СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Саморегуляция деятельности – подходы к изучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в статье указаны основные концептуальные положения, направления исследований и формирование научного понятия – саморегуляция деятельности. Ключевые слова: саморегуляция, деятельность, саморегуляция деятельности, личностная саморегуляция, субъект деятельности. Annotation: the article principal conceptual points, areas of research and scientific conceptions are given self-regulation of activities. Key words: self-regulation, activity, self-regulation of activities, personal self-regulation, subject of activity.

Социально-экономические преобразования, характерные для России в последнее десятилетие, резко изменили ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой переосмысление и самого образования. В системе образования возникла необходимость внедрения современных способов обучения, обеспечивающих такое развитие, обучение и воспитание ребенка, в результате которого он будет подготовлен к активной самостоятельной жизни в обществе. Успешность самостоятельной деятельности человека зависит от его готовности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности, способности критически оценивать свои действия, управлять собственным психическим состоянием и поведением на основе осознания и принятия общественных требований. Исходя из современной концепции образования, необходимо придать ребенку (обучающемуся) роль субъекта взаимодействия, создать благоприятные условия для перехода на саморегуляционный тип обучения, в основе которого заложен сложный процесс субъект - субъектного взаимодействия. Возникает необходимость в формировании личности учащегося с активной жизненной позицией, с хорошим уровнем самостоятельности, инициативности, саморегуляции своего поведения и деятельности. Следовательно, все это требует научного обеспечения, которым занимались и занимаются ведущие отечественные психологи (К.А. Абульханова, Ю. М. Забродин, В. А. Зобков, О. А. Конопкин, В. А. Моросанова, А. К. Осницкий, Н. П. Фетискин, Е. В. Шорохова и др.). Основоположником постановки проблемы саморегуляции деятельности человеком можно считать О.А. Конопкина. Саморегуляцию автор рассматривает как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, поддержанию, построению, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей. Осуществляется саморегуляция основными регуляторными процессами планирования, моделирования, программирования, оценки результатов и регуляторно-личностными свойствами гибкости и самостоятельности [2]. В свою очередь Е. А. Сергиенко отмечает необходимость учета и индивидуальных особенностей человека, так как концептуально неясно, что определяет профили саморегуляции: деятельность или индивидуальная специфичность, тогда как это важнейший вопрос психологических механизмов управления поведением [6]. А. К. Осницкий в своих работах развивает структурно-функциональный подход О. А. Конопкина и предлагает концептуальную модель регуляторного опыта человека, необходимого и достаточного для формирования субъектности человека. Этот опыт представляет собой структурированную систему знаний, умений и переживаний, влияющих на успешность регуляции деятельности и поведения. Основными компонентами опыта, входящими в систему саморегуляции, являются опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества. А. К. Осницкий в своих работах различает, как взаимодополняющих друг друга, саморегуляцию деятельностную и саморегуляцию личностную. Саморегуляция деятельности позволяет повысить эффективность действий, достичь цели. В свою очередь личностная саморегуляция направлена на определение ценностей и мировоззренческих позиций человека. На первое место в регуляции поведения выходят личностные компоненты, их соотнесенность с социумом, отрефлексированность регуляторных процессов [4]. В свою очередь А. В. Зобков считает, что «…компоненты деятельностной и личностной саморегуляции (к которой в первую очередь нужно отнести мотивацию и самооценку) не взаимодополняют друг друга, а взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, позволяя осуществлять регуляцию деятельности на эмоциональном, волевом и когнитивном уровнях регуляции как целостного процесса саморегуляции» [1, с.13]. В работах В.И. Моросановой саморегуляция рассматривается как система - целостная, замкнутая структура, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценки и коррекции результатов), которым присущи специфические регуляторные функции. Каждое из звеньев реализуется определенным регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий, программирование реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности. Автор выделяет понятие индивидуального стиля саморегуляции личности, который говорит об индивидуальном своеобразии саморегуляции и реализации произвольной активности человека. Стиль саморегуляции вырабатывается у человека, благодаря его способности к аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей [3]. Русский физиолог И. П. Павлов в своих работах высказал идею, которая определяет человека как саморегулирующую систему, способную самостоятельно себя направлять, поддерживать, воспитывать, совершенствовать. Способность к постоянному самосовершенствованию, то есть к непрерывной саморегуляции в процессе жизнедеятельности, - неотъемлемое свойство сложной биологической и социальной системы – человека [5]. М. Я. Басов предпринимает попытки раскрыть понятие саморегуляции через два составляющих, один из которых, наиболее обширный и связан с общей установкой психики личности и общим направлением ее активности, второй затрагивает регуляцию и структуру процессов и способов ее организации (Приводится по: Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М., 2010. С. 98). В современной науке существует множество подходов к изучению саморегуляции, что дает основание судить не только о сосуществовании в современной психологии различных способов описания феномена саморегуляции, но и о существовании многочисленных ракурсов его рассмотрения. Проблема саморегуляции учебной деятельности одна из общественно значимых задач современной системы образования. Именно формирование деятельностной саморегуляции позволяет субъекту овладеть умением учиться самостоятельно. Зависимость способности к учению от саморегуляции объекта учебной деятельности выявлена в работах Л. С. Выготского, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской. Именно несформированность саморегуляции субъектом деятельности является причиной определенных трудностей в учебной деятельности, а затем и в жизнедеятельности этого субъекта.

Использованные источники: 1. Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : монография / А.В. Зобков ; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых ; Санкт – Петербург. акмеолог. акад. ; под науч. ред. проф. Н. П. Фетискина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. – 320 с. – ISBN 978-5-9984-0390-3 2. Конопкин, О.А. Функциональные структуры саморегуляции деятельности и поведения. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / О.А. Конопкин. – М., 1989. 3. Моросанова, В.И. Психология саморегуляции : учебное пособие / В.И. Моросанова. – М., СПБ. : Нестор-история, 2012. – 280 с. – ISBN 978-5-905986-94-9 4. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. – М. : Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010. – 232 с. – ISBN 978-5-91070-053-0 5. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт обьективного изучения ВНД (поведения) животных / И.П. Павлов. – М. : Наука, 1973. – 659 с. 6. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, Ю.В. Ковалева. – М. : Институт психологии РАН, 2010. – 352 с. – ISBN 978-5-9270-0201-6 Анкета: 1. Бысик Марина Викторовна 2. [email protected] 3. Сертификат об участии в электронном виде – 1 шт. 4. Диплом победителя (электронный) – 1 шт.

Аннотация: в статье указаны основные концептуальные положения, направления исследований и формирование научного понятия – саморегуляция деятельности. Ключевые слова: саморегуляция, деятельность, саморегуляция деятельности, личностная саморегуляция, субъект деятельности. Annotation: the article principal conceptual points, areas of research and scientific conceptions are given self-regulation of activities. Key words: self-regulation, activity, self-regulation of activities, personal self-regulation, subject of activity.

Социально-экономические преобразования, характерные для России в последнее десятилетие, резко изменили ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой переосмысление и самого образования. В системе образования возникла необходимость внедрения современных способов обучения, обеспечивающих такое развитие, обучение и воспитание ребенка, в результате которого он будет подготовлен к активной самостоятельной жизни в обществе. Успешность самостоятельной деятельности человека зависит от его готовности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности, способности критически оценивать свои действия, управлять собственным психическим состоянием и поведением на основе осознания и принятия общественных требований. Исходя из современной концепции образования, необходимо придать ребенку (обучающемуся) роль субъекта взаимодействия, создать благоприятные условия для перехода на саморегуляционный тип обучения, в основе которого заложен сложный процесс субъект - субъектного взаимодействия. Возникает необходимость в формировании личности учащегося с активной жизненной позицией, с хорошим уровнем самостоятельности, инициативности, саморегуляции своего поведения и деятельности. Следовательно, все это требует научного обеспечения, которым занимались и занимаются ведущие отечественные психологи (К.А. Абульханова, Ю. М. Забродин, В. А. Зобков, О. А. Конопкин, В. А. Моросанова, А. К. Осницкий, Н. П. Фетискин, Е. В. Шорохова и др.). Основоположником постановки проблемы саморегуляции деятельности человеком можно считать О.А. Конопкина. Саморегуляцию автор рассматривает как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, поддержанию, построению, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей. Осуществляется саморегуляция основными регуляторными процессами планирования, моделирования, программирования, оценки результатов и регуляторно-личностными свойствами гибкости и самостоятельности [2]. В свою очередь Е. А. Сергиенко отмечает необходимость учета и индивидуальных особенностей человека, так как концептуально неясно, что определяет профили саморегуляции: деятельность или индивидуальная специфичность, тогда как это важнейший вопрос психологических механизмов управления поведением [6]. А. К. Осницкий в своих работах развивает структурно-функциональный подход О. А. Конопкина и предлагает концептуальную модель регуляторного опыта человека, необходимого и достаточного для формирования субъектности человека. Этот опыт представляет собой структурированную систему знаний, умений и переживаний, влияющих на успешность регуляции деятельности и поведения. Основными компонентами опыта, входящими в систему саморегуляции, являются опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества. А. К. Осницкий в своих работах различает, как взаимодополняющих друг друга, саморегуляцию деятельностную и саморегуляцию личностную. Саморегуляция деятельности позволяет повысить эффективность действий, достичь цели. В свою очередь личностная саморегуляция направлена на определение ценностей и мировоззренческих позиций человека. На первое место в регуляции поведения выходят личностные компоненты, их соотнесенность с социумом, отрефлексированность регуляторных процессов [4]. В свою очередь А. В. Зобков считает, что «…компоненты деятельностной и личностной саморегуляции (к которой в первую очередь нужно отнести мотивацию и самооценку) не взаимодополняют друг друга, а взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, позволяя осуществлять регуляцию деятельности на эмоциональном, волевом и когнитивном уровнях регуляции как целостного процесса саморегуляции» [1, с.13]. В работах В.И. Моросановой саморегуляция рассматривается как система - целостная, замкнутая структура, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценки и коррекции результатов), которым присущи специфические регуляторные функции. Каждое из звеньев реализуется определенным регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий, программирование реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности. Автор выделяет понятие индивидуального стиля саморегуляции личности, который говорит об индивидуальном своеобразии саморегуляции и реализации произвольной активности человека. Стиль саморегуляции вырабатывается у человека, благодаря его способности к аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей [3]. Русский физиолог И. П. Павлов в своих работах высказал идею, которая определяет человека как саморегулирующую систему, способную самостоятельно себя направлять, поддерживать, воспитывать, совершенствовать. Способность к постоянному самосовершенствованию, то есть к непрерывной саморегуляции в процессе жизнедеятельности, - неотъемлемое свойство сложной биологической и социальной системы – человека [5]. М. Я. Басов предпринимает попытки раскрыть понятие саморегуляции через два составляющих, один из которых, наиболее обширный и связан с общей установкой психики личности и общим направлением ее активности, второй затрагивает регуляцию и структуру процессов и способов ее организации (Приводится по: Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М., 2010. С. 98). В современной науке существует множество подходов к изучению саморегуляции, что дает основание судить не только о сосуществовании в современной психологии различных способов описания феномена саморегуляции, но и о существовании многочисленных ракурсов его рассмотрения. Проблема саморегуляции учебной деятельности одна из общественно значимых задач современной системы образования. Именно формирование деятельностной саморегуляции позволяет субъекту овладеть умением учиться самостоятельно. Зависимость способности к учению от саморегуляции объекта учебной деятельности выявлена в работах Л. С. Выготского, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской. Именно несформированность саморегуляции субъектом деятельности является причиной определенных трудностей в учебной деятельности, а затем и в жизнедеятельности этого субъекта.

Использованные источники: 1. Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : монография / А.В. Зобков ; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых ; Санкт – Петербург. акмеолог. акад. ; под науч. ред. проф. Н. П. Фетискина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. – 320 с. – ISBN 978-5-9984-0390-3 2. Конопкин, О.А. Функциональные структуры саморегуляции деятельности и поведения. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / О.А. Конопкин. – М., 1989. 3. Моросанова, В.И. Психология саморегуляции : учебное пособие / В.И. Моросанова. – М., СПБ. : Нестор-история, 2012. – 280 с. – ISBN 978-5-905986-94-9 4. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. – М. : Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010. – 232 с. – ISBN 978-5-91070-053-0 5. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт обьективного изучения ВНД (поведения) животных / И.П. Павлов. – М. : Наука, 1973. – 659 с. 6. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, Ю.В. Ковалева. – М. : Институт психологии РАН, 2010. – 352 с. – ISBN 978-5-9270-0201-6 Анкета: 1. Бысик Марина Викторовна 2. [email protected] 3. Сертификат об участии в электронном виде – 1 шт. 4. Диплом победителя (электронный) – 1 шт.

Аннотация: в статье указаны основные концептуальные положения, направления исследований и формирование научного понятия – саморегуляция деятельности. Ключевые слова: саморегуляция, деятельность, саморегуляция деятельности, личностная саморегуляция, субъект деятельности. Annotation: the article principal conceptual points, areas of research and scientific conceptions are given self-regulation of activities. Key words: self-regulation, activity, self-regulation of activities, personal self-regulation, subject of activity.

Социально-экономические преобразования, характерные для России в последнее десятилетие, резко изменили ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой переосмысление и самого образования. В системе образования возникла необходимость внедрения современных способов обучения, обеспечивающих такое развитие, обучение и воспитание ребенка, в результате которого он будет подготовлен к активной самостоятельной жизни в обществе. Успешность самостоятельной деятельности человека зависит от его готовности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности, способности критически оценивать свои действия, управлять собственным психическим состоянием и поведением на основе осознания и принятия общественных требований. Исходя из современной концепции образования, необходимо придать ребенку (обучающемуся) роль субъекта взаимодействия, создать благоприятные условия для перехода на саморегуляционный тип обучения, в основе которого заложен сложный процесс субъект - субъектного взаимодействия. Возникает необходимость в формировании личности учащегося с активной жизненной позицией, с хорошим уровнем самостоятельности, инициативности, саморегуляции своего поведения и деятельности. Следовательно, все это требует научного обеспечения, которым занимались и занимаются ведущие отечественные психологи (К.А. Абульханова, Ю. М. Забродин, В. А. Зобков, О. А. Конопкин, В. А. Моросанова, А. К. Осницкий, Н. П. Фетискин, Е. В. Шорохова и др.). Основоположником постановки проблемы саморегуляции деятельности человеком можно считать О.А. Конопкина. Саморегуляцию автор рассматривает как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, поддержанию, построению, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей. Осуществляется саморегуляция основными регуляторными процессами планирования, моделирования, программирования, оценки результатов и регуляторно-личностными свойствами гибкости и самостоятельности [2]. В свою очередь Е. А. Сергиенко отмечает необходимость учета и индивидуальных особенностей человека, так как концептуально неясно, что определяет профили саморегуляции: деятельность или индивидуальная специфичность, тогда как это важнейший вопрос психологических механизмов управления поведением [6]. А. К. Осницкий в своих работах развивает структурно-функциональный подход О. А. Конопкина и предлагает концептуальную модель регуляторного опыта человека, необходимого и достаточного для формирования субъектности человека. Этот опыт представляет собой структурированную систему знаний, умений и переживаний, влияющих на успешность регуляции деятельности и поведения. Основными компонентами опыта, входящими в систему саморегуляции, являются опыт рефлексии и ценностно-мотивационный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества. А. К. Осницкий в своих работах различает, как взаимодополняющих друг друга, саморегуляцию деятельностную и саморегуляцию личностную. Саморегуляция деятельности позволяет повысить эффективность действий, достичь цели. В свою очередь личностная саморегуляция направлена на определение ценностей и мировоззренческих позиций человека. На первое место в регуляции поведения выходят личностные компоненты, их соотнесенность с социумом, отрефлексированность регуляторных процессов [4]. В свою очередь А. В. Зобков считает, что «…компоненты деятельностной и личностной саморегуляции (к которой в первую очередь нужно отнести мотивацию и самооценку) не взаимодополняют друг друга, а взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, позволяя осуществлять регуляцию деятельности на эмоциональном, волевом и когнитивном уровнях регуляции как целостного процесса саморегуляции» [1, с.13]. В работах В.И. Моросановой саморегуляция рассматривается как система - целостная, замкнутая структура, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценки и коррекции результатов), которым присущи специфические регуляторные функции. Каждое из звеньев реализуется определенным регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий, программирование реализации активности, оценивания и коррекции результатов активности. Автор выделяет понятие индивидуального стиля саморегуляции личности, который говорит об индивидуальном своеобразии саморегуляции и реализации произвольной активности человека. Стиль саморегуляции вырабатывается у человека, благодаря его способности к аккумуляции наиболее типичных способов регуляции достижения целей [3]. Русский физиолог И. П. Павлов в своих работах высказал идею, которая определяет человека как саморегулирующую систему, способную самостоятельно себя направлять, поддерживать, воспитывать, совершенствовать. Способность к постоянному самосовершенствованию, то есть к непрерывной саморегуляции в процессе жизнедеятельности, - неотъемлемое свойство сложной биологической и социальной системы – человека [5]. М. Я. Басов предпринимает попытки раскрыть понятие саморегуляции через два составляющих, один из которых, наиболее обширный и связан с общей установкой психики личности и общим направлением ее активности, второй затрагивает регуляцию и структуру процессов и способов ее организации (Приводится по: Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности. М., 2010. С. 98). В современной науке существует множество подходов к изучению саморегуляции, что дает основание судить не только о сосуществовании в современной психологии различных способов описания феномена саморегуляции, но и о существовании многочисленных ракурсов его рассмотрения. Проблема саморегуляции учебной деятельности одна из общественно значимых задач современной системы образования. Именно формирование деятельностной саморегуляции позволяет субъекту овладеть умением учиться самостоятельно. Зависимость способности к учению от саморегуляции объекта учебной деятельности выявлена в работах Л. С. Выготского, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской. Именно несформированность саморегуляции субъектом деятельности является причиной определенных трудностей в учебной деятельности, а затем и в жизнедеятельности этого субъекта.

Использованные источники: 1. Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : монография / А.В. Зобков ; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых ; Санкт – Петербург. акмеолог. акад. ; под науч. ред. проф. Н. П. Фетискина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. – 320 с. – ISBN 978-5-9984-0390-3 2. Конопкин, О.А. Функциональные структуры саморегуляции деятельности и поведения. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / О.А. Конопкин. – М., 1989. 3. Моросанова, В.И. Психология саморегуляции : учебное пособие / В.И. Моросанова. – М., СПБ. : Нестор-история, 2012. – 280 с. – ISBN 978-5-905986-94-9 4. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. – М. : Обнинск: ИГ – СОЦИН, 2010. – 232 с. – ISBN 978-5-91070-053-0 5. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт обьективного изучения ВНД (поведения) животных / И.П. Павлов. – М. : Наука, 1973. – 659 с. 6. Сергиенко, Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, Ю.В. Ковалева. – М. : Институт психологии РАН, 2010. – 352 с. – ISBN 978-5-9270-0201-6

21.06.2019 09:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!