СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роль музыки в коррекции познавательной деятельности у учащихся младший классов с нарушением интеллекта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка»,— так писал В. Л. Сухомлинский в своих статьях о воспитании. Он подчеркивал, что музыкальное воспитание — это, прежде, всего воспитание человека.

О роли музыки в коррекции отстающих в развитии детей писала великий гумманист, педагог Е. К. Грачева. Она указывает, что среди них есть много детей, обладающих музыкальными способностями. Эти дети запоминают звуки, совершенно не обладая речью, поразительно верно поют или насвистывают понравившиеся им мотивы. Некоторые удачно подражают звукам животных и птиц.

«Многолетняя практика показала,— пишет Е. К. Грачева,-что на всякой ступени развития интеллекта музыка и пение в быту необходимы».

Интерес, возникающий у детей в процессе занятий музыкой, способствует активизации познавательной деятельности.

Уроки музыки обеспечивают устойчивое внимание детей, благодаря чему становится возможным коррекция всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, речи.

Особая роль в начальной школе отводится развитию музыкального восприятия. Недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка с нарушением интеллекта об окружающем мире обусловлена особенностями его восприятия. Скорость восприятия у детей с нарушением интеллекта заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста. При кратковременном прослушивании ими музыкального произведения многие детали остаются «несхваченными». Это обуславливает необходимость многократного повторения музыкального фрагмента.

Восприятие музыки — это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.

Психологическими механизмами восприятия являются эмоциональная отзывчивость на музыку, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, а также способности к творчеству.

Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное усвоение детьми различных видов музыкальной деятельности на уроке — хорового пения, игры на музыкальных шумовых инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и жанров. В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Однако цель слушания не сводится только к знакомству с таким-то произведением. Восприятие музыки шире, чем просто слушание. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти.

Музыкальный образ рисует яркую картину, уточняя и расширяя представления учащихся. Это особенно важно в работе с учащимися с нарушениями интеллекта, с которыми необходимо использовать больше наглядных и различного рода эмоциональных побуждающих средств. В своей работе я использую иллюстрации, пособие «Музыкальные инструменты», музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты, аудиозаписи.

Практическая деятельность (пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах) прочно входит в жизнь ребенка в разнообразных формах, как в ее спонтанных проявлениях, так и в виде организованных занятий.

В практической деятельности особое место занимает пение. Уроки пения развивают память, музыкальный слух, оказывают положительное воздействие на исправление разного вида речевых нарушений детей с нарушениями интеллекта. При исполнении песен происходит коррекция артикуляции отдельных звуков, как гласных, так и согласных. С этой целью я подбираю песни с простыми мелодиями, с ясным и понятным содержанием, с незначительным количеством слов. Перед исполнением песен я всегда использую короткие попевки.

У детей с нарушением интеллекта чистое интонирование от начала до конца мелодии встречается редко, но при условии систематичности занятий возможно чистое интонирование ими отдельных отрезков мелодии, некоторые дети могут чисто пропеть несложную мелодию попевки с музыкальным сопровождением и без. В развитии речевой моторики большое значение имеет показ учителем артикуляции трудных звуков, встречающихся в разучиваемой песне, то есть сначала я без музыкального сопровождения пропеваю трудные места, затем все дети повторяют, а если необходимо опрашиваю индивидуально. Если на начальных этапах песня исполняется по подражанию, то в дальнейшем только повторение музыкального произведения, без показа

артикуляции, начинает вызывать соответствующую артикуляцию.

Анатомо-физиологическими особенностями голоса учащихся с нарушениями интеллекта являются неустойчивость, вялость или крикливость. Применяемые мной методы и приемы такие как, исполнение песен с разной динамикой, с солистами, или с музыкальными инструментами способствуют коррекции нарушений голоса.

С речью неразрывно связано развитие мыслительных процессов. Ознакомление с окружающим миром начинает осуществляться посредством слова. Как указывал Б. Л. Сухомлинский, «Музыка пробуждала энергию мышления даже у самых инертных детей». «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной' мелодии перед ребенком раскрывается красота окружающего мира».

В процессе музыкальных занятий происходит коррекция и такого сложного психического процесса, как память. Дети должны запомнить последовательность движений, различные по сложности комбинации движений', определенные мелодии, ритмы, слова разучиваемых песен. Практика показывает, что дети с нарушениями интеллекта гораздо легче запоминают слова песен, долго сохраняя их в памяти, нежели самые простые стихи.

Использование музыкально-ритмических движений или физминуток под звучание детских песен на уроках музыки развивает творческие способности младших школьников с нарушениями интеллекта в целом и чувство ритма в частности. Сопровождение движения детей музыкой способствует их раскрепощению, дает выход эмоциям и энергии.

Такие упражнения являются своеобразным психотерапевтическим методом воздействия на эмоциональную сферу ребенка и коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфере (в развитии моторики, памяти, внимания).

Музыка снимает утомление, являясь прекрасным средством охранительного педагогического режима. Именно поэтому я использую на уроке магнитофон и соответствующий музыкальный репертуар. Наблюдения показали, что учащиеся получают удовольствие от прослушивания знакомых музыкальных произведений.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Они активизируют заинтересованное отношение ребенка, способствуют восприятию музыкальных образов. Игра эффективна как помощь при коррекции агрессивности в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей; она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку ребенка.

Начальной формой музыкальной игры принято считать игру с пением, где характер образа движения во многом определяет текст. После разучивания слов и мелодии песни мы инсценируем ее. Например, такие песни как «Урожай собирай», «На горе-то калина», новогодние хороводы и др.

Важную роль в коррекционной работе играют и музыкально-дидактические игры. В музыкально-дидактическую игру могут быть включены все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, движения под музыку, исполнение на музыкальных инструментах. Методика проведения игр такова, что позволяет всем детям включиться в них.

Угадывая, например, знакомую песню или музыкальный инструмент, учащиеся, у которых проблемы с речью выбирают из нескольких иллюстраций, картинок ту, которая соответствует заданию. В своей работе я использую такие игры: «Выбери нужный инструмент», «Подбери картинку к музыке», «Определи состав исполнителей», «Лесенка», «Подбери группу инструментов» и др. Для закрепления знаний о форме музыки использую цветные карточки.

Игра на детских музыкальных инструментах один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих педагогических задач:

  • стимулирование исполнительской деятельности детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в часы отдыха);
  • развитие у них художественного вкуса и интересов;
  • воспитание интереса к игре в оркестре;
  • формирование умения различать тембр инструментов;
  • развитие музыкальных способностей, формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средствах музыкальной выразительности.

Развитие у детей с нарушением интеллекта чувства ритма сопряжено с рядом трудностей. Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство учащихся. Оно развивается в процессе исполнения ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Например, для более успешного восприятия музыки и усвоения учащимися таких понятий как «оркестр», «ансамбль», при знакомстве с музыкальными инструментами я применяю имеющиеся в основном шумовые и ударные музыкальные инструменты.

Музыкальное воспитание располагает большими возможностями воздействия на внутренний мир ребенка с нарушениями интеллекта, на формирование его нравственно-этических представлений и становление личности в целом. «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».

Библиография:

  1. Воспитание и обучение детей с нарушением развития» №1-2005.
  2. «Дефектология» №4-1990.
  3. «Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка: сборник научных трудов» - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981.М.Н.Перова, С.Д. Забрамная, З.Н.Смирнова, Е.Ф. Сегалевич.
Категория: Музыка
29.01.2017 18:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!