СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоконтроль за произношением

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ЛОГОПЕД» № 6, 2009

Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР посредством игровой мотивации

Серова К.Ю. учитель-логопед МДОУ «ЦРР – д/с № 139»,

г. Магнитогорск Челябинской обл

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

  • развитие моторики речевого аппарата;
  • отработка правильного произношения звуков;

• автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Цель автоматизации — достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко.

    1. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний, по мнению Е.А. Пожиленко [3], способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артику­ляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематиче­ский слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.
    2. Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка — словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие час­ти речи — прилагательные, наречия, глаголы.
    3. Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, — сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилага­тельным и числительным или местоимением; местоимений с существительными.
    4. Автоматизация звука в предложениях — стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с вве­дением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.
    5. Автоматизация звука в чистоговорках — закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма.

Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.

    1. Автоматизация звука в загадках и стихотворениях — развитие просодических компонентов речи и формиро­вание правильного дыхания. При заучивании стихотворе­ний желательно присутствие диалогов.

Можно совмещать эту рабо­ту с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.

    1. Автоматизация звука в самостоятельной речи — обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Как отмечает JI.H. Смирнова [5], самый трудный и длительный этап — автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речево­го аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, особенно если отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей.

В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопе­дом. Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения. Появление самоконтроля и его развитие определяются требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.

Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегу­ляции.

В словаре практического психолога приводятся следующие определения: «Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний» [4, с. 580]. «Саморегуляция — целесообраз­ное функционирование живых систем разных уровней орга­низации и сложности» [4, с. 584].

Саморегуляция психическая — один из уровней регуляции активности, выражающих специфику реализующих психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. При всем многообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

  • принятая субъектом цель его произвольной активности;
  • модель значимых условий деятельности;
  • программа собственно исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о достигнутых результатах;
  • оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
  • решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

г

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева [2], формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в фор­мировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Поэтому в логопедическом процессе на этапе ав­томатизации звуков также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

Как пишет М.Е. Хватцев [6], логопедическая работа осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи.

Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок опе­рирует своими знаниями, опы­том, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Практический опыт работы с детьми показывает, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, опосредованный характер обучения и создание про­блемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника, позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные возможности детей. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий. Такая легкость образования речевых рефлексов в игре обусловлена эмоциональностью ребенка. Перед каждой игрой в старшей группе полезно указывать на ее цель.

Как установлено психологом З.М. Истоминой, в игре, как и в самостоятельной деятельности, дети в 1,5—2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его. Игра занимает большое место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. Во избежание этого игры следует раз­нообразить.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.

Системное формирование способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю посредством развития конкретных контролируемых умений и широкого использования игровой мотивации в процессе логопедической работы (в частности в процессе автоматизации звуков) способствует скорейшему исправлению речевого дефекта и развитию навыков самоконтроля как важного компонента учебной деятельности.

Нами были разработаны и опробованы для индивидуальных и подгрупповых занятий игровые комплексы по автоматизации и постановке свистящих, шипящих, соноров и аффрикат:

  • для свистящих «Чудо-Юдо»;
  • шипящих «Больница»;
  • соноров: [л] «Айболит», [р] «В лесу»;
  • аффрикат: [ч] «Поезд», [ц] «Птичий двор».

В основе каждого из них лежит активная игровая деятельность ребенка. Все комплексы имеют определенный «сказочный», «игровой» сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Чтобы он прошел успешнее, игровые комплексы связаны с этапом постановки звуков, т.е. «сказочный» сюжет развивается именно на этом этапе. Такая единая система работы позволяет быстрее автоматизировать звук.

Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в речи).

Игровые комплексы макси­мально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновремен­но способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложение и связную речь, развивал кругозор, фонематический слух, чувство ритма и рифмы.

Занимательно-игровой ха­рактер речевых упражнений в игровых комплексах повышает речевую мотивацию де­тей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического ана­лиза и синтеза, укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку.

В игровых комплексах ис­пользуется большое разнообразие речевых упражнений: сло­говые цепочки; ряды слов, близких по звучанию; чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения.

Использование специальных игр и игровых упражнений в развитии произвольности у де­тей, применение игровых ком­плексов по автоматизации зву­ков с использованием игровой мотивации у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:

  • интеграции содержания основной образовательной и коррекционной программы, коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога в части развития у детей навыков произвольно­го поведения, что обеспечивает формирование компонентов готовности каждого ребенка к школьному обучению;
  • повышение эффективности коррекционного обучения;
  • обеспечение качественной индивидуализации и дифференциации процесса обучения и прогноза развития дошкольников с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей.

Игровой комплекс для освоения свистящих звуков

Каждый игровой комплекс содержит определенную «ска­зочную», игровую ситуацию, обыгрывание которой начина­ется на этапе постановки зву­ка. Для игрового комплекса свистящих звуков «Чудо-Юдо» игровая ситуация на этапе постановки звучит сле­дующим образом: «Чудо-Юдо похитил звук [с] из нашего ротика. Мы его теперь не мо­жем произнести. Надо сразиться с ним и отобрать наш звук. Каждое «сражение» будет содержать определенный способ постановки звука [с]. Как только звук будет поставлен, значит, мы победили Чудо-Юдо, хотя он и пытался нам помешать.

Выполним также и артикуляционные упражнения для свистящих звуков, чтобы стать сильнее и победить Чудо-Юдо, которое все время прячет наш звук в словах, но мы его находим (упражнения на развитие фонематического слуха)».

Теперь, когда звук постав­лен, необходимо его автомати­зировать: «Теперь мы должны охранять наш звук, чтобы Чудо-Юдо его опять не украл».

Автоматизация в слогах

«Строим заборчик»:

са-са-са

су-су-со.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог): са-су-ба сы-ка-сы

«Возводим стену»: ас-эс-ос- ус-ыс.

«Забиваем гвозди в забор»:

ас-са-ос

ус-сы-ыс

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре сы, теперь пять со, теперь шесть ус и т.д.

Эту игру можно сопрово­дить рисованием домика.

Теперь звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах

Игры с указанием страницы в скобках даны по пособию Л.И. Лебедевой [1].

  • «Рассеянный с улицы Бассейной» (с. 4).
  • «Сыщики» (с. 4).
  • «Спортивное соревнова­ние» (с. 6).
  • «Классическое лото» (с. 6).
  • «Игра с комментарием» (с. 6).
  • «Четвертое лишнее» (с. 7).
  • «Искатели сокровищ» (с. 9).
  • «Краски» (с. 10).
  • «Раз словечко, два словеч­ко» (с. 12).
  • «Бег с барьерами» (с. 14).
  • «Схватка с Звукоедом» (с. 15).
  • «Лови ошибку» (с. 16).
  • «Кто внимательнее» (с. 16).

Автоматизация в словосочетаниях

  • «Рассвет и закат» (с. 5).
  • «Времена года» (с. 10).
  • «Слова-однофамильцы» (с. 11).
  • «Зеленая игра» (с. 15).
  • «Кто что делает?» (с. 16).

Автоматизация в предложениях

  • «Логическое лото» (с. 7).
  • «Антилогическое лото» (с. 8).
  • «Стог сена» (с. 8).
  • « Кто спрятал звездочку? » (с. 8).
  • «Звери играют в прятки» (с. 11).
  • «Фотоохота на лис» (с. 12).
  • «Сражение» (с. 12).
  • «Что изменилось?» (с. 17).
  • «Разноцветная игра» (с. 18).

Автоматизация в речи

  • «Где же нос? — вот вопрос» (с. 9).
  • «Бездомный заяц» (с. 13).
  • «Зеркало» (с. 14).
  • «Сказка про козу» (с. 16). В игровой комплекс мы

включаем игры, разработанные нами.

Автоматизация в словах

  • «Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила. (самовар, санки, сосну и т.д.).

Грузовик привез. (посуду, постели, косынки и т.д.).

  • «Рассмеши Несмеяну» Несмеяна сидит высоко. До нее очень далеко. Но мы построим мостик. Выложи брев­нышки моста — картинки со звуком [с] по правилу: «Сперва идут бревнышки — слова из одного слога, потом — из двух слогов, потом — из трех слогов». А теперь, взобравшись к Несмеяне по нашему мости­ку, мы ее будем смешить. Для этого вы должны назвать любую картинку 5 раз, с различной интонацией.
  • «Бабочки»

Бабочки очень любят летать, особенно над «Свистящей поляной» (на столе лежат картинки со звуком [с]). Бабочка (либо фигурка, либо само изображение) должна опылить как можно больше цветков на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок и назвать его.

  • «Свистляндия»

Сегодня отправимся в необычную страну — «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, нужно выучить ее язык. Он очень похож на наш: в начале (или конце) слова добавляется «свист». Например, слово стекло у них звучит как свистстекло. Давайте поучимся их языку.

Закрыв глаза, произнесите волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране (на столе лежат картинки со звуком [с] или можно называть предметы, окружающие ребенка, на языке Свистляндии).

  • «Слова-друзья»

Перед ребенком лежат картинки со звуками [с], [з], [с'], [з']. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут:

  • только те слова, в которых

совпадает число слогов;

  • слова, которые начинаются

с одного звука.

Автоматизация в словосочетаниях

  • « Что с чем? »

Назвать по картинке, что с чем.

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом.

  • «Кто с кем или чем дружит? »

На столе разложены 16 картинок (4x4) со звуками [с], [з]. Назовите, кто с кем вместе (например, сок вместе с самоваром, снег вместе с сапогом и т.д.). Если ребенок произносит звук [р], образец ответа будет следующий: сок дружит с самоваром, снег дружит с сапогом и т.д. Отвечать можно по вертикали, горизонтали или диагонали.

Автоматизация в предложениях

  • «Чего не бывает?»

Перед ребенком лежат кар­тинки. Каждый выбирает лю­бую картинку и называет ее, затем придумывает с ней предложение, в котором объясняет, без чего не бывает слова на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста;

Не бывает сосны без ствола.

  • «Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки и составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок.

Снеговик сделан из снега.

Свечка сделана из воска.

Колбаса сделана из мяса.

Бусы сделаны из пластмассы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

    1. Лебедева Л.И. Трудный звук, ты наш друг! Звуки [с] — [с'], [з] — [з']: Практ. пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М., 2005.
    2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М., 2001.
    3. Пожиленко ЕЛ. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. СПб., 2006.
    4. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
    5. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М., 2005.
    6. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. СПб., 2004.
Категория: Прочее
28.09.2020 20:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!