СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряный век: Мистика смерти в поэзии и жизни Марины Цветаевой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мистическое притяжение смерти у талантливых людей как будто на роду написано. Гении часто умирают рано, на взлете, оставаясь в вечности.

Фото Яндекс.Картинки.

Марина Цветаева из сурового тупика времени старалась вырваться, словно предчувствовала другое предназначение. В 1924 году, как будто между строк, пишет: « главное – я ведь знаю, как меня будут любить (читать- что!) через 100 лет». И сто лет прошло. Все сбылось.

«Богом одаренная Марина» (Б.Пастернак) в поэзии всегда шла по тропе трагичного восприятия мира. И даже в самые светлые времена в творчество врывались ветер и вихри душевной смуты.

Подростками они с сестрой неожиданно потеряли мать. В доме в Трехпрудном переулке стало стыло и одиноко. Девочка ушла в книги и стихи. В 18 лет издала первую книгу «Вечерний альбом». В стихотворении «Молитва» повторяет, что хочет умереть рано. «О, дай мне умереть покуда вся жизнь, как книга для меня»…

На первый взгляд, возможно, возрастное. Оказалось, не так. Тема лирического героя в ее поэзии довольно быстро сменяется символами «жизни - сна» и «жизни – смерти».

Как пишет исследователь творчества Анна Саакянц, в период эмиграции она полностью уходит в воспоминания, создает мемориальный цикл про исчезнувший мир и ушедших родных и друзей. Стремится к тайной свободе души, которая с таким трудом находит место в жизни. Добавляет некой тайны письмо Максу Волошину от Эфрона «Марина рвется к смерти, Земля давно ушла из-под ее ног». Насколько он прав, подтвердит жизнь и стихи:

Гробовое, глухое мое зимовье

Смерти: инея на уста – красны -

Никакого иного себе здоровья

Не желаю от Бога и от весны…

Поэма конца

Как в России, так и в эмиграции, она часто ощущала себя покинутой, а окружающие находили ее высокомерной. Свои переживания нездешняя звезда выливала в письмах и стихах. Даже по приблизительной оценке поэтическое наследие Цветаевой включает более тысячи стихотворений и поэм.

В Париже лучшие времена случились в 1926 году. Русская пресса пела ей осанну, не сговариваясь («Дни», «Возрождение», «Последние новости». С успехом проходили литературные вечера и встречи. Когда в отеле «Лютенция» состоялся бал, то она в устроенной книжной лавке не успевала раздавать автографы.

Сказать, что это было исключением из правил, не сказать ничего. Каждый раз Марина вынужденно возвращалась в свою невзрачную комнату на четверых. Больше всего раздражала «разлука» с письменным столом. Для поэзии отводились ночи. А здравый смысл помогал элементарно выжить. Одна за другой появлялись поэмы «Крысолов», «С моря», «Лестница», «Воздух». И среди них апофеоз «жизни - смерти» Поэма конца.

В июне 1939 немногословная Цветаева разослала друзьям прощальные письма, где рефреном проходили слова – «жизнь –вокзал, скоро уеду, куда – не скажу». Дорога к личной драме начала раскручиваться с вокзала Сен-Лазар в Париже. Далее были вокзалы пригородных электричек в Болшево и Голицыно. И пристань в Москве, откуда пароход увез на самый край жизни, в Елабугу.

В Москве после ареста сестры, дочери, мужа она не находила, по ее словам, ни одного «надежного человека для души». В Союзе писателей также уверяли, что нет ни одного свободного метра для жилья. Они с сыном скитались, где могли, где получалось. Средством к существованию служили разовые переводы. В своем горьком письме в правление Союза писателей, Цветаева пишет откровенно – меня жизнь за этот год добила. Исхода не вижу. Взываю к помощи. Сын записал в дневнике: «Мать плачет и говорит о самоубийстве». Она даже отправила телеграмму о своем отчаянном положении Сталину.

И не ищу виновных

Как написали нам на канал, Цветаева сама все это организовала. И даже смерть. Какой хороший управленец, однако. Но подтолкнули к краю равнодушие товарищей по цеху, критики, заклеймившие опубликованные стихи как бессодержательные и формалистичные (Зелинский), «меланхолические причитания». Сборник стихов, с трудом подготовленный к печати, на этом фоне был отвергнут. Да, действительно, выбивалась Цветаева из тесных рядов строителей социализма. Терпела лишения молча, больше страдала за свих близких. Сама, как часто повторяют, глазами искала крюк …

Умирая, не скажу, была

И не жаль, и не ищу виновных.

Когда в Москве началась эвакуация писателей, решила уехать. Семьями ехали в Чистополь, где обосновалось руководство Литфонда. Им с сыном выпал билет в Елабугу. Все надежды рухнули, едва пришли в маленький домик, куда их подселили к местным. Работы никакой не было, нигде. Мать ради сына поехала в Литфонд. Хлопотала о переводе в этот город и даже получила разрешение. Превозмогая себя, написала на листке из школьной тетради сокрушающий документ: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда». Ничего этого не состоялась. Никто не увидел великого поэта в качестве посудомойки. Унижения не прощают…

Могила М.И.Цветаевой в Елабуге. Фото Яндекс-Картинки.

Я не хочу умирать, я хочу – не быть, как мантру повторяла она. 31 августа в домике никого не было. Мать написала последнюю записку своему сыну и нашла свой крюк. Лежать в земле Марина Ивановна Цветаева хотела на Тарусском кладбище. Закопали ее в могилу чужие люди в Елабуге.

К 125- летию со дня рождения Поэта вышел альбом «Библиофильский венок М.И. Цветаевой». Почитайте открытые письма. А может и не надо, зачем заглядывать в чужую тайну. С нами остались стихи.

29.06.2020 13:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!