СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло. Красота внешняя и внутренняя.
Цель: подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
Задачи:
Образовательные: учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.
Развивающие: способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.
Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.
Эпиграф: Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. (Виктор Мари Гюго)
Учитель: Прочитайте эпиграф к уроку. Помните , что эпиграф выражает основную идею урока, сочинения, произведения и, конечно же, сообщает главную тему . Как бы вы сформулировали тему, прочитав эпиграф к уроку.
- «Красота внутренняя и внешняя»
У.Верно. А как вы понимаете, что такое внешняя красота и внутренняя?
- За что можно любить, ценить человека? За его внешнюю красоту или внутреннюю?
У.А какие герои сказки О мертвой царевне и семи богатырях помогут разобраться нам в этом непростом вопросе?
-В этом вопросе нам помогут разобраться две главные героини сказки: Царица и Царевна.
У.Очень хорошо! Я думаю , что понять , кто из них положительная героиня, а кто –отрицательная нетрудно. (Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная).
У.Скажите, ребята, а как вы определяете , злой человек или добрый?
- По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.
- А почему царица злая, что же плохого она делает?
- Царица любыми способами хочет погубить царевну, чтобы та не мешала ей быть прекрасней всех на свете.
(Просмотр отрывка мультфильма)
У.Попробуйте объяснить, что значит «Горда, ломлива».
Гордый – сознающий свое превосходство.
Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.
У.Чего же не хватает этой красоте? Но разве никого и ничего она не любит?
Ученик: Она самовлюбленная, капризная, высокомерная. Ей не хватает добра и любви. Она кроме себя никого не любит.
У: объяснить значение слов : нрав, кроткий, своенравный, ревнива
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
У.Итак, чем же, на ваш взгляд, сходство и различие царицы с царевной?
-Обе красивы, но царевна в отличие от царицы, красива не только внешне, но и внутренне.)
У.Вы правы, главные героини, совершенно разные, противоположные по характеру, хотя обе очень красивы.
На протяжении всей сказки зеркальце сравнивает царицу и царевну.
По какому признаку зеркальце сопоставляет этих героев сказки?
-По Внешности и по характеру.
У.А как еще можно сравнивать людей?
-Как человек обращается с другими, трудолюбие, сдержанность, воспитанность, отношение автора.
Проиллюстрируйте текстом сказки черты характера этих героинь.
1 ряд Царица
2 ряд Царевна
3 ряд Отношение автора
У.Расскажите о царевне и царице, используя собранный материал.
-Царица-мачеха красивая , умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей и совсем не думает о других; ЕЩЕ ОНА ХОЧЕТ ВСЕГДА ОСТАВАТЬСЯ САМОЙ КРАСИВОЙ-от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.
-Царевна молодая, очень скромная, добрая, застенчивая, она верна своему слову.
У.Чем заканчивается сказка?
Итак, добро побеждает зло.
Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?
- За что ценят или любят человека? За его внешнюю красоту или внутреннюю?
Прежде чем вы ответите на этот вопрос, я хочу рассказать вам притчу, которая так и называется “Внешняя и внутренняя красота”
Притча “Внешняя и внутренняя красота”
Однажды ученик спросил у Учителя, что важнее в человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ на это Учитель спросил ученика:
- Скажи, если бы тебе понадобилось купить дом, а денег хватало бы либо на красивый внешне, но неуютный дом, либо на невзрачный, но теплый и надежный. Что бы ты выбрал?
- Я бы предпочел простой внешне, но удобный внутренне дом.
- А если бы дом покупал человек тщеславный, гордящийся своим положением, но не имеющий достаточно средств для покупки красивого и уютного дома? – снова задал вопрос Учитель.
- Наверное, он предпочел бы внешнюю красоту и блеск удобствам, – ответил Ученик.
- Думаю, ты прав, – сказал Учитель и добавил: – Да только вот вне зависимости от вашего выбора однажды каждый из вас бы понял, что ему не хватает либо красоты, либо уюта, и начал бы к этому стремиться.
- Так, значит, внешняя и внутренняя красота по сути своей равнозначны и ценны лишь в гармонии? – спросил ученик.
- Можно сказать и так, – ответил улыбаясь Учитель, – но я думал прежде всего о том, что, обладая половиной, всегда стоит стремиться к целому, не теряя при этом того, что уже имеешь. Ведь половина, какой бы она ни была, всегда будет лишь половиной.
-У. Какой вывод вы сделали ?
-Внешняя и внутренняя красота – это две половинки единого целого, из чего должен состоять человек.
-Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.
Рефлексия.
Предложите несколько вопросов на выбор, и пусть они письменно ответят на один ( 2- 3 предложения) и прочитают.
Например:
- Какой урок я извлёк сегодня для себя, принимая участие в беседе на тему «Красота внешняя и внутренняя»
- Что для вас важнее: внешняя или внутренняя красота?
- Согласны ли вы с высказыванием В.Гюго «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой».
© 2015, Казаринова Елена Валерьевна 8913