусу

Подарок подарили

И поздравленья Кактусу

Любезно говорили:

- Примите, милый Кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный-распрекрасный

Большой воздушный.

Бах!

- Удачный ли подарок подарили Кактусу?

а) Как дарить подарки

- Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно? Как надо принимать подарки?

(Принять, рассмотреть, обязательно поблагодарить, выразить признательность тому, кто подарил, независимо от того, понравился подарок или нет.)

- Какие слова говорят, что желают, когда поздравляют с днем рождения?

б) Ситуация

- Прочитайте два поздравления.

1. Дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днем рождения.

Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе.

Целую, Коля.

2. Мой дорогой-дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днем рождения!

Я хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы чаще приезжал к нам в гости. Еще хочу,

чтобы у тебя всегда все получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.

Целую и обнимаю, твой внук Коля.

- Какое поздравление лучше? Почему?

(Второе. Оно добрее, искреннее. Содержит теплые, ласковые слова. Дедушке гораздо

приятнее будет получить такое поздравление.)

в) Каким должно быть поздравление

Итак, поздравление должно состоять из СЛАЙД!

обращения,

поздравления и

пожелания.

Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать теплые слова, которые приятно будет получить родным и близким.

4.2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕРЕМЕНКА(Слайд 10)

4.3. Разговор по телефону (Слайд 12)

Звенит звонок.

Учитель берёт трубку и разыгрывает сценку.

Ко мне позвонил медведь.

Да как начал, как начал реветь.

-Погодите медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?

Но он только «му» да «му»,

А к чему, почему –

Не пойму!

Повесьте, пожалуйста, трубку.

  • Как вы думаете, почему у нас не состоялся разговор?

а) Этапы разговора по телефону

- Какие этапы разговора обязательно должны быть?

Приветствие

Представление себя

Объяснение цели своего звонка

Благодарность

Прощание.

- А теперь давайте попробуем показать правильный телефонный разговор.

Мне нужны помощники - 3 человека.

б) Ситуация

Саша звонит к другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит мама друга. Какой

разговор состоится, чем он закончится? Это вы должны нам сейчас показать.

( Разыгрывается ситуация. Дети комментируют правильность ведения телефонного разговора)

4.4. В автобусе (Слайд 13)

Для следующей сценки мне потребуется два человека.

( Выбирается девочка, чтобы сыграть роль старушки и мальчик – на роль Коли. Детям

предлагается разыграть данную ситуацию.)

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Мальчугану Николаю

Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте -

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

4.5. В театре.

-Все пассажиры нашего автобуса отправляются в театр и превращаются в зрителей.

Случайно на спектакль проникли вредные Неумейки. Они стали путать ребят, мешать им и всякими способами отвлекать. Дети в театре совсем запутались. Давайте поможем им исправить ошибки.

а)Ситуация(РАБОТА В ГРУППАХ)

1. Номерок лучше повесить на палец, так будет удобно вращать его во время представления. Именно для этого на нём сделана дырочка.

2.Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все

остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придётся встать. Это как зарядка —

полезно для здоровья.

3. Не забудьте: вам с товарищем не так уж часто приходится сидеть рядом 1,5-2 часа.

Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопро

сы, причём как можно громче, чтобы все слышали.

С нами случаются разные жизненные ситуации, и мы всегда должны стараться вести себя так, чтобы другим людям с нами рядом было хорошо и удобно.

  • Как вы думаете, какой третий секрет вежливых людей мы можем раскрыть?

б) Правило 3 (Слайд 14)

Научись общаться с людьми. Тогда ты будешь жить счастливо и будешь окружён друзьями.

5. УРОК НАСТРОЕНИЯ(Слайд 15)

а) Учусь понимать настроение

  • Чтобы проявлять заботу, внимание к людям, нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

- Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?

(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)

- С каким гномиком вам было бы приятнее общаться?

(Нам приятнее общаться с весёлым гномиком)

  • Какими чаще всего бываете вы?

- Какое правило мы с вами запишем для всех людей, которые нас окружают?

б) Правило 4 (Слайд 15)

«Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся»

Это четвёртый секрет вежливых людей.

6. Подведение итогов урока.

- Итак, мы сегодня с вами побывали в городе Волшебников в школе вежливости. А сейчас я хочу проверить, чему они вас научили, какие правила вы запомнили?

(Ученики называют правила общения, вежливости).(Слайд 16)

7. Рефлексия.

- Ну вот, пришло время прощаться. Но прежде давайте ответим на главный вопрос нашей игры: «Где живут волшебники?»

(Там где люди не обижают друг друга. В тех классах, где ребята учатся и играют дружно.

Волшебники живут среди нас. Мы тоже можем стать волшебниками.)

- Как стать волшебником?

(Нужно помогать друзьям, защищать слабых и помогать пожилым людям, стараться не говорить грубых слов, внимательно смотреть на окружающих и приходить им на помощь.)

- Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока. У вас на столах лежат цветы. Давайте создадим поляну настроения. Ведь скоро самый нежный, самый красивый, самый любимый женский день 8 марта. Пусть уже сейчас в нашем классе наступит настоящая весна. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете. Приклейте цветы в соответствии с вашим настроением.

( На доске — значение цветов: красный — восторженное, прекрасное;

малиновый - радостное, я доволен, мне понравилось;

жёлтый — приятное;

зелёный — спокойное, уравновешенное;

синий — грустное;

фиолетовый - тревожное;

серый — недоволен, мне не понравилось.)

- Я рада, что у вас отличное настроение.

  • Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам в подарок подарить вот это весёлое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, прочитайте и вам сразу станет легче и веселее. (Приложение – рис. 3)

Круг «От сердца к сердцу»

Приглашая всех в круг, учитель дарит каждому открытку, где написано:

Я могу быть маленьким (-ой),

Могу быть большим (-ой),

Могу быть худеньким (-ой),

А могу быть полненьким (-ой),

Могу быть ловким (-ой),

Могу быть неуклюжим (-ой),

Но я такой (-ая), какой (-ая) есть,

И я уважаю окружающий мир

И хочу, чтобы мир уважал меня! Учитель озвучивает написанное и три последние строчки предлагает произнести всем вместе.

А в заключение сегодняшнего урока послушайте стихотворение. (Слайд 17)

То жара на планете, то вьюга,

Только вместе нас не испугать.

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнём уважать.

Сердце бьётся то громче, то тише,

Но любому всегда и везде

Так приятно «спасибо!» услышать

И «пожалуйста» молвить в ответ.

Всякой встрече грозит расставанье,

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать «до свиданья!»,

Чтобы «здравствуйте» завтра сказать!

28.12.2016 11:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!