СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра, являясь свободной, естественной формой проявления деятельности, позволяет развивать у детей дошкольного возраста такие познавательные действия как умение анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать. Через умело подобранные игровые задания, упражнения развиваются возможности детей, их таланты. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти дидактические игры для развития познавательных действий на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, по этому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности, поиска, отгадывания и т.п.
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии познавательных действий дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В игре складываются благоприятные условия для развития познавательных действий ребёнка.
Дидактические игры, направленные на развитие любознательности, познавательного интереса и познавательной потребности.
«Собери в корзину»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, сравнение двух групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний.
Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
«Выставка игрушек»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, сопоставление определенного количества предметов с цифрами, составление числа из единиц и их двух меньших.
Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).
Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.
«Кто больше запомнит»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, закрепление у детей умения зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развитие зрительного внимания, памяти.
Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.
«Рыбки»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10 и учить различать вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Материал: картинки с цифрами и рыбками.
Ход игры: Сравни количество рыбок, различающихся по цвету туловища, по размеру, по цвету хвоста и плавников, по форме, по направлению движения. Состав числа 10, из каких чисел можно составить?
«Скажи правильно»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, ознакомление с порядковым счетом в пределах 10, умение различать вопросы «Сколько?» «Который?», «Какой?» и правильно отвечать на них.
Материал: коробка, цифры
Ход игры: Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились,начали работать: покажите число больше 5 на 1 (6); маленькое число (1); число, которое меньше 7 на 1 (6); число, обозначающее день недели – вторник (2); число, последующее числа 4(5).
Палочки Кюизенера
«Пассажиры и поезд»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности. Закрепление у детей умения находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 0 до 9. Развитие у детей операции сравнения, анализа, синтеза, смыслового соотношения для развития мыслительной деятельности. Развитие внимания. Развитие представлений о числе, основы счёта, умение измерять предметы, запоминание состава числа, понимание сущности арифметических действий.
Материал: палочки Кьюзенера
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из палочек розового, голубого, красного и желтого цвета. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка - это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число. Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек. Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой. Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?
«Красивый узор»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательного интереса, учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату - ритмичному чередованию величин.
Материал: полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.
Ход игры: педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
«Где фигура?»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, познавательной потребности, учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Ход игры: воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине, затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
Дидактические игры, направленные на развитие самостоятельности, настойчивости, инициативности.
«Кто быстрее найдет предмет?»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
Материал: модели геометрических фигур, предметы разной формы.
Ход игры: на полочки - подставки воспитатель ставит по 2- 3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе! А вот послушайте, как мы будем играть. Из каждого ряда выходит ребенок, а я буду говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет названный предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры, если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры воспитатель спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?
«Дорога в школу»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности; развитие умения ориентироваться в открытом пространстве, развитие памяти, умение составлять схему пути.
Материал: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Ребенок вспоминает и рассказывает, где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.
«Что мы делаем?»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь;
Материал: не требуется.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего - угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение: Отгадывает не взрослый, а один из детей.
«Дни недели по порядку»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений закреплять название дней недели.
Материал: мяч.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
«Живая неделя»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; закрепить умение называть дни недели по порядку.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7, карточки с изображенными на них кружками соответствующие дню недели.
Ход игры:
Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» и т. д.
Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке, и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по - разному расположенными. Правила игры те же.
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Материал: картинки домиков с надписью «вчера», «сегодня», «завтра».
Инструкция: по углам игровой комнаты отметить три домика «вчера», «сегодня», «завтра».
Ход игры: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а педагог громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!»
Дети бегут к домику под названием «вчера».
Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
«Сравнение предметов»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; развитие умения сравнивать предметы между собой, находить четыре сходства и различия.
Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).
Инструкция: воспитатель предлагает детям подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками (подбери самые непохожие).
Ход игры: Ребята, рассмотрите эти фигуры.
Как называются эти фигуры?
Выберите фигуры, отличающиеся одним признаком; фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками. Подбери самые непохожие.
«Встань на место»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативности, произвольности эмоциональных проявлений; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Инструкция: воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать.
Ход игры: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит.
Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
Дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности, вопросительно - исследовательской деятельности.
«Подели яблоко поровну»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на умение правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Материал: яблоко.
Ход игры: Как разделить одно яблоко на двоих? (Нужно разрезать яблоко на две равные части). (Воспитатель разрезает яблоко на две равные части).
- Сколько частей получилось? (Две части.)
- Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина или одна
вторая.)
- Что больше: целое яблоко или его половина?
- Что меньше: половина или целое яблоко?
«Скажи наоборот»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений. Умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры
Материал: мяч, предметы разных размеров и высоты.
Ход игры: задание выполняется с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий; большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий; толстый – худой; далеко – близко; вверху – внизу; слева – справа; вперед – назад; один – много; снаружи – внутри; легкий – тяжелый.
Затем дети расставляют предметы (или картинки)по величине: от короткого – к самому длинному, от узкого – к самому широкому, от низкого – к самому высокому
«Узнай по описанию»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений.
Материал: картинки с игрушками
Ход игры: 1. Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех?
2. Медвежонок легче слонёнка, но тяжелее тигрёнка. Кто самый лёгкий?
3. Ежик ниже жирафа, но выше мышки. Кто выше всех?
«Сравни и запомни»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий; учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур.
Ход игры: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, затем заполнить пустые клетки со знаками 9, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив фигуры и знаки вопроса по - другому.
«Кто быстрее назовет?»
Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; упражнять в счете предметов.
Материал: игрушки, фишки.
Ход игры:воспитатель обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.
© 2020, Шитова Ирина Витальевна 374