СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сегодня Макаренко из школы был бы уволен по жалобе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Даа, учителя уже не тее,- неет больше Макаренко» - слышу периодически фразу в родительских кружках по интересам.

Полагаю, что каждого менеджера теперь знакомят с трудами Антона Семеновича, поэтому многие так легко на него ссылаются. А я как-то упустила этот момент, но решила все же компенсировать свой недочет. Почитала «Педагогическую поэму», и теперь стало ясно, как далеки эти люди от Макаренко. Основы его педагогики рухнули вместе с советской системой образования и общества.

Сейчас тыкать учителям в то, что «они не Макаренко» просто глупо, потому что, если они станут «как Макаренко», эти же люди будут обрывать телефоны департамента с требованием увольнения.

Да простят меня те, кто более глубоко знаком с темой. Но рискну озвучить свой непрофессиональный взгляд. Профессионалы, кто к подобному нетерпим – могут просто закрыть страницу и не тратить время. Хотя их мнение могло бы быть интересным и полезным.

Так о чем же он писал?

1. Коллектив. Коллектив играл ключевую роль в воспитании.

«Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива. В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужного, и сурового, воодушевлённого коллектива». © Макаренко А.С.

Даже я, после прочтения этого высказывания, подумала об идеологии СССР. Но нужно уловить суть. В этой же главе, он говорит, что сначала ребенка надо заставлять (не заинтересовать!), пока не сформируются навыки. В наше время ориентация идет на личность и мотивацию. Стремление к личным достижениям, индивидуальности. Как побочный эффект процветает эгоизм. Лень оправдана отсутствием заинтересованности. Требуют соблюдения своих прав, и все равно, что при этом нарушаются чужие.

2.Самоуправление Раз в полгода в колонии Макаренко выбирались совет коллектива, санитарная комиссия, хозяйственная комиссия. Это напоминает октябрятские звездочки и пионерские звенья. Идея неплохая. Не каждый директор школы поддерживает управляющие советы с учениками, но в рамках класса – вполне применимо. У моего сына в 5 классе создали что-то подобное. Разбили всех на сектора. Староста, трудовой, творческий, спортивный, учебный сектор. Раз в четверть состав секторов и староста меняется. Таким образом, каждый ребенок имеет возможность проявить себя в каждом секторе. Пока прошло 3 четверти – результат не очень. Дети разбегаются со сборов, не относятся к своим задачам ответственно, подводят друг друга, не могут работать вместе - каждый хочет по-своему или никак. Учитель с этим борется, родители сопротивляются, т.к. после школы задерживать "права не имеют"). В 4 четверти все это сошло на «нет».

3. Трудовое воспитание. Тут не было целью воспитать недумающих работяг, было целью не воспитать потребителей. Сейчас даже говорить не о чем. Эксплуатация детского труда, жалобы, нагоняй директору. Трудовое воспитание у нас объявлено вне закона. (Об этом писала уже).

4. Компетентность в работе. Макаренко относил это и к учителям, и к родителям. Дети чувствуют, когда за строгостью и грубостью стоит желание научить – они все равно любят и уважают таких учителей и родителей. И наоборот, они не будут уважать даже очень доброго наставника, если поймут, что никаких успехов в своем деле у него нет. Просто сядут на шею. Вопрос компетентности педагогов, увы, имеет место быть в современных школах тоже, как и вопрос компетентности родителей. Учителя, которые допускают орфографические, субординационные ошибки, родители, которые требуют, и не получая результата, отказываются от своего требования, наращивают ком непослушания и неуважения. Был в моей школе учитель математики. Не жалел никого. Ругался громко, много и изобретательно. Но профессионал был – редкий. Его ученики побеждали на олимпиадах и набирали максимум баллов при поступлении. Его брань вспоминаем только с улыбкой и уважением.

5. Дисциплина. Антон Семенович не призывал к ней, он утверждал, что она – результат работы. И заставить ее соблюдать – невозможно. Правда, понятие дисциплины, он больше отождествлял с ответственностью, самоорганизацией, волей. Я согласна. Дисциплинированный человек вместо «хочу» поставит «надо».

Ясно одно: то, что происходит сейчас – полностью подрывает принципы прошлой педагогики. Поэтому, говоря, что «учителя уже не те», задумайтесь, а не результат ли это сегодняшней борьбы, за права ребенка. Она хороша. Но эту борьбу все больше путают с оправданием вседозволенности. Старая гвардия педагогов не выдерживает и уходит из школ. На их место все чаще приходят те, кто смирился и готов просто исполнять услугу по проведению уроков. А не понимать, принимать, поддерживать, искать подход и переживать за каждого.Кстати, Макаренко, при всем своем подходе, права и уважения к детям не исключал, как раз наоборот, выделял очень важным пунктом.

Скажу сразу - я НЕ педагог, к школе имею отношение только, как родитель, поэтому никого своих не выгораживаю.

22.04.2019 14:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!