СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Школы в Англии
В конце мая прошлого года мы окончательно поняли, что переезжаем. Ребенку на тот момент было уже 6 лет, а в Британии школы с 5 лет. До сентября оставалось всего 4 месяца. Я понимала, что за короткое время найти хорошую школу в Лондоне – большая проблема, но делать что-то было нужно, и я начала искать информацию в Интернете.
Вариант отдать ребенка в русскую школу мы не рассматривали, поэтому о них скажу всего пару слов. Бывают школы полного дня (например, школа при русском посольстве, в которой проходят программу средней школы с углубленным изучением английского языка). Есть также школы выходного дня, куда по субботам и воскресеньям можно водить детей, чтобы они не забывали русский и общались с соотечественниками. Мы же хотели отдать ребенка в обычную английскую школу, где для начала с ним будут дополнительно заниматься языком.
Начальное образование в Великобритании (с 5 до 11 лет) бывает платным (independent или private/public schools) и бесплатным (state schools). Бесплатные государственные школы есть в каждом районе. Чтобы попасть в хорошую школу, нужно жить в непосредственной близости от неё. Для того чтобы, находясь в России, понять, какая школа хорошая, а какая – нет, нужно много и долго читать рейтинги британских школ и всевозможные отзывы. Сайт Ofsted (Национального совета по образовательным программам) стал на пару недель моим родным домом. Но чем дальше я читала, тем хуже мне становилось. Хороших бесплатных школ в том районе, где мы хотели снимать жилье, было мало. Записываться в них нужно было до апреля (а на дворе май), мест нигде не было. Кроме того, жилье в непосредственной близости от них стоило гораздо дороже.
Минусы государственных школ понятны – 30-35 человек в классе, нет домашних заданий, дисциплина хромает, индивидуального подхода к детям, не говорящим по-английски, ждать не приходится. Поняв, что «против» перевешивают «за», я начала рассматривать частные школы. В нашем районе их оказалось еще меньше, но хотя бы не нужно было иметь квартиру в школьном дворе.
Independent Primary Schools в Англии бывают обычными дневными (day schools) и напоминающими наши интернаты (boarding schools), куда детей «сдают» жить и учиться. Про вторые школы я вопрос не изучала, так что просто их упомянула для полноты картины. Дневные школы cтоят в среднем 2800 фунтов в семестр (три месяца). Количество человек в классе – 10-15. Программа обучения более сложная, чем в государственных. Много домашних заданий, дополнительных предметов. Школьный день в разных школах длится по-разному (от 4 до 9 часов), что позволяет работающим родителям не волноваться и не тратить лишних денег на няню, встречающую ребенка после короткого 5-6-часового дня в государственных школах. Есть отдельные занятия для плохо говорящих по-английски.
Из частных Secondary schools (с 12 до 18 лет) большой процент учеников поступает в хорошие университеты. Тогда как из обычных государственных школ поступление без серьезных дополнительных занятий почти невозможно. Бесплатные secondary schools для одаренных детей есть. Называются Grammar Schools. После них двери в университеты открыты так же, как после частных. Но поступить в такую школу и учиться в ней, выдерживая нагрузки, могут только абсолютно здоровые и действительно одаренные дети.
В частных школах, помимо их стоимости, практически нет недостатков. Единственный момент: если вы отдали ребенка в частную начальную школу, вы должны из кожи вон лезть, чтобы он учился в частных школах всю свою жизнь. Переход в государственную крайне нежелателен для ребенка – ему там будет просто нечего делать.
Тем временем уже наступил июнь, время поджимало. Позвонив в пару частных школ и услышав, что мест на сентябрь нет, я начала было паниковать. Вариант записываться на следующий учебный год, как нам предлагали, и сидеть год с ребенком дома, меня совершенно не радовал.
И тут наш друг, живущий в Лондоне, посоветовал мне обратить внимание на Монтессори-школы (тоже частные). Дальше случилось несколько чудес подряд. Нашлась школа в очень удобном месте в 10 минутах ходьбы от работы. В ней оказалось одно место для нашего ребенка. Его туда приняли без экзаменов, потому что не было конкурса на это одно случайно освободившееся место. Позже в 15 минутах ходьбы от школы нашелся дом, который мы сняли.
Итак, мы записались в школу, отослав им кучу ребенкиных документов (в том числе и переведенный прививочный сертификат) и заплатив депозит 90 фунтов. Наконец-то появилось время заняться другими делами, связанными с переездом.
Весь август мы провели уже в Лондоне, ребенок смотрел мультфильмы на английском, старался слушать и понимать язык. В школе нам сказали, что его абсолютный ноль в английском – это не беда. Попросили научить его паре важных фраз типа «я хочу пить, я хочу писать» и не волноваться. Но конечно же мы волновались, и волновались сильно.
Надо сказать, что наш ребенок - крайне активный, общительный и позитивный, но только в обществе знакомых людей. В незнакомой обстановке он терялся, стеснялся, молчал, мог расстроиться и замкнуться. Эта его особенность также повлияла на мое решение отказаться от попыток попасть в государственную школу, где у учителей не было бы физической возможности тратить на него такое необходимое для его тонкой душевной организации дополнительное время. Больше всего я боялась, что после первого дня в школе он придет и скажет: «Я больше туда не пойду, я там ничего не понимаю». И уговоры тут не помогут - ведь «ничего не понимаю» будет абсолютной правдой.
Наступил важный день, когда детей вместе с родителями приглашают на знакомство со школой и классом (за день до начала полноценных занятий). Без ребенкиных слез и трясучки не обошлось (хоть он храбрился как мог).
И тут нам опять несказанно повезло - в классе оказался мальчик, который понимает и говорит по-русски. Родители-украинцы привезли его в Лондон, когда ему был 1 месяц. Дома разговаривают на русском, сам мальчик по-русски разговаривать не любит и говорит довольно плохо. Но это все равно было настоящим счастьем! Наш понял, что если что – ему переведут и объяснят. И успокоился.
Обстановка в школе очень дружелюбная, его сразу все полюбили и очень внимательно относились к нему (как и ко всем детям) с первой минуты знакомства. С первых же дней он стал говорить: «Не волнуйся, мамочка, я все понимаю и разбираюсь «по ситуации».
Сейчас наш ребенок свободно говорит по-английски, отлично читает, сносно пишет, умеет делать презентации на заданную тему, знает дроби, таблицу умножения и составляет рассказы о прочитанных книгах. И главное – у него есть трое прекрасных друзей, к которым мы ходим в гости и гуляем в парках по выходным.
Несколько моментов, которые, по моему мнению, отлично характеризуют нашу школу, и удивляют и радуют меня, отучившуюся в одной из лучших школ Петербурга и получившую педагогическое образование в постсоветской России:
Как нетрудно догадаться, мне очень нравится наша школа, и я сама с удовольствием бы там училась…
Факты из жизни детей в Великобритании:
Полезные ссылки про школы и их рейтинги: Ofsted rating –
© 2017, Васильева Вероника Валерьевна 550