СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказки о Русском Языке

Наталья Детюк

СКАЗКИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ЦАРЕ ВЕЛИКОМ И МОГУЧЕМ, ДА О ДОЧЕРЯХ ЕГО ПРЕМУДРЫХ — ГРАММАТИКЕ, МОРФОЛОГИИ, ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

Кот Баюн мне сказки эти

Промурлыкал на рассвете.

Книга эта — быль и сказка.

Детям всем она — подсказка:

Как ошибки победить,

Язык русский изучить!

Давным-давно это было.

Так давно, что на свете этом не было ещё ни меня, ни вас, ни родителей ваших, и даже ни дедушек, и ни бабушек, ни прадедушек и ни прабабушек наших. За сахарными горами, за конфетными лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь Русский Язык, по прозванию Великий и Могучий. Жил он в просторном резном тереме, в хрустальных палатах! И не просто царь, а настоящий Волшебник! Царство его было обширное, богатое, красивое и прекрасное, вряд ли такое ещё, где можно на земле отыскать! Как-то раз призвал царь своих четырёх дочерей и говорит им: «Дети мои любимые! Много я слов русских создал, много слов заморских в своём царстве приютил, так много, что трудно мне стало одному управлять моим Лингвистическим царством. Пришло ваше время. Разделю моё царство на части, которыми вы управлять станете. Но дружно живите, в единстве и согласии, помогайте друг другу. Ты, Грамматика, дочь моя старшая, придай словам особый строй и формы разные, законы для них издай, по которым все слова русского языка жить станут, надели слово каждое своими признаками грамматическими. Ты, Морфология, дочь моя средняя, все слова русского языка раздели на группы большие да рассели их по разным городам, чтобы у каждой группы слов свой город был и своя семья. Ты, Орфография, издай такие законы, чтобы все знали, как правильно следует писать буквы и слова русские. А ты, дочь моя младшенькая, Пунктуация, издай законы соединения слов в словосочетаниях и предложениях да систему знаков препинания и правила их постановки придумай, чтобы не сливались слова в одно целое и тем не путали народ праведный». Что же, дочки царя-батюшку не могли ослушаться, и каждая принялась за свою работу. Жили они — не ленились, без устали трудились. Так честно и исправно и по сей день правят они своими царствами на радость отцу да во славу русскую! А я приглашаю вас в увлекательное и занимательное путешествие по волшебному царству-государству царя Великого и Могучего Русского Языка Славного. Вы, друзья, читайте — всё запоминайте! Мудрость сказок сих понять сумейте — смело дело разумейте! Это только присказка — все сказки впереди…

СКАЗКИ О ЗВУКАХ ДА БУКВАХ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ

СКАЗКА О ТОМ, КАК БУКВЫ СВОЁ МЕСТО В ЖИЗНИ ИСКАЛИ

Давно это было, ещё в древние времена. Жили-были Гласные и Согласные буквы, да вот только порядка у них и мира между ними не было. Всё время буквы спорили, кому за кем становиться, каждая буква хотела на первом месте стоять. — Нам надо всем построиться по порядку, и каждому нашему домику присвоить номер, и тогда нас легко будет найти в нашем городе, — предложила буква А. — Первыми должны стоять гласные, — сказали Гласные буквы. — Нет, согласные, — спорили с ними Согласные буквы. — Да без нас вы ни одного слова не произнесёте! Вы, например, можете каплю превратить в птицу? А мы можем! А в некоторых словах, так нас, согласных, по сто букв бывает! — Приведите хоть один пример. Что это за слова такие, в которых сто согласных букв? — спрашивали их Гласные. — А вы у учеников спросите — они всё знают! — Зато мы поём хорошо! А вы петь не умеете! — парировали Гласные. Буква Я была известной зазнайкой и хвастунишкой. Всё время себя нахваливала: «Я самая умная! Я самая красивая! Я самая важная буква!». А однажды буква Я так заявила: «Без меня вам не прожить!» Так долгое время буквы всё ссорились и спорили. А Мягкий знак, известный мягкостью своего характера, предложил: «Пойдёмте к царю нашего государства, и пусть он нас рассудит». Приходят буквы к Русскому Языку. Рассказали буквы государю о своём споре. А Русский Язык им и говорит: — Чтобы вы больше не ссорились, определю каждой букве своё место, построю вас по порядку, который вы будете отныне и во веки вечные строго соблюдать. Порядок этот назову азбукой. — Но ведь всё начинается в этом мире с меня! Я должна стоять первая! — продолжала настаивать на своём буква Я. Рассердился Русский Язык на букву Я за её зазнайство и сказал: «Каждая буква нужна и важна! А ты отправляйся-ка в конец азбуки и подумай о своём поведении!» И отправил Русский Язык букву Я в самый конец азбуки. Оттуда не будет слышно её хвастовства. С тех пор буква Я в азбуке, которую теперь алфавитом называют, самая последняя стоит. А буквы с тех пор больше не ссорились. Дружно живут в алфавите, а «встанут в ряд — вмиг заговорят». Люди даже про них такую загадку придумали — Белое поле, чёрное семя, кто его сеет, тот разумеет. Услышал эту сказку детский поэт Борис Заходер, очень рассмешила его эта история, и поэт написал стихотворение о буквах и о букве Я, букве-зазнайке: Всем известно: Буква Я В азбуке Последняя. А известно ли кому, Отчего и почему? - Неизвестно? - Неизвестно. - Интересно? - Интересно! - Ну, так слушайте рассказ. Жили в азбуке у нас Буквы. Жили, не тужили, Потому что все дружили, Где никто не ссорится, Там и дело спорится. Только раз Все дело Стало Из-за страшного скандала: Буква Я В строку не встала, Взбунтовалась Буква Я! - Я, - Сказала буква Я, - Главная-заглавная! Я хочу, Чтобы повсюду Впереди Стояла Я! Не хочу стоять в ряду. Быть желаю На виду! - Говорят ей: - Встань на место! - Отвечает: - Не пойду! Я ведь вам не просто буква, Я - местоимение. Вы - В сравнении со мною - Недоразумение! Недоразумение - Не более не менее! Тут вся азбука пришла В страшное волнение. - Фу-ты ну-ты! - Фыркнул Ф, От обиды покраснев. - Срам! - Сердито С сказало. В кричит: - Воображала! Это всякий так бы мог! Может, я и сам - предлог! - Проворчало П: - Попробуй, Потолкуй с такой особой! - Нужен к ней подход особый, - Вдруг промямлил Мягкий Знак. А сердитый Твердый Знак Молча показал кулак. - Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! - Закричали Гласные. - Не хватало только драки! А еще Согласные! Надо раньше разобраться, А потом уже и драться! Мы же грамотный народ! Буква Я Сама поймет: Разве мыслимое дело Всюду Я Совать вперед? Ведь никто в таком письме Не поймет ни бе ни ме»! - Я Затопало ногами: - Не хочу водиться с вами! Буду делать все сама! Хватит у меня ума! - Буквы тут переглянулись, Все - буквально! - улыбнулись, И ответил дружный хор: - Хорошо, Идем на спор: Если сможешь В одиночку Написать Хотя бы строчку, - Правда, Стало быть, Твоя! - Чтобы я Да не сумела, Я ж не кто-нибудь, А Я!.Буква Я взялась за дело: Целый час она Пыхтела, И кряхтела, И потела, - Написать она сумела Только «.яяяяя!» Как зальется буква X: - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! - О От смеха покатилось! А За голову схватилось. Б Схватилось за живот. Буква Я Сперва крепилась, А потом как заревет: - Я, ребята, виновата! Признаю Вину свою! Я согласна встать, ребята, Даже сзади Буквы Ю! - Что ж, - решил весь алфавит, - Если хочет - пусть стоит! Дело ведь совсем не в месте. Дело в том, что все мы - вместе! В том, чтоб все - От А до Я - Жили, как одна семья! Буква Я Всегда была Всем и каждому мила. Но советуем, друзья, Помнить место Буквы Я!

СКАЗКА ПРО ЗВУКИ И БУКВЫ

В сказочной стране Русский Язык есть городок, и называется он Буквоград. В этом городке всего 33 домика, в которых живут Звуки. Каждый домик имеет свою особенную архитектуру. Называют домики буквами. Ранним утром из домиков раздаются разные звуки: «А-А-А! О-О-О! И-И-И! Ы-Ы-Ы! У-У-У! Э-Э-Э!». Это проснулись Гласные звуки и начали петь. Гласные звуки очень любят петь, у них красивые голоса. Дружно живут Гласные звуки, их ровно 6. Любят Гласные звуки петь дуэтом со звуком Й и получается у них: «ЙА! ЙО! ЙЭ! ЙУ!». Из других же домиков слышится шипение: «Ш-Ш-Ш. Ж-Ж-Ж. Щ-Щ-Щ. Ч-Ч-Ч». В этих домиках живут Согласные звуки, которые называют шипящими. Из других домиков раздаются тихие отрывистые звуки, похожие на глухой стук: «П. Т. К. С. Ф. Ш.» — эти звуки называют Глухими согласными. А напротив Глухих согласных живут их друзья, Звонкие согласные. Их голоса можно услышать издалека: «Б. Д. Г. З. В. Ж». Эти Согласные неразлучные друзья, очень похожи друг на друга, в конце слова произносятся одинаково, из-за этого их называют ещё парными. На улице Непарной в остальных домиках поселились только Глухие звуки: [Х], [Ц], [Ч], [Щ] — всего их 4; и только Звонкие согласные звуки: [Л], [М], [Р], [Н], [Й] — всего их 5. Согласных звуков в русском языке намного больше, чем гласных, поэтому и домиков у них больше — 21! А на окраине этого городка, вдали от всех, стоят ещё два домика. Да только никогда звуки из этих домиков не раздаются! Поэтому прозвали эти домики-буквы мёртвыми. А называются буквы Твёрдый (Ъ) и Мягкий знак (Ь). Об этих буквах я расскажу в следующей сказке.

СКАЗКА О ТВЁРДОМ И МЯГКОМ ЗНАКЕ

Было это давно. В одной волшебной стране, в загадочной стороне, в сказочном городе жили-были два брата. Два родных брата, а характер у них разный. У одного — покладистый, мягкий, поэтому и назвали его Мягкий знак. А у другого — напористый, твёрдый, — его назвали Твёрдый знак. Однажды загоревал Мягкий знак и говорит Твёрдому знаку: — Горько мне, что нас называют мёртвыми буквами, и зачем мы живём на этом белом свете? Мы не можем начать слово, не обозначаем никаких звуков. — Пойдём к царевне нашей Орфографии и узнаем у неё своё предназначение, — предложил ему Твёрдый знак. Отправились братья в дорогу. Долго ли шли, коротко ли, но пришли к царевне Орфографии, младшей дочери Великого и Славного царя Русского Языка. Поведали Знаки царевне о своей печали, а Орфография им и отвечает: «Вас называют мёртвыми буквами, потому что вы не обозначаете звуков. Но наделю вас силой волшебной. Отныне ты, Мягкий знак, будешь обозначать мягкость согласных букв в конце слова — боль, соль — и сможешь изменять значение слова! Ты сможешь превратить угол в уголь, мел — в мель! Ты будешь обозначать мягкость согласных звуков и стоять перед твёрдыми согласными в середине слова: просьба, письмо. Ещё будет у вас одно предназначение! Наделю вас силой разделительной, и будете вы, как пограничники, разделять в словах гласные буквы от согласных, чтобы они не сливались, и не меняли значение слова. Без тебя, Мягкий знак, семья может превратиться в семя! А это, знаешь ли, не порядок! Ты, Мягкий знак, будешь разделять гласные И, Ю, Я, Ё, Е от согласных в середине корня и на конце корня перед окончанием: пЬеса, вЬюга, листЬя, муравЬи, белЬё, варенЬе. Ну а ты, Твёрдый знак, встанешь после приставок, которые заканчиваются на согласную букву, перед гласными Я, Ё, Е, Ю: подЪехал, предЪюбилейный, обЪявление, сЪёмка. Не печальтесь, друзья, о вас ещё легенды будут складывать!». Выдала Орфография братьям удостоверения, подтверждающие их назначение, и Указ издала, чтобы отныне не ссорились между собой Гласные и Согласные буквы да не вносили в слова путаницу и раздор, а подчинялись Мягкому и Твёрдому знаку. Во избежание беды великой строго-настрого Орфография запретила Мягкому знаку вставать в сочетания букв РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ. А на память дала ему древнее писание, которое испокон веков было: «СОЧЕТАНИЯ БУКВ РЩ, ЩН, НЩ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ пишутся без Ь!»

СКАЗКА О ТОМ, КАК МЕЖДУ БУКВАМИ ГЛАСНЫМИ СПОР ВЫШЕЛ

В некотором царстве, царя Русского Языка государстве, живут звуки согласные да гласные. Гласные звуки весёлые, дружные, да затейники такие, выйдут на полянку — начнут хороводы водить. А сойдутся вместе с согласными звуками, так и песни разные начнут петь. У гласных — красивые, звонкие голоса, потому их и назвали гласными звуками. Смотрят на них гласные и согласные буквы, слушают да начнут записывать их песни. Однажды между гласными буквами А и О спор вышел. Услышали они, как звуки пели: — Вода, кругом вода! — А буква А и говорит: — В слове «вада», я буду стоять. — Это, по какому такому праву? — спросила Буква О. — У тебя, что слух плохой? Ты разве не слышишь: «вада, кругом вада!», так звуки гласные поют, — ответила Буква А. — Что-то тебя слишком много в одном слове! Нет! В первом слоге встану я — «вода»! — воскликнула Буква О. Услышала их спор царевна Орфография и поспешила к ним на помощь. С собой взяла своего помощника — Ударение. — Не ссорьтесь, Гласные буквы! — сказала Орфография, стараясь примирить их. — Дело в том, что в русском языке гласные звуки бывают ударными и безударными. Ударные звуки всегда произносятся понятно и отчётливо, потому что на них падает ударение. — Да, да, — сказало Ударение, — у меня не забалуешь! Взмахну своей волшебной палочкой, так звук гласный перестаёт народ честной путать и произносится так, как вы и должны писать слово! — Ну, всё правильно, я и стою во втором слоге слова «вода», потому что мой звук под ударением, — сказала Буква А. — А в первом слоге слова «вода» должна стоять я! — сказала Буква О, надеясь на поддержку царевны правил написания букв. — В этом спорном случае вам нужно поступить так: изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы ударение падало на спорный звук. И сразу всё станет понятно, какая буква должна писаться в слове, потому что безударный звук станет ударным, — подсказала буквам Орфография. — Например, вода — воды. — Если вы будете соблюдать это правило, то никогда больше не будете спорить и ссориться, — пояснило Ударение. — А ещё проверочное слово должно быть близким по значению! — А-а-а, теперь всё понятно! — воскликнули Гласные буквы. Поблагодарили буквы гласные царевну Орфографию и Ударение за столь мудрый и справедливый совет. Побежали и рассказали другим гласным об этом правиле написания безударных гласных букв, чтобы и они больше не спорили и не ссорились.

СКАЗКА ПРО ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ

В Орфографическом царстве, в Фонетическом государстве, живут Согласные буквы и звуки. Живут — горя не знают. Но бывает, что и спорить начнут, отношения выяснять. Однажды между парными Звонкими и Глухими согласными буквами произошёл спор: «В таких словах как ДУБ, ЛЕВ, АРБУЗ, ВРАГ, НАРОД нужно писать на конце букву звонкого согласного звука», — твердили Звонкие согласные. «Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную», — не соглашались глухие. В этот самый момент, воспользовавшись ссорой, которая между парными Согласными произошла, пробралась в их город Ошибка, всеми ненавистная. Ошибка-то и больше раззадорила Глухие согласные, всё нашёптывала им, на ссору подбивая: «Не сдавайтесь, Глухие, докажите этим звонарям, что вы тоже имеете право на конце корня писаться…» — Ну, попробуйте доказать, что в словах ДУБ, ЛЕВ, АРБУЗ, ВРАГ, НАРОД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, — напирали глухие буквы. Звонкие согласные сначала растерялись, не знали, какие доводы привести, чтобы доказать Глухим согласным буквам свою правоту, ведь и правда, при произношении в конце этих слов слышатся глухие звуки. Царевна Орфография услышала про раздор, который между согласными вышел, да, во избежание смуты великой и порядка ради, издала Закон о правописании Звонких и Глухих согласных. И отправила согласным звонким и глухим верного подданного своего — Всемогущее Правило. Оно-то, Всемогущее Правило, и прояснило всю ситуацию, зачитало Закон царевны Орфографии: «Чтобы не допустить в написании слов врага нашего — Ошибку, отныне и во веки веков написание парных звонких и глухих согласных — следует проверять! Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук! Какой звук слышится перед гласным, букву того и следует писать на конце слова. Вот примеры — слушайте и не говорите, что не слышали! Гриб — грибы; зуб — зубы; мороз — морозы; глаз — глаза, город — города. И прочее, и прочее, и прочее». Услышали сей Закон парные согласные, стали выполнять его, не нарушая. Благодаря этому закону, и поныне живут Глухие и Звонкие буквы и звуки в мире и согласии. А коварная Ошибка сбежала, едва увидев Всемогущее Правило. Побежала к ученикам, может, кто-нибудь ещё не знает этого правила. Тогда Ошибка проберётся к ним в тетрадки, и будет там жить-поживать и «двойки» ученикам получать. Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок: чтоб Ошибку победить, надо правила учить!

СКАЗКА ПРО УДАРЕНИЕ

Однажды Ударные гласные звуки пожаловались на свою тяжёлую и «травмоопасную» жизнь Безударным гласным: — Ох, и противное же это Ударение! — сказали ударные Гласные звуки. — Разве? Мы этого не замечали, — поддержали разговор Безударные гласные. — А вы встаньте на наше место, тогда узнаете, как больно оно «ударяет». И зачем только Ударение живёт в нашем царстве? — спросили Ударные гласные звуки. — Ведь нет от него никакой пользы — одни страдания! Мы думаем, что нужно изгнать Ударение из царства Русского Языка! Пойдёмте к Русскому Языку — помощи просить. Близко видать, да далеко шагать… Пошли Ударные и Безударные гласные на поклон к царю своему, Великому и Прекрасному Русскому Языку. «О Великий и Могучий Русский Язык! Избавь нас от страданий, которые терпим от Ударения ежеминутно, изгони ты его из царства своего», — взмолились Гласные буквы. А Русский Язык им и отвечает: — Не могу я этого сделать, потому что всё, что есть в моём царстве, необходимо и важно! — В чём же важность и значимость этого хулигана Ударения? Ведь оно только и знает, что драться да прыгать в словах с места на место! — Роль Ударения велика! Вам оно помогает звучать без фальши, отчётливо и понятно, под ударением голос ваш чище. А ещё Ударение вносит ясность в значение слов, которые пишутся одинаково, но значение у них разное! Живут в моём царстве такие слова — замок, мука, белки, да и много других, я их назвал омографы. Но стоит Ударению переместиться в этих словах с одного слога на другой, с одной гласной на другую, как тут же слово меняет своё значение! Был красивый старинный замок, — ударение перескочит на второй слог, и получится крепкий и надёжный замок! И наоборот, белая пшеничная мука превратится в тяжёлую муку! А географический атлас Ударение может превратить в ткань — нежный, красивейший атлас! А если не поймёте роль Ударения в слове, то ни за что не отгадаете загадку: Мы очень милые зверьки, Мы любим рощицу зелёную. Но переставьте ударение, И превратимся мы в еду, сырую и варёную. Да и чтобы понять смысл написанного, необходимо уметь правильно расставлять в словах ударение. Убедитесь сами! Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия? На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог средь невидимых дорог. (И. Соколов-Микитов) Поняли Гласные буквы всю важность смыслоразличительной роли Ударения в русском языке и подружились с Ударением. Да и все слова стали относиться к нему с почтением и уважением.

Категория: Русский язык
17.07.2019 10:48


© 2019 743

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!