СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло. Красота внешняя и внутренняя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

         С. Пушкин.  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло. Красота внешняя и внутренняя.

Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Задачи:

Образовательные: учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Развивающие: способствовать развитию познавательных возможностей учащихся,  внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Эпиграф:  Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.                     (Виктор Мари Гюго)

Учитель: Прочитайте эпиграф к уроку.  Помните , что эпиграф выражает основную идею урока, сочинения, произведения и, конечно же, сообщает главную тему . Как бы вы сформулировали тему, прочитав эпиграф к уроку.

- «Красота внутренняя и внешняя»

У.Верно. А как вы понимаете, что такое внешняя красота и внутренняя?

 - За что можно любить, ценить  человека? За его внешнюю красоту или внутреннюю?

У.А какие герои сказки О мертвой царевне и семи богатырях  помогут разобраться нам в этом непростом вопросе?

-В этом вопросе нам помогут разобраться две главные героини сказки: Царица и Царевна.

У.Очень хорошо! Я думаю , что понять , кто из них положительная  героиня, а кто –отрицательная нетрудно. (Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная).

У.Скажите, ребята, а как вы определяете , злой человек или добрый?

- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

- А почему царица злая, что же плохого она делает?

- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.

(Просмотр отрывка мультфильма)

У.Попробуйте объяснить, что значит «Горда, ломлива».

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.

 

У.Чего же не хватает этой красоте? Но разве никого и ничего она не любит?

Ученик: Она самовлюбленная, капризная, высокомерная. Ей не хватает добра и любви. Она кроме себя никого не любит.

У: объяснить значение слов : нрав, кроткий, своенравный, ревнива

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

 

У.Итак, чем же, на ваш взгляд, сходство и различие царицы с царевной?

-Обе красивы,  но царевна в отличие от царицы, красива не только внешне, но и внутренне.)

У.Вы правы, главные героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.

На протяжении всей сказки зеркальце сравнивает царицу и царевну.

По какому признаку зеркальце сопоставляет  этих героев сказки?

-По Внешности и по характеру.

У.А как еще можно сравнивать людей?

-Как человек обращается с другими, трудолюбие, сдержанность, воспитанность, отношение автора.

Проиллюстрируйте текстом сказки черты характера этих героинь.

1 ряд Царица

2 ряд Царевна

3 ряд Отношение автора

У.Расскажите о царевне и царице, используя собранный материал.

-Царица-мачеха красивая , умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей  и совсем не думает о других; ЕЩЕ ОНА ХОЧЕТ ВСЕГДА ОСТАВАТЬСЯ САМОЙ КРАСИВОЙ-от  этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

-Царевна молодая, очень скромная, добрая, застенчивая, она верна своему слову.

У.Чем заканчивается сказка?

Итак, добро побеждает зло.

 

Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

- За что ценят или любят человека? За его внешнюю красоту или внутреннюю?

Прежде чем вы ответите на этот вопрос, я хочу  рассказать вам притчу, которая так и называется “Внешняя и внутренняя красота”

Притча “Внешняя и внутренняя красота”

Однажды ученик спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Учитель спросил ученика:

- Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но теплый и надежный. Что бы ты выбрал?

- Я бы предпочел простой внешне, но удобный внутренне дом.

- А если бы дом покупал человек тщеславный, гордящийся своим положением, но не имеющий достаточно средств для покупки красивого и уютного дома? – снова задал вопрос Учитель.

- Наверное, он предпочел бы внешнюю красоту и блеск удобствам, – ответил Ученик.

- Думаю, ты прав, – сказал Учитель и добавил: – Да только вот вне зависимости от вашего выбора однажды каждый из вас бы понял, что ему не хватает либо красоты, либо уюта, и начал бы к этому стремиться.

- Так, значит, внешняя и внутренняя красота по сути своей равнозначны и ценны лишь в гармонии? – спросил ученик.

- Можно сказать и так, – ответил улыбаясь Учитель, – но я думал прежде всего о том, что, обладая половиной, всегда стоит стремиться к целому, не теряя при этом того, что уже имеешь. Ведь половина, какой бы она ни была, всегда будет лишь половиной.

 

-У. Какой вывод вы сделали ?

-Внешняя и внутренняя красота – это две половинки единого целого, из чего должен состоять человек.

-Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.

Рефлексия.

Предложите несколько вопросов на выбор, и пусть они письменно ответят  на один ( 2- 3 предложения) и прочитают.

Например:

- Какой урок я извлёк сегодня для себя, принимая участие в беседе на тему «Красота внешняя и внутренняя»

- Что для вас важнее: внешняя или внутренняя красота?

- Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой».                    

Категория: Литература
10.01.2015 13:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!