СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«ЛОГОПЕД» № 6, 2009 |
Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР посредством игровой мотивации
Серова К.Ю. учитель-логопед МДОУ «ЦРР – д/с № 139»,
г. Магнитогорск Челябинской обл
Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.
Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
• автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Цель автоматизации — достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.
К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко.
Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.
Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
Как отмечает JI.H. Смирнова [5], самый трудный и длительный этап — автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, особенно если отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.
В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения. Появление самоконтроля и его развитие определяются требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции.
В словаре практического психолога приводятся следующие определения: «Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний» [4, с. 580]. «Саморегуляция — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности» [4, с. 584].
Саморегуляция психическая — один из уровней регуляции активности, выражающих специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:
г |
Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева [2], формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Поэтому в логопедическом процессе на этапе автоматизации звуков также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.
Как пишет М.Е. Хватцев [6], логопедическая работа осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи.
Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Практический опыт работы с детьми показывает, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, опосредованный характер обучения и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника, позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможности детей. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребенка. Перед каждой игрой в старшей группе полезно указывать на ее цель.
Как установлено психологом З.М. Истоминой, в игре, как и в самостоятельной деятельности, дети в 1,5—2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его. Игра занимает большое место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. Во избежание этого игры следует разнообразить.
При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.
Системное формирование способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю посредством развития конкретных контролируемых умений и широкого использования игровой мотивации в процессе логопедической работы (в частности в процессе автоматизации звуков) способствует скорейшему исправлению речевого дефекта и развитию навыков самоконтроля как важного компонента учебной деятельности.
Нами были разработаны и опробованы для индивидуальных и подгрупповых занятий игровые комплексы по автоматизации и постановке свистящих, шипящих, соноров и аффрикат:
В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребенка. Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Чтобы он прошел успешнее, игровые комплексы связаны с этапом постановки звуков, т.е. «сказочный» сюжет развивается именно на этом этапе. Такая единая система работы позволяет быстрее автоматизировать звук.
Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в речи).
Игровые комплексы максимально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложение и связную речь, развивал кругозор, фонематический слух, чувство ритма и рифмы.
Занимательно-игровой характер речевых упражнений в игровых комплексах повышает речевую мотивацию детей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического анализа и синтеза, укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку.
В игровых комплексах используется большое разнообразие речевых упражнений: слоговые цепочки; ряды слов, близких по звучанию; чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения.
Использование специальных игр и игровых упражнений в развитии произвольности у детей, применение игровых комплексов по автоматизации звуков с использованием игровой мотивации у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:
Игровой комплекс для освоения свистящих звуков
Каждый игровой комплекс содержит определенную «сказочную», игровую ситуацию, обыгрывание которой начинается на этапе постановки звука. Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит следующим образом: «Чудо-Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не можем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук. Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо-Юдо, хотя он и пытался нам помешать.
Выполним также и артикуляционные упражнения для свистящих звуков, чтобы стать сильнее и победить Чудо-Юдо, которое все время прячет наш звук в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха)».
Теперь, когда звук поставлен, необходимо его автоматизировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо-Юдо его опять не украл».
Автоматизация в слогах
«Строим заборчик»:
са-са-са
су-су-со.
«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог): са-су-ба сы-ка-сы
«Возводим стену»: ас-эс-ос- ус-ыс.
«Забиваем гвозди в забор»:
ас-са-ос
ус-сы-ыс
«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре сы, теперь пять со, теперь шесть ус и т.д.
Эту игру можно сопроводить рисованием домика.
Теперь звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.
Автоматизация в словах
Игры с указанием страницы в скобках даны по пособию Л.И. Лебедевой [1].
Автоматизация в словосочетаниях
Автоматизация в предложениях
Автоматизация в речи
включаем игры, разработанные нами.
Автоматизация в словах
В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].
Например: Мама купила. (самовар, санки, сосну и т.д.).
Грузовик привез. (посуду, постели, косынки и т.д.).
Бабочки очень любят летать, особенно над «Свистящей поляной» (на столе лежат картинки со звуком [с]). Бабочка (либо фигурка, либо само изображение) должна опылить как можно больше цветков на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок и назвать его.
Сегодня отправимся в необычную страну — «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, нужно выучить ее язык. Он очень похож на наш: в начале (или конце) слова добавляется «свист». Например, слово стекло у них звучит как свистстекло. Давайте поучимся их языку.
Закрыв глаза, произнесите волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране (на столе лежат картинки со звуком [с] или можно называть предметы, окружающие ребенка, на языке Свистляндии).
Перед ребенком лежат картинки со звуками [с], [з], [с'], [з']. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут:
совпадает число слогов;
с одного звука.
Автоматизация в словосочетаниях
Назвать по картинке, что с чем.
Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом.
На столе разложены 16 картинок (4x4) со звуками [с], [з]. Назовите, кто с кем вместе (например, сок вместе с самоваром, снег вместе с сапогом и т.д.). Если ребенок произносит звук [р], образец ответа будет следующий: сок дружит с самоваром, снег дружит с сапогом и т.д. Отвечать можно по вертикали, горизонтали или диагонали.
Автоматизация в предложениях
Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку и называет ее, затем придумывает с ней предложение, в котором объясняет, без чего не бывает слова на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].
Например: Не бывает самолета без хвоста;
Не бывает сосны без ствола.
Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки и составить предложение.
Например: Скамейка сделана из досок.
Снеговик сделан из снега.
Свечка сделана из воска.
Колбаса сделана из мяса.
Бусы сделаны из пластмассы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
© 2020, Хамитова Таслима Анасовна 1213