СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль медиатеки в формировании информационной культуры будущего учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену модели «образование на всю жизнь» новым подходом – «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на приоритет развивающейся личности, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной; многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Важнейшей составляющей новой парадигмы образования стала идея непрерывного образования, охватывающего все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования. Реализация идеи непрерывного образования направлена на преодоление основного противоречия современной системы образования – противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения. Это противоречие заставляет образовательные учреждения, прежде всего формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Будущий педагог не только должен сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и быть профессионально готов транслировать их, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности. Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источниками информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широкое внедрение информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых потребителям информации, - все это обусловливает необходимость владения не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать пользователям навыки работы с информацией. Одним из приоритетов современного образования становится проблема формирования креативной личности. А важнейшим механизмом создания творческой разносторонней личности можно назвать информатизацию образования в колледже, повышение информационной культуры будущего педагога. Новая эра микропроцессорной техники и появление персонального компьютера реализует принцип «информация здесь и сейчас», усилив интеллектуальные возможности человека. Одной из наиболее ярких иллюстраций стремительного внедрения в жизнь новых информационных технологий является Интернет-технология. Интернет характеризуется темпами роста. Отмечается, что число пользователей Интернета удваивается каждые сто дней. Для сравнения: США понадобилось 38 лет, чтобы достичь уровня 50 млн. радиоприемников; 13 лет, чтобы достичь уровня 59 млн. телевизоров и только 4 года, чтобы достичь уровня 60 млн. пользователей Интернет-ресурсов. Информатизация образования – процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного информационного мирового сообщества, к продуктивному использованию информации и знаний на основе широкого использования вычислительной техники и средств телекоммуникации. Процесс информатизации во всем мире принято расценивать как ключевое условие успешного развития общества, доминирующую тенденцию развития цивилизации в XXI веке. В 2009 году в нашем колледже появилась возможность создания специального подразделения — медиатеки, состоящей из компьютерного зала. Медиатека оснащена мебелью, компьютерами. Формируется фонд электронных дисков, ведется электронная каталогизация учебной литературы средствами автоматизированной информационно-библиотечной системы «МАRК-SQL». Разработана локальная сеть из 5 компьютеров с удаленным участком и с доступом в Интернет. Целью медиатеки является создание для участников образовательного процесса условий свободного выбора методов, форм и средств развития личности, а также обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам колледжа. Задачами медиатеки являются: - Создание на уровне колледжа медиа-библиотечной среды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами; - Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и методическими материалами на традиционных и современных носителях информации; - Воспитание информационной культуры будущих педагогов; - Оказание технической и методической помощи участникам образовательного процесса. В медиатеке колледжа созданы все условия для самостоятельной и коллективной, творческой работы учащихся. Число пользователей постепенно увеличивается. В медиатеке организован свободный доступ пользователей ко всем информационным ресурсам. Информационные ресурсы представлены: - фондами нетрадиционных носителей информации (90 дисков); - доступом в Интернет; - программными обеспечениями, необходимыми для учебного процесса, для проектной деятельности (Adobe Photoshop, PageMaker, Macromedia Flash, AutoCAD, FrontPage и др.) Медиатека колледжа - структура, интегрирующая современные информационные ресурсы в учебный процесс, обеспечивающая комплексный характер представления информации для студентов и преподавателей. Аккумулируя новые информационные системы и технологии, апробируя новые методы и формы обучения, медиатека становится многофункциональным учебно-методическим подразделением, которое дает возможность ставить и решать проблемы обновления содержания обучения. Инфраструктура медиатеки в значительной степени отличается от обычных компьютерных классов и строится как универсальная экспериментальная лаборатория, что позволяет достаточно гибко подходить к внедрению новых программных систем, методов и форм обучения. Демонстрационные и временные версии позволяют провести предварительный анализ и выделить актуальное программное обеспечение, локальные и сетевые версии позволяют апробировать новые программные системы как в форме фронтальной, групповой, индивидуальной работы с преподавателем, так и в форме самостоятельной работы. Медиатека способствует: - совершенствованию навыков, полученных на уроках информационных технологий. Если работа на компьютере ограничивается количеством часов по учебному плану, то в медиатеке студенты дорабатывают свои навыки за счет свободного времени от занятий. - умению использовать интерактивные обучающие диски; - обеспечению отработки навыков самостоятельной поисковой деятельности; - умению работать в группе и эффективно использовать полученные теоретические представления для решения задач, выходящих за пределы учебных ситуаций; - основам культуры общения через электронную почту; навыкам грамотного использования больших возможностей Интернета. Таким образом, медиатека расширяет общую компьютерную подготовку студента, включая навыки пользования персональным компьютером и работы в сети Интернет, умению работать с различной информацией и прочных навыков работы с компьютером.

Использованная литература: 1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М., 2003. 2. Сафонова Е.В. Медиатека в образовательном пространстве школы // http://pedsovet.org 3. Ноэль Истабрук. Internet. Освой самостоятельно за 24 часа. – М., 1998. 4. Ларина Н.А. Практико-ориентированный подход к обучению специалистов в области информационных технологий// www.it-education.ru

Категория: Внеурочка
21.10.2015 18:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!