СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Школа, работающая в условиях сложного социального контекста: роль мотивации и наставничества".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема качественного образования и обеспечения равного доступа к нему для всех детей, вне зависимости от социального, экономического и культурного уровня их семей, - одна из ключевых проблем современного образования. Ряд исследований подтверждает тот факт, что социо-экономические факторы объясняют более половины разрыва в учебных результатах детей. То есть определённые группы учеников постоянно теряют возможность реализовать свой потенциал, в то время как другие группы обладают очевидными преимуществами для достижения успеха.

Эта проблема, с которой столкнулось большинство развитых стран, сегодня обозначилась очень остро и в России. Стало очевидным социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ.

Мировая практика показывает, что в трудной ситуации оказываются школы, обучающие сложные контингенты учащихся, приходящих из наименее благополучных семей. По данным исследования в России в число таких школ попадают и сельские, и городские образовательные учреждения, примерно в равных долях Работая в сложных социальных контекстах, эти школы устойчиво показывают низкие учебные результаты и имеют ряд внутренних проблем, сопутствующих отставанию.

Существование таких школ и их обречённость на отставание становится препятствием для обеспечения равного доступа к качественному образованию. Авторы ряда исследований в области социологии образования Д.Вахштайн, Д.Константиновский, Д.Куракины описывают ситуацию весьма драматично: «Стали привычными барьеры на этом пути - зависимость возможностей ребёнка от социального статуса родителей, их образования, от экономического положения семьи, от того, случилось ли ему вырасти в селе или в крупном городе, близко или далеко от хорошей школы….Дети – выходцы из низов – вытесняются в «дешёвые» школы. Происходит фактически ухудшение уровня образования таких подростков…Здесь болевая точка. Здесь зарождается неравенство, которое затем закрепляется; начинается то, что находит продолжение в дальнейших жизненных путях поколения – воспроизводство и углубление социальной дифференциации».

На этой драматичной констатации можно было бы остановиться и признать ситуацию мало перспективной, если бы не одно обстоятельство. Есть школы, которые, находясь в таких же сложных условиях, как и все неуспешные образовательные учреждения и обучая таких же проблемных учеников, демонстрируют существенно более высокие результаты и убедительно конкурируют с более благополучными.

Как показала проведённая в школах диагностика, успешная социализация сложных учеников, обеспечение им конкурентного уровня образования, того, что в мировой практике принято называть «шансами на жизненный успех», - результат целенаправленной и последовательной образовательной стратегии таких школ, определяющей все аспекты школьной жизни и действия каждого педагога. Отметим основные элементы этой стратегии.

Абсолютный приоритет образовательных достижений и высокие ожидания педагогов по отношению ко всем учащимся. Прекрасно понимая, что пришедшие к ним ученики часто недостаточно подготовлены к школе, имеют проблемы в обучении, не получают домашней поддержки, учителя прикладывают максимум усилий, чтобы развить их учебную мотивацию, сориентировать на максимально возможные учебные результаты, поддержать интерес и активность в учёбе. Для этого в школах очень активно занимаются проектной деятельностью и учебными исследованиями, начиная их с первых классов, и связывая с темами близкими школьникам: историей их семьи, ближайшим окружением школы, проблемами территории. В ряде школ проектная и исследовательская деятельность проводится на очень высоком уровне, школьники участвуют в региональных и всероссийских конкурсах и конференциях. Наряду с проектной деятельностью серьёзное внимание школы уделяют участию в олимпиадах, причём не отдельных «проверенных» учеников, а значительной части учащихся всех возрастов.

Кроме того, школы очень тщательно выстраивают линию поддержки своих учеников: дифференцированно для разных групп учащихся и индивидуально для тех, кому это необходимо. Как правило, во внеурочное время школьники получают возможность готовиться к сдаче ЕГЭ, что особенно важно, поскольку родители не могут обеспечить им такую подготовку, занимаются дополнительно с педагогом по предметам, наиболее сложным для них, либо посещают занятия для наиболее заинтересованных и способных учеников и выполняют задания повышенной сложности, решают олимпиадные задачи. Эти занятия, так же как художественные и спортивные кружки, доступны школьникам всех ступеней и классов. Часто школы, не располагая собственными материальными и кадровыми ресурсами для таких услуг, и понимая, что семьи не в состоянии их оплачивать, действуют в партнёрстве с местными Домами Творчества, библиотеками, ближайшими спортивными и музыкальными школами.

Поддерживая учебную мотивацию и создавая возможность для развития индивидуальных возможностей учеников, школы тщательно выстраивают мониторинг их учебных достижений, часто вводя дополнительные промежуточные экзамены и зачёты при переходе на новую ступень, разрабатывают индивидуальные учебные планы для наиболее проблемных учеников, приглашая родителей для их обсуждения.

Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Назначение работы педагога с родителями воспитанников в том, чтобы содействовать единого воспитательного поля, единой социальной среды, в которой бы наивысшие ценности являлись основной жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека.

Поэтому первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Реализуется функция педагогического просвещения.

Вторую составную часть взаимодействия педагога с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку, а далее режима жизни и деятельности ребенка.

Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и родителей - практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений. Изменения эти принципиальны, ибо положительно соотносятся с основными ценностными отношениями воспитательной школьной среды.

Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы должно быть основано на:

  • Гуманистическом стиле общения и взаимодействия
  • Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу
  • Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей)
  • Умении конструктивно подходить к разрешению конфликта

Нормой для таких школой являются открытые ученические конференции и защиты проектов, на которые обязательно приглашаются семьи школьников. Тесное взаимодействие, сотрудничество с родителями, а также открытость по отношению к другим образовательным учреждениям, своему окружению – одно из жизненных правил школ. Причём такая открытость является естественной для всего школьного сообщества – и детей, и педагогов. Педагоги охотно проводят открытые уроки, мастер-классы, семинары для учителей других образовательных учреждений, участвуют в региональных и федеральных конкурсах учителей, вывозят учеников на межшкольные мероприятия - в общем, живут «с открытыми дверями», постоянно получая импульс к развитию.

Эти школы отличает особая позитивная культура, основанная на сотрудничестве, коллегиальности в принятии решений, общности целей всех, кто принадлежит к школьному сообществу. Новые педагоги, приходя в школу, получают помощь и от администрации, и от своих коллег, приобретают персонального наставника, который поддерживает их в течение первого года работы. Поощряются все формы содержательного сотрудничества учителей и учеников: межклассные и межпредметные групповые проекты, междисциплинарные уроки, проводимые группой учителей-предметников, занятия в интегрированных классах, объединяющих детей, обучающихся по общеобразовательным и по коррекционным программам.

Общий настрой на успех и признание усиливается тем, что личные победы отдельного учителя или ученика всегда становятся известны и отмечаются как общее достижение. Это укрепляет доверие к школе со стороны родителей и сообщества, создаёт основу для высокой самооценки учащихся и профессиональной удовлетворённости педагогов.

Такие школы могут рассматриваться как образец эффективных образовательных учреждений, тех, кто в ситуации ограниченных ресурсов и объективных сложностей, обусловленных тяжёлым контингентом, по своим результатам не уступают существенно более благополучным школам. Именно они выполняют роль социального лифта, повышая шансы своих учеников на дальнейшую успешную социализацию. Безусловно, трансляция подобной практики позволила бы значительно продвинуться в решении проблемы образовательного неравенства.

27.06.2018 13:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!