СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сантоны Прованса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Провансе сантоны появились более двухсот лет назад, преимущественно в Марселе, следуя древней традиции, берущей свое начало в XII веке. Эта традиция пришла из Италии, где в церквах небольшие фигурки "santibelli" воплощали персонажей праздника Рождества. Эта традиция развивалась также в Неаполе, где изготавливались фигуры крупных размеров, достигающих одного метра. Эти фигуры раскрашивались и наряжались в великолепные, искусно изготовленные одежды. Затем эта традиция была перенята в Ницце, а в 17-18 веках дошла и до Прованса. Этимология слова «сантон» скрывает двойственность его характера, основывая происхождение термина на переводе с провансальского - «маленький святой», что затрагивает исключительно религиозный аспект. Действительно непонятно, как название «маленький святой» может описывать целую группу фигурок, большинство из которых представляют «земных» персонажей. Объяснения нерелигиозному характеру сантона следует искать в развитии рождественского вертепа за пределами церкви и религии. Одна из таких адаптаций церковного вертепа к своеобразной детской забаве - кукольному театру на Рождество, была описана историком Режисом Бертраном в толковом французско-провансальском словаре в 1789 году. Провансальские ремесленники переняли традицию неаполитанских яслей и стали изготавливать фигуры из дерева, камня или керамики. Параллельно с крупными фигурами появляются и маленькие фигурки – сантоны или маленькие святые. Марсель становится основным центром их изготовления. Во время французской революции были закрыты многие церкви и запрещены полуночные мессы, что придало еще большую силу развитию традиции домашнего вертепа. В Провансе слишком дорожили своими традициями, и обычаи устраивать рождественские ясли будут продолжаться в особняках, частных имениях и в крестьянских хижинах. Верующие были вынуждены скрывать празднование Рождества и тайно устанавливать вертеп у себя в домах, пока Конкорда́т 1801 года не снимает этот запрет. Именно в этот период появляются фигурки, не связанные с религиозной темой. Так, рожденный в 1764г. в Марселе Жан-Луи Ланьель (J-L Lagnel (1764 – 1822)), будет одним из первых, кто в своих скульптурах изобразит своих соседей по кварталу, а именно рыбаков, продавцов рыбой и овощей, прачек и цветочниц. Их наивный облик придется по вкусу окружающим и станет столь популярным, что в 1803 г. на площади Святого Людовика в Марселе откроется первая ярмарка сантонов, а после 1897 года она станет регулярной ежегодной ярмаркой и переместится на знаменитую Ля Канебьер. Следуя примеру Марселя, Авиньон, Экс-ан-Прованс, Обань и Тулон, тоже откроют производство глиняных фигурок, столь полюбившихся провансальцам, что и по сей день интерес к ним не ослабевает. В XIX-начале XX века прославятся такие мастера, как Симон (Simon), Бателье (Batellier), Боско (Bosco) и многие другие. Создание сантона становится отдельным ремеслом, появляются семейные мастерские: Neveu, Pagano, Garbonel.

Изготавливаются различные виды сантонов, от простых раскрашенных глиняных фигурок до целых сценок из провансальской жизни, где фигурки тщательно одеваются в народные костюмы и снабжаются всеми необходимыми миниатюрными атрибутами. В начале ХIX века входит в моду подвижный театральный вертеп «Пастораль» - рождественский спектакль, разыгрывающий сцену рождения младенца Иисуса, смешивая библейских героев и несвязанных с ними персонажей, что так же оказывает влияние на создание новых нерелигиозных сюжетов для сантонов. Как уже упоминалось, изначально сантоны изготавливались к Рождеству для украшения ясель. Основными персонажами были бык, ослик, пастухи, Святой Иосиф, Святая Мария и младенец Христос, которого подкладывали в ясли в Рождественскую ночь. Позже появились фигурки Волхвов и ангелочков. К другой категории относятся фигурки жителей Прованса, представителей различных профессий и ремесел. Их тоже стали включать в сценку с Рождественскими яслями, и теперь у колыбели младенца с поклоном собиралась целая деревня! Традиция таких ясель не забывается и в наши дни – эти сценки, организуемые повсюду, в церквах, соборах и даже в домах создают теплую атмосферу праздника, напоминая нам о истиной причине празднования Рождества. Тексты по материалам сайтов: http://ru.provence-magique.com/ http://santonsbellini.fr/

https://dobro-narodnoe.livejournal.com/83213.html

Категория: Прочее
06.12.2017 02:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!