СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль воспитателей в социальной адаптации детей в условиях детского дома по-семейному типу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любить детей - этого мало:

надо знать их, а этому надо учиться.

М.Н. Гернет.

Сегодня многие справедливо отмечают необходимость резкого усиления социальной заботы о здоровье детей-сирот, их правовой защите, полноценном включении в жизнь общества.

В нашем детском доме по семейному типу большинство составляют дети, имеющие родителей, но в основном тех, которых государство лишило родительских прав. По некоторым данным, лишение родительских прав в 88% случаев связано с тяжелым алкоголизмом обоих родителей. Всё это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья, с учётом отягчённой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют по существу «группу риска». Широко распространены расстройства психоневрологической сферы, а также общая соматическая ослабленность организма. У воспитанников младших классов отмечаются нарушения в поведении типа психопатоподобного синдрома; (каждый 3-5 ребёнок страдает энурезом или другими проявлениями неврозов; у подростков наблюдается патохарактерологические формулирование личности).

Обсуждаемая проблема - считать детей, воспитывающихся вне семьи, здоровыми или больными - чрезвычайно сложная и острая. Однако, обе эти крайние позиции с точки зрения учёных - психологов, игнорируют принципиально важное обстоятельство - специфику психического, или, точнее, психологического, развития детей в наших учреждениях, специфику, которая не определяется по критериям «норма» и «патология».

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка, - они просто другие! Психологический анализ выявил, что во многих случаях результаты экспериментальных проб у детей, растущих вне семьи, даже нельзя сопоставить по параметру « лучше - хуже», они просто свидетельствуют о разном. Учёные- психологи столкнулись тем самым с совершенно особым типом психического развития, про которых нельзя сказать, что они хуже или медленнее, чем у семейных детей. Он просто другой. Не современная норма, не умственная отсталость, не форма той или иной психической патологии. Это особый тип, связанный со спецификой развития ребёнка вне семьи. В современной психологии такой тип развития объясняют так называемыми депривационными условиями.

Депривация - неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. Отделение, имеющие пагубные последствия развития личности ребёнка. Рассмотрим, как влияет социальная депривация на развитие личности ребёнка. Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удаётся устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, которые перенесли тоже самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, всё время ждут подвоха со стороны других людей. Многие эти черты мы можем встретить и у наших воспитанников. Но, пожалуй, более показателен характер их социальных контактов после окончания проживания в детском доме, когда они входят в нормальную взрослую жизнь. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении различных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или избранницы, они часто терпят неудачи на своём пути. В результате всё приходит к тому, что создаются семейные или сексуальные связи с бывшими однокашниками, с членами той самой группы, с которой они терпели социальную изоляцию. Ко всем другим они испытывают недоверие, чувство незащищённости. Забор детского дома становится для этих людей забором, отгородивших их от социума. Он не исчезает даже тогда когда ребёнок вышел за стены детского дома и вступил во взрослую жизнь. В связи с этим коллектив детского дома поставил себе одну из главных целей социализации - не изолировать воспитанников, предупреждая возможность депривации, а всемерно развивать связи воспитанников со всем окружающим миром. Наши воспитанники ходят в гости к своим одноклассникам, приглашают своих друзей, учителей, шефов на праздники. Свободно ходят на все мероприятия города, всё лето проводят на даче в селе Дресвянка, общаясь с местным населением. И, наверное, хорошо то, что наши воспитанники чувствуют, что к ним приковано внимание общества, что они не безразличны для других людей. Но, проявляется здесь и негативное формирование личности. У детей складывается выраженная потребительская позиция и вытекающие из неё некоторые довольно уродливые формы поведения. Очень часто благотворительные акции подчёркивают особое положение ребёнка, и у детей возникает представление, что перед ним все виноваты и теперь замаливают свою вину. Всякий человек оказывается тем больше связанный с миром, включен в общество, чем больше он ему отдает сам, чем больше он делает для других людей. Развитие благотворительности порождает позицию потребителя. Конечно, сказанное не означает, что детским домам благотворительность не нужна. Напротив, остро необходимы и повышение материального состояния и обогащение среды, и расширение круга общения таких детей. Но субъективно дети не должны воспринимать это как подачку виноватого перед ним общества.

Ребёнка надо знать в норме и в отклонение от неё, что бы действительно быть ваятелем личности, какого бы качества исходный «материал» не достался. Жизнь наших детей связана с социальной собственной никому ненужности, духовной незанятостью, ребёнок зависит от реальной окружающей социальной жизни. Сегодня мир сложен как никогда.

Сейчас ещё не создана типология человеческого поведения, нет единого понимания «трудного ребёнка», единого подхода к коррекции его поведения и личностного развития. Всякий конкретный случай является своеобразным. Недостатки характера и эмоциональные (неустойчивость, повышенная возбудимость, сильная острота симпатии и антипатии к людям и импульсивность) и активно-волевые (постоянная жажда наслаждения и отсутствие определённой цели, воровство, злорадство, бродяжничество) ведут к трудностям в работе с такими детьми. Такие дети и подростки представляют собой, образно говоря, не здоровую поросль в лесу человеческого общества. У таких детей происходит психофизические изменения личности, они становятся не способными к социальной жизни. Годы дурного обращения с детьми в неблагополучных семьях сделала их людьми уже не ожидающими от людей ничего хорошего. Они вовлекают каждого взрослого из своего окружения в такую ситуацию, где может повториться их прежний негативный опыт. Всё может разыгрываться в форме незначительных, но выводящих из себя мелочей. Обычно они это делают демонстративно, уничтожая свои уже почти готовые работы и отвергая любое сотрудничество. Хотя в этой ситуации хорошо видно, насколько велика у ребёнка потребность в постоянной поддержке его сниженной самооценки.

Детство - период, когда закладываются фундаментальные, духовные качества, эти качества формируются, прежде всего, в условиях выраженной родительской любви. Дети, не получая родительской любви, чаще всего дают искажения в личностном развитии - становятся трудными для себя и других. Лишение ребёнка любви и признания приводит к деформации детской личности в сторону отчуждения, снижения способности к сопереживанию к другому.

В возрастной психологии установлено, что длительная депривация искажает умственное и личностное развитие, нарушает общение, ведёт к односторонности, бедности мотивационной сферы воспитанников.

Важным этапом в работе с такими детьми является расширение ценностной сферы ребёнка. Ребёнку объясняют его собственную уникальность, а так же необходимость освободиться от зависимости от прошлых стрессов, найти в себе силы и обрести уверенность в своём будущем. Необходимо проводить доверительные беседы, и стремиться разрушить нерезультативные стереотипы эмоциональных состояний поведения. Совместно с ребёнком конструируют его будущее. Не секрет, что дети, поступающие в детский дом, обделены в первую очередь общением; у старших потребность к общению значительно снижена, у малышей порой отсутствует совсем. Основной задачей воспитателя становится формирование этой потребности у наших воспитанников. Нужно не только научить ребёнка идти на контакт, но научить его сопереживанию, вежливости, доброжелательности, терпимости, эмоциональной поддержке, умению соглашаться, подчиняться, обмениваться опытом, знаниями, идеями для установления нормальных взаимоотношений в коллективе. Через общение дети учатся подчинять свои интересы и потребности, испытывать чувство жалости, быть чуткими, ласковыми, отзывчивыми, приобретают первый социальный опыт коммуникативной деятельности. Социальная адаптация невозможна без овладения человека общепринятыми коммуникативными навыками. Ограничение социального опыта обуславливает необходимость проведения специальной работы по формированию речевых и неречевых средств общения у воспитанников детского дома, имеющих патологию, начиная с первых месяцев пребывания детей в сиротских учреждениях. Необходимо создавать специальные педагогические условия, которые бы содействовали всестороннему развитию детей сирот. В основе таких условий лежит многоплановое по форме общение взрослых и детей, определяющими элементами которого являются эмоциональная насыщенность, доброжелательность, должный уровень культуры и выдержки взрослого, активность самого ребёнка.

Основным элементом социальной адаптации является:

1. Моделирование, которое включает в себя показ правильного поведения. Показ может организовать воспитатель в форме сценки, в которой принимает участие не только взрослый, но и сам подросток. Задача воспитателя заключается в том, чтобы создать ситуации, максимально приближенные к реальности;

2. Закрепление правильного поведения. Закрепления правильного поведения и моделирования это две стороны одного и того же процесса. При необходимости изменить поведение ребёнка, воспитатель должен использовать оба момента, так как взятые изолированно, они не принесут пользы;

3. Обратная связь - это знание результатов моделирования поведения;

4. Позитивная коррекция, которая включает в себя обратную связь и представляет собой возможность немедленного исправления неправильного поведения. В идеале, после того как воспитанник продемонстрировал своё неправильное поведение, оно корректируется. Воспитатель указывает на ошибки и модель повторяется;

5. Подкрепление;

6. Обобщение. Оно служит для того, чтобы расширить сферу применение поведенческих навыков, приблизить их к реальному окружению подростков. Воспитанников необходимо ставить в проблемную ситуацию. Этот компонент является решающим.

Таким образом, работа по социальной адаптации воспитанников детских домов представляет собой своеобразный инструмент корректировки, научения и закрепления адаптивных форм поведения. В работу по развитию социальной адаптации так же необходимо включить отработку таких навыков, как умение общаться, улыбаться, сочувствовать, приветствовать друг друга, задавать вопросы, умение хорошо выглядеть т.е. всё то, что можно назвать уроками этической грамматики. Например, умение общаться включает в себя такие моменты как умение правильно вести беседу с другим человеком, умение задавать вопросы и внимательно слушать собеседника, умение благодарить. Умение слушать включает в себя постоянный, визуальный контакт с собеседником, умение повторить только что высказанную мысль. Если воспитанник с низким интеллектуальным развитием, то делается основной акцент на повторение правильных поведенческих реакций и в меньшей степени акцентируют внимание на сложных социальных вопросах. Если же уровень интеллектуального развития высок, то необходимо организовать воспитанников на активное участие в дискуссиях, тренингах. «Расшифровка» окружающего мира головным мозгом происходит у таких людей не так как у других. Их оттесняют в сторону, отчуждают и превращают в иных. Поведение воспитанников идёт в разрез с ценностями, привычками или установками других людей, их необычное, неадаптивное, аномальное поведение привлекает к ним внимание других. Надо подвести этих детей к необходимости изменить себя, свою жизнь, и показать, что это в свою очередь приведёт к изменению отношений с окружающими людьми. Для адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами детского дома в центре педагогического внимания должны рассматриваться следующие вопросы:

1. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в школе, в семьях одноклассниках;

2. Взаимоотношения воспитанников с родителями и опекунами, налаживание взаимоотношений с родственниками;

3. Взаимоотношения детей с шефами;

4. Взаимоотношения детей с местными жителями, непосредственным окружением детского дома;

5. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Важной задачей подготовки к жизни воспитанников детского дома их социальной реабилитации является развитие у них самостоятельности, сознательности, чувство личной ответственности, способности к творческому труду, к самостоятельному и осмысленному проведение досуга, к взаимному воспитанию и самовоспитанию. Важнейшей основой коррекционно-педагогической работы в сиротских учреждениях является формирование у детей навыков общения. Общение необходимо для взаимопонимания, предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций различных асоциальных явлений.

Решить эту проблему можно путём проведения целенаправленной систематической работы по социальной адаптации, включающей обогащение и расширение социально - нравственных представлений детей об окружающем мире и обществе, труде и профессиях взрослых, работающих в учреждении и вне его, привлечением воспитанников к разнообразным, доступным видам деятельности в зависимости от возраста, степени и характера нарушения и интеллектуальных возможностей. Таким образом, мы должны создать семейную атмосферу в детском доме и погрузить ребёнка в неё с тем, чтобы восполнить то, что он потерял, лишившись своей семьи (или не получил вовсе ничего в неблагополучной семье), с тем чтобы у детей был образец взаимоотношений в семье взрослых и детей. Это, в свою очередь способствовало бы социальной адаптации наших воспитанников, помогло бы решить сложные проблемы жизнедеятельности каждого из них. Но сама по себе семейная обстановка не рождается, её нужно создавать. А для этого необходимо пересмотреть организацию воспитательной работы в детском доме, наполнить её новым содержание.

Литература:

1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 176 с.

2. Дубровина И.В. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатов / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Д.И. Фельдштейн, - М.: 1986. – 196 с.

3.Методическое пособие «Психическое развитие детей сирот», - Санкт-Петербург: 1996. – 68 с.

4.Мухина В.С. Особенности развития личности ребёнка, лишённого родительского попечения. Дети с отклоняющимся поведением / В.С. Мухина. – М.: 1989. – 221 с.

5. Налчаджан А.А. Социально - психологическая адаптация личности. / А.А. Налчаджан, - Ереван: 1988. – 143 с.

6. Поварницина В.А. Воспитателю о развитии личности ребёнка. / В.А. Поварницына, - Курган: 1995. – С 42-43.

7. Прихожан А.М. Дети без семьи: (детский дом: заботы и тревоги общества)/ А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: 1990. – 160 с.

8. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад/ Под ред. А.Н. Майорова, - М.: Интеллект-центр, 2002. – 208 с.

9. Семья Г.В., Зайцева Н.Г., Худенко Е.Д., Романовская К.В. Технологии постинтернатной адаптации подростков/ Г.В. Семья. – М.:, 2009. – 196 с.

Категория: Внеурочка
14.01.2016 16:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!