СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия поклоняется Есенину. Интернет-викторина, посвященная 120-летию со дня рождения С.А. Есенина и 50-летию со дня основания музея-заповедника С.А. Есенина (2015 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три задания нужно было выполнить в рамках этой интереснейшей интернет-викторины. Задания были разными: первое - это, я бы сказала, поисковая работа и пополнение багажа знаний; второе - душевное и творческое, а третье. Да, что здесь объяснять!? Смотрите, читайте - сами все поймете!

Первое задание

Вам необходимо ответить на 12 вопросов, представленных ниже.

За каждый правильный ответ в зависимости от его полноты присуждается от 1 до 5 баллов.

1. Как известно, С.А. Есенин любил слушать народные песни, перечислите их названия.

С. А. Есенин знал разные народные песни, особое внимание уделял лирическим песням, среди которых выделял грустные по мелодике и содержанию. Из различных источников исследователи творчества поэта установили некоторые названия лирических народных песен, которые слушал и знал Есенин: "Ах ты, ноченька, ночка темная", "По пыльной дороге телега несется", "Голова-то моя ль удалая", "Вниз по матушке, по Волге", "Живет моя красотка в высоком терему", "Не шуми, мати зеленая дубровушка", "То не ветер ветку клонит", "Паша, ангел непорочный, не ропщи на жребий свой". Конечно, этими названиями не ограничивались познания поэта в области народной песни, но восстановить все названия не представляется возможным, так как в 1922 году сгорел дом Есениных и в огне погибли многие записи.

Известно также, что Сергея Есенина привлекали исторические личности, например, Е. Пугачев, С. Разин. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и исторические народные песни хорошо знал и любил слушать поэт. Особое внимание, по воспоминаниям современников, уделялось песням о Степане Разине.

Дед и бабка поэта были очень набожными и придерживались традиционных народных обрядов, верили в традиции, знали обрядовую поэзию, поэтому можно говорить о том, что Есенин слушал обрядовые песни. «…Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».

2. Найдите поэтические строки в произведениях С.А. Есенина, где он описывает старинные обряды.

Сергей Есенин родился и вырос в селе Костантиново, Кузьминского уезда Рязанской волости, где были сильны народные традиции и обряды, на которых воспитывался будущий поэт и которые он упоминает в своих стихах. Даже о своем рождении поэт рассказал в духе мифологии, заявляя, что он прямой наследник духа далеких предков, избранник судьбы, ведь в Константинове бытовало поверье, что каждому ребенку уготована своя судьба.

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорога схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье на готове,

Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

Почти все старинные календарные обряды можно найти в творчестве Сергея Есенина.

Старинный обряд праздника Ивана Купала:

За рекой горят огни, Погорают мох и пни. Ой, купало, ой, купало, Погорают мох и пни.

Плачет леший у сосны - Жалко летошней весны. Ой, купало, ой, купало, Жалко летошней весны.

А у наших у ворот Пляшет девоккорогод. Ой, купало, ой, купало, Пляшет девок корогод.

Кому радость, кому грех, А нам радость, а нам смех. Ой, купало, ой, купало, А нам радость, а нам смех.

Старинный обряд гадания на судьбу:

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.

Погадала красна-девица в семик,

Расплела волна венок из повилик.

Ой, не выйти в жёны девушке весной,

Запугал её приметами лесной.

На берёзке пообъедена кора,

Выживают мыши девушку с двора.

Бьются кони, грозно машут головой.

Ох, не любит чёрны косы домовой.

Запах ладана от рощи ели льют.

Ходит девушка по бережку грустна,

Ткёт ей саван нежнопенная волна.

Троицын день и связанные с ним поверья:

Троицыно утро, утренний канон, В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон. В роще по берёзкам белый перезвон.

Народные традиции на Радуницу и Покров:

Чую радуницу божью — Не напрасно я живу, Поклоняюсь придорожью, Припадаю на траву. Между сосен, между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком, в кольце иголок, Мне мерещится Исус. Он зовет меня в дубровы, Как во царствие небес, И горит в парче лиловой Облаками крытый лес. Голубиный пух от бога, Словно огненный язык, Завладел моей дорогой, Заглушил мой слабый крик. Льется пламя в бездну зренья, В сердце радость детских снов, Я поверил от рожденья В богородицын покров.

Таким образом, следует отметить, что Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине в селе Константинове.

3. Какие художественные произведения изучал Сергей Есенин в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе?

«Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты; программа, рассчитанная на три года, включала церковную общую и русскую историю, закон божий, русский язык, церковнославянский язык, отечественную историю, географию, арифметику, геометрическое черчение, рисование, дидактику».

Основное внимание литературе уделялось на третьем году обучения. Благодаря учителю русского языка Е. М. Хитрову, который читал своим ученикам произведения А. С. Пушкина, Есенин познакомился с такими произведениями, как «Евгений Онегин» и «Борис Годунов». Учитель отмечал, что у него не было «такого жадного слушателя, как Есенин: он впивался в меня глазами, глотал каждое слово».

Кроме того художественные произведения читались во внеурочное время. Одноклассник Есенина, с которым он учился и прожил три года в школьном интернате, Артем Чернов рассказывал: «Наше отделение всегда отличалось интересом к литературе. Кроме Есенина и Тиранова поэзией увлекались и писали стихи другие ученики. По вечерам мы собирались в одной из комнат в интернате, читали Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова…». Те из учеников, кто увлекался литературой, образовали своего рода кружок, который собирался в доме друга Есенина Григория Панфилова. Вот как об этом вспоминал Григорий Черняев: « Здесь мы много читали Горького, Чехова, Никитина, Лермонтова.». Таким образом, можно сказать, что произведения классической русской литературы ученики Спас-Клепиковской школы, в том числе С. Есенин, изучали в том числе и самостоятельно.

4. Кому посвящены строки из стихотворения «Вы к нам явились, как солнце…»?

Стихотворные строки посвящены Ивану Дмитриевичу Рудинскому, который происходил из семьи священнослужителя, окончил Московскую духовную академию, преподавал в Рязанских духовных училищах русский и церковно-славянский языки, гражданскую историю, арифметику, географию, дидактику. Позднее был епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ в Рязанской губернии. 17 ноября 1911 года он посетил Спас-Клепиковскую школу, в которой в то время учился Сергей Есенин. Учитель Хитров показал ему одно из написанных учеником Есениным стихотворений. Стихотворение очень понравилось Рудинскому, он расхвалил юного поэта при всех в классе и дал несколько советов. Под впечатление от этой встречи и было написано стихотворение «И. Д. Рудинскому. По поводу посещения им нашей школы 17-го ноября 1911 года».

5. Как и при каких обстоятельствах у С.А. Есенина появилось сравнение цветущего растения с «мышатами на жёрдочке»?

Это удивительное сравнение прозвучало из уст С. Есенина в московском доме Толстого, куда привел поэта его друг Клюев весной 1917 года. Прочитать об этом можно в воспоминаниях H.В. Крандиевской –Толстой:

«- У нас гости в столовой, - сказал Толстой, заглянув в мою комнату. - Клюев привел Есенина. Выйди, познакомься. Он занятный.

Я вышла в столовую. Поэты пили чай. Клюев, в поддевке, с волосами, разделенными на пробор, с женскими плечами, благостный и сдобный, похож был на церковного старосту…

Второй гость, похожий на подростка, скромно покашливал. В голубой косоворотке, миловидный, льняные волосы уложены бабочкой на лбу. С первого взгляда - фабричный паренек, мастеровой. Это и был Есенин.

На столе стояли вербы. Есенин взял темно-красный прутик из вазы.

- Что мышата на жердочке, - сказал он вдруг и улыбнулся…

…Крутя вербный прутик в руках, он прочел первое свое стихотворение, потом второе, потом третье».

6. О каком произведении известного русского поэта вспоминал С.А. Есенин, работая над стихотворением «Да! Теперь решено. Без возврата…»?

В книге воспоминаний В. И. Эрлиха «Право на песнь», в «главе» под названием «Пушкин» можно найти ответ на поставленный вопрос. Читаем:

«— Слушай! Как ты думаешь? Под чьим влиянием я находился, когда писал «Москву кабацкую»? Я сперва и сам не знал, а теперь знаю. Мне интересно, что ты скажешь.

— Люди говорят — Блока.

— Так то люди! А ты?

— А я скажу — Пушкина.

Он заглядывает мне в глаза и тычет кулаком в бок.

— А чего именно? Ну, ну!

— А я думаю, вот чего:

На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил9.

Есенин скачет, как кенгуру, и вопит на всю квартиру:

— Ай, умница! Вот умница! Первый человек понял! Ну и молодец! Только ты мне все-таки скажи, мне интересно, как ты догадался?

— А очень просто! У тебя на постели книжка лежит и открыта как раз на этих стихах…»

Сопоставив тексты стихотворений А. Пушкина «Дорожные жалобы» и С. Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата…», можно заметить некоторое сходство в горьком предположении одного поэта с предсказанием другого. Пушкинские строки приводит в своих воспоминаниях Эрлих:

На большой мне, знать, дорог

Умереть господь судил.

У Есенина читаем что-то подобное:

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне Бог.

Так что нет никаких сомнений, что именно о стихотворении «Дорожные жалобы» Пушкина вспоминал Есенин, работая над стихотворение из цикла «Москва кабацкая». Современники Есенина не раз отмечали, что он с особым поклонением относился к Пушкину. Из стихов Пушкина любил декламировать «Деревню» и особенно «Роняет лес багряный свой убор». «Видишь, как он — добавлял всегда после чтения и щелкал от восторга пальцами». А один из товарищей Есенина вспоминал, как тот говорил ему: «Читай побольше Пушкина. Это наш учитель. Я ведь тоже когда-то шел не той дорогой. Теперь же вижу, что Пушкин — вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии».

7. Один из грузинских поэтов-песенников однажды рассказал Сергею Есенину легенду о таланте певца, которую поэт впоследствии использовал в написании одного из стихотворений. Укажите, о каком поэте-песеннике идет речь и какова легенда?

Сергей Есенин подолгу путешествовал. Однажды несколько месяцев он провел в Тифлисе. Наиболее примечательным из тифлисских впечатлений Есенина было посещение им старейшего грузинского народного поэта и певца Иетима Гурджи. Обучая трёх юных учеников, старик пел слабым, чуть дребезжащим голосом, подыгрывая на чонгури. Пел он с такой сердечностью и выразительностью, что не поддаться очарованию этого исполнения было невозможно.

Узнав, что гость его известный российский поэт, седовласый хозяин сказал: «Встреча двух поэтов – это встреча стали с кремнем. Она рождает свет и тепло… А не пожелает ли почтенный гость прочитать свои стихи?»

Есенин встал. Он помолчал и вдруг запел. Да, свои стихи. Он не читал, а пел. Не потому ли, что не решался чтением нарушить обаяние только что прозвучавших песен?

«Всякая песня годится, лишь бы она шла от души»,- сказал Есенину грузинский поэт Йетим Гурджи и рассказал такую легенду: «Царь Давид хвастался, что его песни больше всего нравятся Богу. А Бог посмотрел сверху, покачал головой и говорит: «Ишь ты, расхвастался! Каждая лягушка в болоте поёт не хуже тебя! Посмотри, как она от всей души старается, хочет мне угодить!» И тогда царю Давиду стало стыдно».

Может быть, эта простодушная, но полная глубокого значения легенда вспомнилась потом Есенину, когда он писал стихотворение «Быть поэтом — это значит то же…», в котором есть вот такие строчки:

Миру нужно песенное слово

Петь по-свойски, даже как лягушка.

8. На какие иностранные языки была переведена поэзия С.А. Есенина при жизни поэта? (также укажите примеры переведенных на языки мира стихотворений С.А. Есенина)

На французский язык при жизни поэта были переведены такие стихи и отрывки: «Исповедь хулигана», третья часть «Сорокоуста», «Песнь о собаке», «Кобыльи корабли».

На немецкий язык переведены были стихотворение «Осень» и маленькая поэма «Пришествие».

Установлено, что на чешский язык при жизни Есенина было сделано около 25 переводов.

На японский язык в 1922-1923 гг. Кэйси Осэ сделал переложение следующих стихотворений поэта: «Не жалею, не зову, не плачу…», фрагменты «Инонии», «Преображение», «Там, где вечно дремлет тайна…» и «Нивы сжаты, рощи голы…».

По имеющимся данным, при жизни Есенина (то есть до 1926?г.) его произведения переводились, по меньшей мере, на 16?языков: немецкий, английский, французский, итальянский, японский, польский, болгарский, чешский, словацкий, сербскохорватский, идиш, латышский, армянский, грузинский, украинский, белорусский. Всего насчитывается около ста произведений Есенина, переведённых на иностранные языки при жизни поэта.

9. Что вы знаете о поэте, посвятившем Татьяне Фёдоровне Есениной целую поэму?

Поэт Александр Филатов (1913-1985), по свидетельству его сына Сергея, воспитывался в детском доме, куда попал, будучи беспризорником. В детдоме ему дали имя и фамилию. Познакомившись с творчеством Есенина, стал не просто поклонником поэта, а еще и знатоком: знал прекрасно произведения поэта, посвятил ему много своих стихов и песен.

После войны, в 1946 году, он приехал в Константиново, познакомился и подружился с матерью поэта, которого боготворил. Он помогал ей по хозяйству, бывал в гостях, когда она жила в Москве. И незадолго до смерти Татьяна Федоровна подарила ему свой крестильный крестик. Эту реликвию Филатов сохранил. Александр Филатов написал прекрасную поэму «Мать поэта» о матери Сергея Есенина, которая начинается такими проникновенными строками:

В приокском селе, под Рязанью,

Жила эта русская мать.

Она за шитьем и вязаньем

Привыкла сынка поджидать.

Бушует метель по обрывам,

И даль за рекою темна,

Она ж за шитьем кропотливым

Сидит и сидит у окна.

Окликнет ли ночью возница

На снежной дороге коней,

К соседям в окно постучится,

А сердцу послышится - к ней!.

Дружил Александр Филатов и с сестрами Есенина – Екатериной и Александрой. Старшей сестре поэта Екатерине Александровне посвящено стихотворение « На родине Сергея Есенина».

Александр Филатов прекрасно читал стихи Сергея Есенина.

10. Как менялся статус музея С.А. Есенина с момента его основания?

Сергей Александрович Есенин ушел из жизни 28 декабря 1925 года. Сразу после смерти поэта поклонники его таланта устремились в село Константиново. Добирались в основном пешком. Многочисленных гостей принимала мать поэта, а затем и сестры. Для тех, кто желал оставить отзыв, завели тетрадь, в которой впервые и появились просьбы и пожелания о создании музея С. Есенина.

Творческая интеллигенция, в частности члены Союза Советских Писателей, тоже не остались в стороне. Уже в начале января 1926 года было предложено основать в родном селе поэта избу-читальню имени С. А. Есенина. Пройдет немало времени, прежде чем сельский дом, в котором родился Сергей Александрович Есенин, станет настоящим музеем. Первая же литературная есенинская выставка была организована на террасе дома Л. Кашиной делегацией Всероссийского Союза Писателей в июле 1926 года.

В Партийном архиве Рязанской области хранится письмо, датированное декабрем 1947 года, в котором говорится «о выделении средств для приобретения дома у Т. Ф. Есениной с тем, чтобы организовать в селе Константинове избу-читальню с уголком-выставкой, посвященной творчеству поэта». Так в родительском доме Есенина и начала работу сельская библиотека, в которой с 1955 года была размещена выставка «Жизнь и творчество Есенина».

И только 28 июля 1965 годаС. А. Есенина Интерес к музею стремительно рос, и уже в октябре 1969 года в сохранившемся усадебном доме последней константиновской помещицы Л. И. Кашиной была открыта литературная экспозиция, позволяющая более глубоко и подробно рассказать о жизни и творчестве поэта. Приказом Министерства культуры РСФСР в сентябре 1970 года мемориальный дом-музей в связи с вводом литературной экспозиции в доме Л. И. Кашиной переименован в литературно-мемориальный музей С. А. Есенина.

В марте 1984 года сформировавшийся музейный комплекс в Константиново в составе крестьянской усадьбы Есениных, поместья Л. И. Кашиной с усадебным домом и парком, с храмом Казанской иконы Божией Матери, с сельской площадью, со зданием бывшей второклассной учительской школы в городе Спас-Клепики и окружающей природной и архитектурной средой по решению Совета Министров РСФСР стал Государственным музеем-заповедником С. А. Есенина.

Сегодня Государственный музей-заповедник С.А. Есенина является одним из крупнейших музейных комплексов страны.

11. Какие памятники С.А. Есенину были установлены на территории Государственного музея-заповедника С.А. Есенина с момента его основания? (укажите год установки и автора монумента)

4 октября 2007 года в парке, который был разбит еще в 1970 году рядом с усадьбой Есениных и где были высажены дорогие сердцу поэта клены, березы, липы, рябины, был установлен бронзовый памятник Сергею Есенину работы скульптора А. А. Бичукова. Скульптор является автором и других известных памятников Сергею Есенину, например, один из них установлен в Москве, на Тверском бульваре.

12. Кто является автором научной концепции Музея поэмы «Анна Снегина»?

Много лет хранителем государственного музея-заповедника Сергея Есенина в Константинове была заслуженный работник культуры России Лидия Алексеевна Архипова. За годы своей работы именно она и создала научную концепцию экспозиции «Музей поэмы «Анна Снегина», написала несколько книг, посвященных творчеству поэта.

В 1995 году в доме Лидии Кашиной открыли музей поэмы «Анна Снегина», которым очень гордилась Архипова, ведь подобных музеев, посвященных одному литературному произведению, в мире всего шесть. А в 2001 году вышла в свет ее книга «Тот образ во мне не угас…» по материалам архива Л.И. Кашиной. Архипова часто вспоминала о том, как для музея знаменитой есенинской поэмы собирались экспонаты, большую часть которых (около 500 единиц хранения) отдал сын Лидии Кашиной – Юрий.

Категория: Литература
13.03.2016 16:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!