СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты развития творческих способностей школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития творческих способностей во многом определяется тем содержанием, которое мы вкладываем в это понятие. Очень часто творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности – с умением рисовать, сочинять стихи, петь и т.п. Но элемент творчества присутствует в любом виде человеческой деятельности – умственной, трудовой, организационной. Поэтому для меня творческие способности – это индивидуальные качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Все дети наделены разного рода способностями, но формируются только те, для развития которых имеются стимулы и условия. А это значит, что если возможности для развития ребенка не используются, если его способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности утрачиваются, деградируют, начинается, как говорит Борис Павлович Никитин, необратимый процесс угасания творческих способностей. Поэтому мы должны создать такую систему отношений, которая стимулировала бы самую разнообразную творческую деятельность детей. Для этого нужно несколько условий:

  1. предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, которое не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную помощь со стороны взрослых.
  2. создание комфортной психологической обстановки, теплой дружелюбной атмосферы.
  3. создание обстановки, опережающей развитие детей – это должен быть целенаправленный процесс, в ходе которого будет решаться ряд частных педагогических задач.

В ходе профессионального самосовершенствования я стараюсь развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

  1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
  2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
  3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;
  4. безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
  5. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
  6. творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
  7. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
  8. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
  9. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания;
  10. поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
  11. работать «не над», «не рядом», а «вместе с детьми», быть первым среди равных.

11 с половиной лет я работаю в Амвросиевской школе-интернате педагогом-организатором. И все это время я не представляю себе мою работу без больших и маленьких сборов всех воспитанников в праздничном общении. Здесь младшие учатся у старших, восхищаются ими, хотят научиться выступать так же, как и они, все любуются друг другом, находят новых друзей. Находят новых себя.

Как готовить праздник? Всё довольно просто, но и очень сложно.

Сначала нужно, чтобы у педагога были друзья среди учеников. Всем должно быть хорошо и приятно друг с другом.

Однажды они могут захотеть что-то создать вместе. Для других и для себя тоже. Это очень важный момент всего дела. У французов есть такая очень вежливая формула: “соблаговолите захотеть… разделить с нами наш праздник”… Так вот, педагогу на этом подготовительном этапе нужно сделать всё, чтобы дети “соблаговолили захотеть”. Это, без преувеличения, самое трудное. Ведь создавать хочется, если что-то уже накопилось в душе, в сознании и рвётся наружу в надежде поделиться с другими. Значит этого, рвущегося, должно быть как можно больше. А это – уроки, мероприятия, общение целый год и … ещё, я думаю, сам педагог. С педагогом просто должно быть радостно, интересно, непредсказуемо.

И вот те, кто захотел, а они теперь – центр и сердце всего, начинают придумывать разные вещи, обмениваться идеями и выбирать из них самые интересные. Потихоньку рождается общее представление всего дела. За все время не было и двух одинаковых праздников. Это поразительно, но и понятно: меняюсь я, меняются придумщики, меняются идеи.

Теперь можно обратиться с главной идеей праздника ко всем своим учащимся в разных группах. По моей просьбе абсолютно каждый делится своими предложениями, мыслями и возможной помощью. Честно говоря, не устаю удивляться, что не встречаю отказов приобщиться: в каждом ребёнке сидит большая потребность проявить себя в каком-то большом деле, тем более что есть место любым проявлениям инициативы: украшение помещений, создание газет, плакатов, дипломов, наград, работа в интернете, компьютерная графика, танцы, музыка, пение, драматизация, демонстрация успехов, организация команды и многое другое. Главное, что можно всё! Будет услышан и признан каждый!

Следующий шаг именно этому и посвящён: учесть все идеи, ничего не потерять, обратиться к каждому с той просьбой, на которую он уже согласен. Это снова дело нашего центра.

А моя задача – помочь ребятам разных классов создать смешанные группы для подготовки заданий. Группы чаще всего разновозрастные. Это важная педагогическая идея – те, кто чему-то уже научился, поделятся с младшими. У них есть эта потребность. Интересно, конечно, когда команды равносильные.

На следующем этапе появляется небольшой риск. Команды готовятся самостоятельно. Школьное расписание богато факультативными курсами, а также спортивными секциями, занятиями кружков, разной общественно-полезной деятельностью. Необходимо незаметно подстраховать лидеров, которые буквально проходят испытание на самостоятельность, но всё же собраться группой нелегко: организационные издержки. На каникулах всё-таки легче готовиться, оформлять, репетировать без помех.

Подготовка требует много времени и очень много творчества: идеи костюмов, декораций, мизансцен, сценария всего праздника, музыкального оформления и, конечно, песенного исполнения, танцев. Репетируем на переменах, после уроков, сами и со мной.

Параллельно создаётся сценарий заветного дня самыми талантливыми и заинтересованными учениками вместе со мной. Часто это ученики старших классов. Именно они составляют обычно инициативную группу. (Чаще всего они и есть те самые Ученики - их никогда не бывает много -, поддерживающие, развивающие, работающие с душой и не считающие потраченных сил. Им азартно, интересно).

Они и станут ведущими. Их выступление на празднике может и должно быть показательным.

В зависимости от общей темы, выбирается форма праздника: концерт, конкурс, встреча, тематическая неделя, вечер, театрализованная постановка, драматический спектакль.

Наши праздники

  1. Театрализованные постановки, кстати, очень любимые детьми («Ночь перед Рождеством», «Щедрый вечер», «Ничто не забыто» к 65-летию Победы)
  2. Новогодние мюзиклы с участием взрослых («Новогодние приключения Маши и Вити», «Снежная королева», «Фунтик в поисках Снегурочки»)
  3. Конкурсно-развлекательные программы (День святого Валентина, Мисс Снегурочка, Хэллоуин, Праздник Детства)
  4. Концерты ко Дню Учителя, на 8 Марта
  5. Спортивно-игровые программы (День Здоровья, день Защитника Отечества)
  6. Мероприятия, направленные на сплочение детей и взрослых («Супер-воспитатель», неделя Детей и Взрослых, субботники)
  7. Мероприятия, направленные на выявление творческих способностей и талантов детей («Х-фактор», конкурсы инсценированных сказок, песен, детских рисунков и творческих работ)

Немного подробнее о конкурсе. Эта форма вызывает наибольшее оживление, заинтересованность, знакомит и сплачивает участников, раскрывает тайные резервы. В экстремальной ситуации (ограничений во времени, в информированности и других), каждый старается превзойти себя, помогая “своим”. Случаются потрясающие открытия: многих вдруг видят “другими глазами”.

Наши гости

Осознание, что к нам придут гости, мобилизует, подтягивает не только детей, но и взрослых. Для них готовятся самодельные сувениры, им посвящаются концертные номера.

Конечно, на праздник приглашаются все педагоги школы, потому что мне хочется, чтобы вы увидели своих учеников в их лучших проявлениях, разделили их успех, порадовались с ними, поддержали их и меня и придали своим присутствием значительности общему делу. К сожалению, заинтересованных коллег практически нет.

Поэтому самые дорогие для меня гости – это дети! Это “лакмусовая бумага” всей моей работы. Пока приходят ученики, которые сами радостно и азартно готовились к празднику и которым хочется окунуться в эту атмосферу творчества и детства, – педагог жив.

Наши награды

Ежегодный заключительный праздник «Последний звонок» – хороший случай подвести не только итоги конкурсов, но и воздать должное всем, кто своей преданностью делу, своим трудом прославлял школу, открывал свой талант и оригинальность. Заранее выбираются номинации в зависимости от рода предлагавшейся в течение года деятельности. Номинантов видят все, им аплодируют, их узнают. “Это - очень вредно - не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь”, - говорила Золушке Фея Е. Шварца. Дипломы готовятся заранее, как и небольшие симпатичные призы, а также аплодисменты, фотографии и всё, на что хватит фантазии и душевных сил.

А что потом?

По мнению замечательного педагога Игоря Иванова, последействие, анализ всего дела – едва ли не важнее самого дела. Необходимо дать возможность высказать всем свои впечатления, восхищение, удивление, критику, обиды, выводы. После вполне традиционно прозвучит просьба отметить самые захватывающие моменты в празднике, самые неприятные и поставить празднику и себе в нём оценки. Все справятся и с этим. С этой их оценкой… мне.

Почему они участвовали? Показалось притягательным? Педагог “сказала”? Себя показать? На других посмотреть? Проверить себя? От скуки? Иногда те, кого “зацепило”, сразу же спрашивают: “А какой будет следующий праздник?”. Что дала им я? Возможность самовыражения? Я показала им друг друга? Дружеские связи? Опыт творческого общения? Почему сначала я думаю, не сомневаясь, что это нужно делать, а после терзаюсь вопросами, как будто перегрузила детей зря? А что если неприятие педагога повлечёт и неприятие предлагаемого педагогом?

И все же, всё же. Успокаивает, когда окончивший уже институт бывший ученик, сильный, умный парень, придя меня навестить, вспоминает моменты подготовки к праздникам. Когда после выпуска уже благодарят: “Вы дали мне веру в себя, возможность творчества”. Когда красивая волнующая девушка сообщает, что научилась здесь не стесняться публичных выступлений. Когда кто-то из коллег признает вдруг: “Я впервые вижу этого ребёнка таким!”. Обретаются друзья, приходят раскованность, уверенность, успешность, состоятельность. И… состоятельность педагога?

Вот и весь секрет:

Каждый праздник готовится всю жизнь педагога и…ещё немного времени из жизни учеников. Нужно много воодушевляющих сил. Нужны идеи. Нужны настоящие Ученики, страстные, вдохновлённые, наполненные. Единомышленники. Нужно немного попутного ветра, а его не бывает “для тех, кто никуда не плывёт”.

Категория: Внеурочка
31.01.2017 18:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!